Памфлеты Дж.Лильберна и Дж.Уинстенли
Памфлет- разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя. Лильберн был Идеологом этого движения партии, которая предприняла ряд мер законы о печати, направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров.. Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати. Как только Лильберну стало ясно, что индепенденты, захватившие власть в парламенте, не выполняют обещаний, данных народу, а используют власть только в интересах своего класса, что на смену диктатуре пресвитериан пришла диктатура индепендентов, он выступил с новым требованием Новые цепи Англии устроения свободной жизни. Лильберн требовал от индепендентов осуществления этого принципа на деле. Лильберн предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Хотя предварительная цензура не была отменена, Ареопагитика получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы Ареопагитики стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи.
Джерард Уинстенли опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность можно квалифицировать как утопический коммунизм. Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её беспокойным дьяволом. При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет — Закон свободы. В дальнейшем, идеи Уинстенли развил в период Великой французской революции Г.Бабёф. Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров — самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах Знамя, поднятое истинными левеллерами, Декларация бедного угнетенного люда Англии и других Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.
Памфлетная публицистика Лильберна и Уинстенли. Они являлись противниками монархии и сторонниками парламента а источником власти считали народ, то есть требовали политического и экономическ ого равенства.
1641 — первый закон о контроле печати
в 1643 — новое ограничение свободы печати
в 1647 — третий запрет, 1649 — ужесточение прежних запретов.
Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати
1. 8. «Персональный» журнализм. Английская просветительская журналистика. Д.Дефо как редактор «Обозрения» (“The Review”). Публицистика Дж.Свифта, его работа в еженедельнике «Исследователь» (“The Examiner”).
Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма - практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей Как писал Даниэль Дефо, если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу — тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми
В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический Свифта и Дефо и морально-дидактический Аддисона и Стиля.
Свифт и его работа в еженедельнике Исследователь The Examiner.в этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Роман Путешествия Гулливера — развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем . Серия памфлетов Свифта Бумаги Бикерстафа определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.
Дефо как редактор Обозрения The Review. В 1704 начинает выходить его газета ОБОЗРЕНИЕ. За новостями Дефо не гнался: и угнаться было трудно, и публика не успевала бы их переваривать. Он жил как бы в ритме с читателями. Он информировал их косвенно, подсказывал, на что обратить внимание, обсуждал все, что давно уже носилось в воздухе, что вроде бы и так известно, но стоит о том же еще поразмыслить. Дефо занимался пропагандой. Газета считалась еженедельником, но только первые четыре номер выходили раз в неделю, два, потом даже три. Выходило отдельными выпусками, Издавалась газета на государственные средства. В обязанности Дефо входило следующее:
1) быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против унии Англии и Шотландии, и стараться помешать их попыткам
2) беседовать с жителями, склоняя сознание людей в пользу объединения,
3) опровергать в печати всякое выступление против союза,
4) устранять подозрения у людей относительно тайных происков Англии против шотландской церкви. В 1707 старания унии увенчались успехами.