Компетенция Президента РФ, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента РФ. 1 страница

В. Г. Васильев

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 030900 Юриспруденция,Квалификация (степень) «бакалавр»

3-е издание, и переработанное в апреле 2014 г.

Новосибирск, 2012

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

ББК 67.400я73

В 19-1

Рецензенты:

В. С. Курчеев — доктор юридических наук, профессор,
декан юридического факультета НГУ;

И. А. Кравец — доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой конституционного и муниципального
права СибАГС

В 19-1 Васильев, В. Г.

Конституционное право: учеб. пособие. / В. Г. Васильев; СибАГС. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2011. — 250 с.

ISBN 978-5-8036-0389-4

Учебное пособие дает представление о развитии конституционного строя и его особенностях в России, государственном устройстве и форме правления, правовом положении ее субъектов, основных правах, свободах и обязанностях человека и других государственно-правовых явлениях, происходящих в РФ.

Разработано с целью методического обеспечения учебной дисциплины «Конституционное право» (федеральный компонент), направление подготовки 030900 Юриспруденция,Квалификация (степень) «бакалавр»

Предназначено для студентов СибАГС, обучающихся по дистанционной технологии, а также рекомендовано для самостоятельной работы студентам всех форм обучения.

В учебном пособии использованы правовые акты по состоянию на 1 сентября 2011 г.

ББК 67.400я73

Сибирская академия

ISBN 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение

Учебная дисциплина «Конституционное право» формирует правовые знания, правовое сознание, необходимые для специалистов различных сфер деятельности. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы дать теоретическое представление о ряде государственно-правовых явлений: об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития конституционного строя и его особенностях в России; государственном устройстве и форме правления Российской Федерации, правовом положении ее субъектов; значении конституции в жизни государства и общества; основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, способах их защиты и возможностях ограничения; избирательной системе, формировании, компетенции и функционировании федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Кроме того, дисциплина «Конституционное право Российской Федерации» ориентирована на получение таких практических навыков, как умение:

¾ выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями;

¾ использовать нормы конституционного права для решения управленческих, политических и социальных задач;

¾ оценивать правомерность действий должностных лиц при выполнении публичных функций.

В соответствии с вышеизложенным цели и задачи учебной дисциплины можно сформулировать следующим образом: изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов конституционного правосознания, юридического мышления, отвечающих требованиям построения в России правового государства и гражданского общества, а также приобретению навыков, которые можно будет использовать при работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Использование электронной обучающей системы (ЭОС) при изучении дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет некоторые особенности. Она предназначена для дистанционного обучения студентов Института переподготовки специалистов и является основой для подготовки к практическим занятиям и экзамену.

Кроме теоретического материала на компакт-диске ЭОС содержится схемокурс, раскрывающий основные внутренние и внешние логические связи по каждой теме дисциплины, хрестоматия, включающая наиболее важные нормативные правовые акты, словарь терминов, контролирующие тесты и список основной и дополнительной литературы.

Наряду с изучением соответствующей темы на основе предложенных в ЭОС материалов необходимо подобрать в качестве дополнительных источников две-три книги желательно последних двух-трех лет выпуска. Следует учесть, что многие авторы, представленные в библиографическом списке, переиздают свои работы, изменяя и дополняя их в соответствии с меняющимся законодательством, поэтому следует использовать литературу этих авторов последних годов издания.

Кроме учебников, необходимо также использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс». Обращение к этим базам необходимо по следующим причинам:

¾ в них регулярно вносятся изменения и дополнения, появляющиеся в законодательстве;

¾ кроме федеральных нормативных источников, в правовых базах представлены подразделы, включающие нормативные базы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, в Новосибирской области база «Кодекс» имеет специальное приложение «Законодательство Новосибирской области»). Это существенно облегчает изучение некоторых тем дисциплины и дает возможность проанализировать применение теоретических разработок на практике;

¾ они содержат не только сам текст нормативного акта, действующего сегодня, но и варианты ранее действовавших актов, ссылки на официальные источники, связи с дополнительными источниками, регулирующими те же самые правоотношения;

¾ в компьютерных правовых базах представлены комментарии к законодательству, ответы на вопросы и другая информация;

¾ из них легко делать подборку необходимых актов, копировать текстовые файлы, чтобы в дальнейшем пользоваться ими.

На полях следует помечать вопросы, которые, по вашему мнению, не раскрыты или раскрыты неполно, чтобы в дальнейшем найти недостающую информацию в рекомендуемой литературе.

