Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX - X вв. традиционно была связана с Константинополем - “Царьградом” и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.

Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

5. Культура Древней Руси. Письменность, литература, зодчество, живопись.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано "горушна" (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные".

В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица".

Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели "противени" - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности.

В связи с принятием христианства стали создаваться школы для книжного учения. В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, исторические хроники, повести. Уже в 11 в. начинается формирование древнерусской литературы. Летописи – «Повесть Врем. Лет». Главная тематика - отстаивание христианской веры и защита земли. Автором ПВЛ считают монаха Нестора. «Слово о законе и благодате», написанное в середине 11 века митрополитом Илларионом, посвящено прославлению христианства. В «поучении Владимира Мономаха» создан образ идеального князя. Крупнейшие центры летописания – Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская земли.

Сознание единства Русской земли – основная тема литературы 12-13 вв. Крупнейшее произведение – «Слово о Полку Игореве».

Важный вид литературы – жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе».

С принятием христианства стали возводиться храмы. В конце 10 в. Был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь. Самый ранний из сохранившихся – собор святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (11 в). Немного позже был построен собор Святой Софии в Новгороде. В 11 веке возводились в Новгороде и монастырские каменные церкви.

В 12 в.быстро развивалось каменное строительство. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на деньги горожан, предназначались для повседневной службы и были невелики и просты в убранстве: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.

Во Владимире соборы были величественны и нарядны: Успенский собор, Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота.

С распространением каменного строительства стала распространяться монументальная живопись, фрески, мозаики. В каждой церкви находились иконы, самая знаменитая – «Богоматерь Владимирская».

Существовала и книжная миниатюра. В 12-13 вв.живопись также была связана с росписью храмов, в основном фресками.

6. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ вв.

Основные политические центры и пути их развития.

Главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Экономич.развитие отдельных княжеств – социал.конфликты.

Главная разъединит.сила – боярство (не хотело завис.от князя). Оно помогло установ.власть на местах.

Политическая, или феодальная, раздробленность является закономерным этапом в развитии государственности. Поэтому Древняя Русь в этом смысле не является исключением. По определению большинства историков, феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности, соответствующая миру отдельных феодальных мирков, новая форма взаимодействия власти и общества. Во 2-й половине XIII в. Древнерусское государство окончательно распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии (отдельные ветви княжеского рода Рюриковичей). Титулом великого князя теперь величали не только киевских, но и князей других земель. Процесс дробления привел к тому, что внутри отдельных земель и княжеств образовались новые более мелкие уделы. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между отдельными русскими землями. Сохранялись единая вера и церковная организация, единый язык, культурные связи и правовые нормы «Русской правды». Наиболее крупными с момента отделения русских земель от Киева стали Новгородско-Псковская земля, Юго-Западная Русь и Северо-Восточная - Владимиро-Суздальская земля. Их обособление усилилось в результате татаро-монгольского завоевания. Эти три области существенно отличались друг от друга особенностями внутриполитической структуры и путями дальнейшего развития.

Самой зажиточной и богатой оказалась территория Новгородской республики. После того, как путь «из варяг в греки» пришел в упадок, именно Новгород стал центром русской заморской торговли. Владения Новгорода простирались от Белого моря до Урала. Здесь сложился и особый политический строй - феодальная демократия. Высшим органом государственной власти считалось вече, обладавшее широкими полномочиями и решавшее важнейшие для республики вопросы. Здесь же выбирались высшие должностные лица государства: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавит ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции; архиепископ; князь призывался в основном для обороны республики и для отправления некоторых судебных полномочий.Слабость Новгорода заключалась в продовольственной зависимости от «низа» - земледельческих княжеств Центральной и Южной Руси.

Конец ХШ-ХIV вв. - время расцвета Новгорода. Новгород не подвергался монголо-татарскому разгрому, хотя и платил дань. Фактически Новгород был аналогом городов-республик Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Самобытностью отличалась и новгородская культура. Здесь возникли былины «О Василии Буслаеве» и «Садко», прославлявшие богатство Новгорода. Значительное распространение получила грамотность. В условиях давления как с Запада, так и с Востока, республика стремилась отстоять независимость, особенно при Александре Невском. С. М. Соловьев писал о нем: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Новгородцы осуждали Александра за уступки Золотой Орде, но, видимо, потому, что там сохранялись устойчивые западнические настроения. С конца XIV в. обостряется социальная рознь в новгородском обществе, а со 2-й половины XV в. республика, в политическом плане представлявшая комбинацию боярской олигархии и вырождавшейся вечевой демократии, стала клониться к упадку. К этому времени Новгород все больше подпадал под влияние нового могущественного соседа - Великого княжества Московского и был окончательно включен в его состав в 1478г.

