Государственная регистрация
· международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь;
· местных общественных объединений, союзов – управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.
Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.
Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.
На сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается более 2200 общественных объединений.
№ 29. Государство – элемент политической системы
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, с помощью государственного аппарата и посредством правовых предписаний, осуществляющая управление обществом в интересах определенных социальных групп или всего общества.
Понятие государства используется в широком и узком значении.
В широком государство представлено тремя компонентами:
1) народ;
2) органы власти;
3) территория.
В узком значении государство отождествляется только со вторым (органы власти) из названных компонентов. Дело в том, что внешне активность государства проявляется в деятельности органов власти, состоящих из должностных лиц.
Государство проявляется в 2 аспектах:
динамическом – власть отделена от общества и обладает правом насилия;
статическом – государственный аппарат.
Признаки государства:
1) Суверенитет – независимость власти от чего-либо;
2) Наличие публичной власти, отделенной от общества;
3) Наличие территории, ограничивающей проявление власти;
4) Наличие населения, находящегося в прямой правовой связи с государством, на которое распространяется власть данного государства;
5) Наличие права сбора налогов для финансирования собственной деятельности и выполнения общих дел;
6) Возможность издания общеобязательных правил поведения, то есть создание права;
7) Возможность применения правомерного насилия;
8) Наличие символики (герба, флага, гимна);
9) Наличие национальной валюты и т. д.
Функции государства:
Внутренние:
1) Политическая (государство регулирует политическую деятельность и испытывает на себе ее проявления);
Экономическая;
3) Экологическая;
4) Законодательная;
5) Исполнительная (управленческая);
6) Осуществление правосудия;
7) Контрольно-надзорная;
8) Воспитательно-образовательная;
9) Культурная;
10) Коммуникативная (государство – определенный способ коммуникации граждан);
11) Правозащитная;
12) Координирующая.
Внешние:
1) Оборона;
2) Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;
3) Участие в деятельности по обеспечению мира и коллективной безопасности;
4) Обеспечение интересов своих граждан вне страны.
Каждая функция государства выполняется определенным государственным органом.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией Республики Беларусь характеристики государства. Часть 1 ст. 1 действующей Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Демократическое государство – государство, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституций. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия – осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.
Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного представительства: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов.
Непосредственная (прямая) демократия – форма прямого осуществления власти народом.
К формам непосредственного осуществления власти народом Республики Беларусь можно отнести: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др.
Социальное государство – данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремиться минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, вдовством, беременностью, безработицей.
В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:
ü государство ответственно за существование общества;
ü в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
ü это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Правовое государство – это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. К признакам правового государства можно отнести следующие:
Ø признание прав и свобод человека;
Ø верховенство права;
Ø разделение властей.
Рассмотрим их подробнее.
1. Признание прав и свобод человека:
1) признание, соблюдение и защита всеобщих прав человека и гражданина, их высшей ценности и приоритета («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» – ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Беларусь);
2) обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и свобод («Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» – ч. 1 ст. 21; «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах, предусмотренные международными обязательствами государства» – ч. 3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь);
3) независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод (ст. 110 Конституции Республики Беларусь).
2. Верховенство права (ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь):
1) конституционное установление обязанности государства, его органов и должностных лиц действовать строго в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь);
2) обеспечение верховенства Конституции по отношению к иным нормативным правовым актам («Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы» – ч. 3 ст. 7 Конституции Республики Беларусь);
3) признание приоритета общепризнанных принципов международного права по отношению к нормам национального законодательства (ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь). Вместе с тем, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ч. 3 ст. 8 Конституции Республики Беларусь).
3. Разделение властей (ст. 6 Конституции РеспубликиБеларусь):
Разделение властей в общем виде означает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Органическое разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой. Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Подобное разделение единой государственной власти по видам деятельности на одном уровне в юридической литературе называется горизонтальное разделение властей.
Унитарное государство – единое государство, которое имеет административно-территориальное деление. Республика Беларусь является простым унитарным государством, поскольку не имеет в своем составе автономных образований. Для унитарного государства характерно:
· единая конституция;
· единая правовая система;
· единая система высших органов государственной власти;
· единая судебная система;
· единое гражданство.
Светское государство – это государство, в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. Следует отметить, что в Конституции Республики Беларусь государство прямо и определенно не именуется светским в ст. 1. Вместе с тем ст. 16 Основного Закона содержит положение о равенстве всех религий перед законом, ст. 31 – о свободе совести и вероисповедания. Содержание данных статей Конституции раскрывается в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХП «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции Закона от 31 октября 2002 г. с изменениями и дополнениями. Исходя из анализа данного Закона можно сделать вывод, что Республика Беларусь – это светское государство, поскольку устанавливается, что:
1) религии и вероисповедания равны перед законом (ч. 1 ст. 6 указанного Закона);
2) идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (ч. 2 ст. 6 указанного Закона);
3) государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций (ч. 2 ст. 8 указанного Закона);
4) национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ч. 1 ст. 9 указанного Закона).
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.
В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
В целях защиты свободы совести Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Таким органом до мая 2006 г. был Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. В мае 2006 г. в Республике Беларусь была введена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 было утверждено Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате.
№ 30. Государство и церковь
Государство – это территориальный политический союз граждан, обладающих суверенитетом. Но в государстве могут существовать и другие структуры, деятельность которых может конкурировать с деятельностью государства. Одновременное отношение человека к государству и религии требует выявления принципов взаимодействия данных структур.
Церковь – тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа, которая выражена территориально и внешне.
Церковь – многозначное понятие и относится только к христианству.
Церковь, как внешняя публичная корпорация, заинтересована в регулировании ряда отношений, при этом ряд отношений для церкви является безразличным.
Вначале церковь существует в рамках гонимой корпорации в Римской империи. После императора Константина начинается христианизация государства.
Типы взаимодействия государства и церкви:
1) папоцезаризм –подчинение церковью государства (для католиков);
2) цезаропапизм –подчинение государственной властью церкви (Византия);
3) государственная церковь –церковь, выполняющая определенные государственные функции и финансируемая за счет государства(для лютеран);
4) симфония – признание равнозначности государства и церкви; государство и церковь должны выработать такую модель, которая сможет разграничить их сферы влияния и не допустить конфликтов.
На современном этапе существуют различные взаимодействия между государством и церковью:
Государственная церковь