После изучения каждой темы необходимо ответить на вопросы контролирующих тестов. Ответы следует формулировать точно, поскольку юридические дисциплины подразумевают точность высказывания. Желательно схематизировать ответы на вопросы, поскольку информация в виде структурно-логической схемы помогает лучше запомнить материал.

Раздел 1.Основы теории

конституционного права

1. Конституционное право как отрасль права

Учебные цели: уяснение места конституционного права в системе права Российской Федерации, понятия и содержания конституционно-правовых норм и институтов, конституционно-правовых отношений, источников конституционного права.

План

1.1. Понятие конституционного права.

1.2. Источники конституционного права.

1.3. Конституционно-правовые отношения.

1.1. Понятие конституционного права

 
Российское право — это совокупность общеобязательных, установленных и санкционированных государством правовых норм, правил поведения, исполнение которых обеспечивается государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части — отрасли права.

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, представляющая собой также совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения (конституционное, административное, гражданское, уголовное и другие отрасли права). Конституционное право — одна из важнейших отраслей права.

В юридической практике различных стран используются два термина: конституционное право и государственное право. В Российской Федерации до 1993 г. чаще использовался термин государственное право, а после 1993 г. — конституционное право. Некоторые авторы пользуются двумя терминами одновременно — конституционное (государственное) право.

Термин конституционное право употребляется в трех значениях: ведущая отрасль права; юридическая наука; учебный курс. Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, которые закрепляют основы общественного строя и политики Российской Федерации, основы правового положения личности, определяют национально-государственное устройство Российской Федерации, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, принято именовать ее предметом. Различные отрасли права регулируют общественные отношения в одной из сфер общественной жизни, а конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми. Эти общественные отношения закрепляют суверенитет многонационального народа России, т. е. властные отношения, определяют принципы государственного и общественного устройства, основы политической и экономической системы государства, основы правового статуса человека в обществе, основы федеративного устройства и систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из методов правового регулирования в конституционном праве является метод властеотношений, которыйзаключается в том, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону возлагается обязанность подчиняться велениям этой стороны. Возможны отношения и на основе равенства сторон — диспозитивный метод, а также метод гарантий, метод рекомендаций, метод поощрений и др.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила поведения в сферах отношений, составляющих предмет конституционного права. Их исполнение обеспечивается сознательностью граждан, авторитетом государства, его организаторской работой, методами убеждения, а в случае необходимости и методами государственного принуждения. Для конституционно-правовых норм характерны все признаки правовых норм, но вместе с тем им присущ и ряд специфических особенностей:

¾ они являются ядром правовой системы, так как регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

¾ носят учредительный характер, поскольку определяют содержание и форму правовых актов в других отраслях права;

¾ устанавливают правила поведения в самом общем виде, среди них значительное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

¾ особенности механизма их реализации связаны с особого вида отношениями общего характера или правового состояния, например, состояние в гражданстве, состояние субъекта Российской Федерации в составе Федерации.

Некоторые авторы выделяют структурные особенности конституционно-правовых норм. Все правовые нормы, как правило, состоят из трех частей: а) гипотезы — условий применения правила поведения, б) диспозиции — самого правила поведения, в) санкции — последствий неисполнения правила поведения. В большинстве же конституционно-правовых норм, по их мнению, имеется только диспозиция и иногда гипотеза, а санкции содержатся в нормах других отраслей права (уголовного, административного и пр.). В нормах-принципах, нормах-целях нет и гипотезы.

 
Однако, несмотря на особенности внешнего проявления, конституционно-правовые нормы определяют основные параметры (цели, границы, способы, условия) поведения социальных субъектов в наиболее важных сферах общественной жизни. Одни из них устанавливают эти параметры вполне конкретно, другие же — лишь ориентируют, оказывают косвенное влияние на поведение. Отсутствие гипотезы ставит само правило поведения (диспозицию) в неопределенное состояние, так как не ясно, при каких условиях правило должно применяться. Отсутствие же санкции лишает правило поведения обязательности, возможности обеспечения его силой государственного принуждения. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Таким образом, трехзвенность присуща всем правовым нормам, только структурные элементы нормы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта, т. е. норма права и статья нормативного акта — это не одно и то же. Положение, закрепленное в одной из статей Конституции, может служить санкцией для многих конституционно-правовых норм (например, ст. 125, ч. 6 Конституции Российской Федерации).