Южные, Юго-Западные и Западные земли вошли в состав Галицко-Волынского, Киевского и некоторых других княжеств. Активную роль в их жизни играло сильное местное боярство, соперничавшее с княжеской властью. Накануне Батыева нашествия Галицко-Волынская и Киевская земли были объединены под властью могущественного князя Даниила Романовича (1205-1264 гг.). Однако в конце Х1П - первой половине XIV в. все эти территории постепенно вошли в состав Великого Княжества Литовского и Русского. Важным фактором сближения русских и литовских земель являлась совместная борьба против Золотой Орды.

Литовское государство сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. 9/10-х ее территории составляли древнерусские земли, поэтому государь его носил титул Великого князя Литовского и Русского, а в официальном делопроизводстве господствовал русский язык. При князьях Гедимине (1316-1341 гг.) иОльгерде (1345-1377 гг.) это было достаточно прочное государственное образование, выведшее многие русские территории из-под власти татарской Орды. Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Наиболее крупные города имели магдебургское право, а жителей пограничных территорий, проживающих в «зоне риска» , пишет Л.И. Семеникова, под угрозой монголо-татарского нашествия или набегов московитов, освобождали от уплаты податей и давали дополнительные привилегии. С конца XIV в. Здесь наблюдалась стойкая тенденция к объединению с Польшей и распространению католицизма. Началом этого процесса стала уния Литвы и Польши (1385 г.). Религиозный вопрос превратился в камень преткновения на пути дальнейшей консолидации русских земель в составе Литвы. С конца XV в. наблюдается тенденция их постепенно усиливавшейся ориентации на Московское княжество. В то время Литовское княжество вместе с входившими в его состав русскими территориями все больше подпадает под влияние Польши и окончательно сливается с ней в единое государство - Речь Посполитую во 2-й половине XV1в.

Ни Новгород, ни Литва оказались не в состоянии вновь объединить, восточных славян как в силу специфики географического положения и узкого, чисто коммерческого кругозора, так и из-за религиозного вопроса. Эта задача легла на плечи Северо-Восточной Руси.

Освоение земель на северо-востоке Руси в основном началось с выделением их в удел рода Мономаха в начале XII в. При младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.), получившим свое прозвище за энергичную захватническую политику, Владимиро- Суздальская

земля отделилась от Киева. Старший сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу во Владимир Захватив и разорив Киев, он остался в своем княжестве, проводя политику его укрепления. За стремление к самовластию был убит боярскими заговорщиками. При брате Андрея – Всеволоде Большое Гнездо,- прозванного так из-за большой семьи (у князя было 12 детей), княжество достигло наивысшего могущества. Первым был в летописях этот князь назван «господином». Он значительно расширил свои территории, подчинив своему влиянию Новгород, Рязань, контролировал киевские и черниговские земли. Заселение (колонизация) этих земель осуществлялась, большей частью, по инициативе князей. В силу этого князь чувствовал себя здесь не только политическим лидером, но, прежде всего, собственником находившейся под его юрисдикцией территории. В повседневной деятельности удельной князь на северо-востоке не делал различий между частной хозяйственной практикой и отправлением функций публичной власти. Эти особенности развития государственности на северо-востоке были усугублены монголо-татарским игом, которое приняло в северо-восточных землях наиболее законченную форму.

Во Владимиро-Суздальском княжестве сложилась выдающаяся архитектура, представленная такими шедеврами, как Успенский и Дмитровский соборы во Владимире ,церковь церковь Покрова-на-Нерли, дворец в Боголюбове. Здесь создано высокохудожественное произведение литературы - «Слово Даниила Заточника».

С начала XIV в. обозначилась стойкая тенденция к возвышению Москвы и собиранию других русских земель вокруг нее. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, были выгодное географическое положение города (на перекрестке торговых путей и в относительной удаленности от главных маршрутов татарских набегов) и политиканство московских князей, снискавших благосклонность татарских ханов и содействие бояр и духовенства. Этапными моментами на пути возвышения Москвы, укрепления ее политического престижа и объединения вокруг нее других русских земель стали — овладение ярлыком на Великое княжение и право сбора дани Иваном Калитой в 1328 г. После этого ярлык практически навсегда закрепился за московскими князьями; перенос в том же году митрополичьей кафедры в Москву, в результате чего город стал церковной столицей «всея Руси»; победа над татарами русских дружин под руководством Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) в 1380 г. на поле Куликовом. В итоге Москва становится центром формирующегося Российского централизованного государства, а Владимиро-Суздальская земля - ядром формирования великорусской нации.

Наши рекомендации