Конституционно-правовые нормы классифицируются:

1) по содержанию: нормы закрепляющие основы общественного строя, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления;

2) юридической силе: нормы в зависимости от того, в каком нормативном правовом акте содержится та или иная норма (в Конституции Российской Федерации, в федеральном конституционном законе, в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации и т. д.);

3) характеру имеющихся в них предписаний: нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

4) степени определенности предписаний: нормы императивные, диспозитивные;

5) территории действия: нормы общегосударственные, региональные, местные;

6) назначению в механизме правового регулирования: нормы материальные, процессуальные.

 
1.2. Источники конституционного права

Материальными источниками конституционного права являются социально-экономические отношения в обществе, и в первую очередь — отношения собственности, определяющие характер и содержание права в целом. Важнейшим источником конституционного права считают также естественное право — это общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права, относящиеся к вечным ценностям и служащие главным критерием демократизма общества.

Идеи естественного права возникли еще в Древней Греции. Однако в понимании некоторых современных правоведов естественное право отрицает право позитивное, противопоставляя писаный закон естественному праву, более приоритетному. На практике это может привести к тому, что должностные лица получат возможность оправдывать свой произвол ссылками на естественное право, которое нигде и никем не закреплено. Таким образом, только те нормы поведения становятся правовыми, которые закреплены нормативными правовыми актами.

 
В юридическом смысле в качестве источников права рассматриваются формы, посредством которых выражается право и устанавливаются обязательные правила поведения. Существуют четыре формы источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, нормативный акт. В конституционном праве Российской Федерации обычно используются нормативные акты и договоры,хотя на практике встречаются и другие формы.

Система источников конституционного права Российской Федерации:

1.

 
 
 
 
Источники общефедерального значения: Конституция Российской Федерации; законы — федеральные конституционные, федеральные (в том числе кодексы), закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, действующие законы СССР, РСФСР, Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; декларации Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Совета Федерации, Государственной Думы, постановления Правительства Российской Федерации; регламенты, положения о деятельности федеральных органов власти; решения (постановления) Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти; Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий; международные договоры; общепризнанные принципы и нормы международного права (хотя в мире нет общепринятого определения этих принципов и норм).

2. Источники на уровне субъектов Российской Федерации: конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы; действующие нормативные акты бывших обл-, крайсоветов, не противоречащие Конституции Российской Федерации; указы, постановления, решения президентов, глав администраций, представительных и исполнительных органов власти, конституционных и уставных судов; регламенты и положения о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

3. Источники на уровне отдельных территорий: уставы городов, районов, сельсоветов, поселков; нормативные акты территориальных органов государственной власти; нормативные акты органов местного самоуправления.

К источникам конституционного права относятся только те нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы.

1.3. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения возникают в результате действия конституционно-правовых норм, это реальные (фактические) общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Для правоотношений характерно наличие, как минимум, двух сторон или участников отношений, именуемых также субъектами правоотношений, при этом один субъект обладает определенными правами, другой — соответствующими обязанностями, или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Таким образом, юридическое содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности их участников, установленные нормами конституционного права Российской Федерации.

Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. События происходят независимо от воли субъекта, действия связаны с проявлением воли субъекта. Юридические лица принимают акты, а физические лица совершают поступки. Юридические действия могут быть правомерными и неправомерными, в том числе и неправомерным бездействием.

Субъектами правоотношений являются их участники, осуществляющие свои права, несущие обязанности и выступающие в качестве сторон. Субъекты конституционно-правовых отношений условно делятся на три группы, связанные:

¾ с человеком — российский народ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, человек, лицо, личность, избиратели, объединения граждан;

¾ территорией — государства (в том числе Российская Федерация), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), административно-территориальные единицы, муниципальные образования;

¾ с государственно-властными полномочиями — органы государственной власти (федеральные и в субъектах Российской Федерации), органы местного самоуправления, депутаты, должностные лица, избирательные комиссии и др.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: государственная территория; материальные ценности (частная, государственная, муниципальная собственность); действия субъектов конституционно-правовых отношений (юридические акты, юридические поступки); личные неимущественные блага (честь и достоинство высших должностных лиц, всех граждан, каждого человека, которые защищаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами).

В конституционном праве различают правомерное поведение и правонарушения. Правомерное поведение — это такое поведение субъектов, которое соответствует нормам конституционного права. Правонарушение — это действие (или бездействие), противоречащее требованиям норм конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. В случаях правонарушения предусматривается юридическая ответственность, которая представляет собой применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления правопорядка и для наказания субъекта, совершившего правонарушение.

В конституционном праве предусмотрены различные меры юридической ответственности. Важнейшие из них: признание Конституционным Судом Российской Федерации акта неконституционным; отмена Президентом Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации; приостановление Президентом Российской Федерации действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации или отказ в доверии; отставка Правительства Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации; роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы; отрешение Президента Российской Федерации; отмена регистрации кандидата; признание выборов недействительными; отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; роспуск законодательных и представительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; отмена решений о гражданстве; отказ в регистрации политических партий и их ликвидация по решению суда и др.

 
Комплексы родственных норм именуются конституционно-правовыми институтами, выступающими как часть, элемент системы конституционного права. К основным институтам относятся: основы конституционного строя; основы правового положения личности; национально-государственное устройство; система органов государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из основных институтов конституционного права может содержать в себе ряд других, более мелких институтов. Например, институт правового положения личности в обществе можно разделить на институт прав и свобод и институт обязанностей человека. А институт прав и свобод, в свою очередь, может быть разделен на институты личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод. В качестве самостоятельных институтов могут выступать право на жизнь, свобода слова, право частной собственности и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение отрасли права.

2. В чем заключается особенность предмета отрасли конституционного права?

3. Назовите основные методы правового регулирования в конституционном праве.

4. Назовите специфические особенности конституционно-правовых норм.

5. Составьте схему основных конституционно-право­вых институтов и покажите их взаимосвязь.

6. Изобразите схематически систему источников конституционного права.

7. В чем заключается сущность юридического содержания конституционно-правовых отношений?

8. Составьте схему субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

9. Какие меры юридической ответственности предусмотрены в конституционном праве?

2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства

Учебные цели: усвоение понятия Конституции Российской Федерации как основного закона государства, ее юридических свойств.

План

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2.2.Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации.

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации

Декабря 1993 г.

Термин конституция происходит от латинского constitutio — установление. В Древнем Риме конституциями назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.

Первые представления о конституции как основном законе государства были разработаны Аристотелем и другими учеными Древнего мира. Они касались в основном вопросов рационального устройства государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В соответствии с современным понятием, конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Она учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Это понятие связано с буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Буржуазия в борьбе с феодализмом добивалась ограничения королевской власти парламентом и установления равенства всех граждан. Первый акт конституционного типа — «Формы правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», или «Орудие управления», — был принят в 1653 г., но через пять лет был отменен.

Первая конституция была принята в США в 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в принявшем конституцию Конвенте,— рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии.

 
В ХIХ в. конституции были приняты практически во всех странах Европы, кроме России, а в ХХ в. конституции были приняты в абсолютном большинстве государств.

Различают понятие конституции в узком и широком смысле слова. В узком смысле конституция — это основной закон государства, а в широком — это система правовых норм, закрепляющих правовое положение личности в обществе и характер органов, осуществляющих государственную власть. С этих позиций каждое государство имеет конституцию. В широком смысле слова можно говорить о конституциях даже рабовладельческих и феодальных государств.

 
Существует ряд требований к конституционным актам, претендующим называться конституцией. Общепризнанные принципы конституционализма: разделение властей; осуществление законодательной власти парламентом; определение парламентом государственных доходов и расходов; ответственность и подотчетность исполнительной власти перед парламентом; верховенство законов; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; формальное равенство всех граждан перед судом и законом.

Конституции, как правило, выполняют следующие функции: учредительную — закрепление новых общественных отношений или создание предпосылок для их появления; организаторскую — стимулирование политической активности государственных органов, общественных объединений, всех граждан на решение новых задач, поставленных основным законом; внешнеполитическую — создание правовой основы участия государства в международных интеграционных процессах; идеологическую — утверждение идеологического многообразия (конституция является выражением определенной идеологии, направленной на закрепление новых общественных отношений); юридическую — конституция становится основой вновь создаваемой правовой системы и нового правопорядка в стране, дает импульс развитию нового законодательства и, обладая прямым действием, сама регулирует общественные отношения. К числу важнейших функций конституции относятся также закрепление преемственности государственности, воспрепятствование территориальному распаду государства, сохранение его суверенности.

На волне перестройки в бывших союзных республиках СССР на рубеже 80–90-х гг. начинают активизироваться националистические силы, и в противовес этому в Российской Федерации провозглашается Декларация о суверенитете РСФСР, учреждается пост Президента России. Вопреки воле народа, который на референдуме в марте 1991 г. однозначно высказался за сохранение СССР, на встрече трех руководителей республик России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. СССР был ликвидирован.

Еще раньше, 12 июня 1990 г., на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным. В работу над проектом конституции включились практически все политические партии и движения. Однако ни один проект не удовлетворил Ельцина, поэтому в июне 1993 г. было созвано Конституционное совещание, но и проект Конституционного совещания не устроил Президента.

Наши рекомендации