Глоссарий. Административно-правовая форма управления – внешне выраженное действие органа исполнительной власти (должностного лица)
Административно-правовая форма управления – внешне выраженное действие органа исполнительной власти (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции, направленное на реализацию функций и методов государственного управления и вызывающее определенные юридические последствия.
Административно-правовые методы – приемы, способы, средства, используемые субъектами исполнительной власти в пределах своих полномочий в процессе повседневного практического осуществления управленческих действий в целях реализации функций государственного управления.
Административная правоспособность – означает фактически предоставленную каждому физическому лицу и каждой организации возможность иметь субъективные права в сфере государственного управления, в том числе в сфере оказания государственных услуг , предусмотренные на основе норм Конституции Российской Федерации федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Административная дееспособность – означает способность субъекта административного права самостоятельно реализовать свою правоспособность, своими действиями приобретать субъективные права в сфере государственного управления и выполнять предусмотренные государством обязанности, а также нести ответственность за свои противоправные действия.
Административная коррупция— намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения существующих законов, правил и нормативных актов в целях представления преимуществ государственным или негосударственным лицам в результате незаконной передачи или переадресования частных средств государственными чиновниками.
Административная юрисдикция – урегулированная административно- процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов (их должностных лиц) по рассмотрению в административном порядке (внесудебноми досудебном) и судебном порядке жалоб и претензий физических и юридических лиц (организаций) на неправомерные действия нижестоящих в порядке субординации органов (должностных лиц), а также применение мер административного принуждения в случаях нарушения указанными лицами норм и правил, установленных законом.
Административная юстиция – комплексный правовой институт, главной задачей которого является осуществление контроля за законностью нормативных правовых и индивидуальных (административных) правовых актов, принимаемых органами публичной власти (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления) и должностными лицами этих органов.
Административная ответственность— вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административно-предупредительные меры — меры принудительного характера, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.
Аналогия закона— способ восполнения пробелов в законодательстве при применении правовых норм, заключающийся в решении юридического дела на основе нормы, относящейся к административному праву или другой отрасли права и регулирующей сходные с разрешаемой правовые ситуации.
Административный надзор — особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами, общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Ведомственный нормативный правовой акт — подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.
Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность, граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции (Устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Государственное управление – властная повседневная, непосредственно организующая деятельность органов государственного управления в рамках и на основе закона, направленная на достижение целей и задач, стоящих перед государством, и обеспеченная административным принуждением.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Государственная власть — стержневой элемент политической власти, характеризующийся особенностью и реальной возможностью правящей элиты общества осуществлять монопольное право на выработку главных социально значимых решений путем: а) издания общеобязательных и юридически оформленных властных велений; б) контроля за выполнением этих велений всеми субъектами-индивидами и организациями; в) создание бюрократического аппарата управления, контроля и принуждения, посредством которого и обеспечивается проведение воли элиты в жизнь.
Государственная дисциплина — установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Государственная услуга — деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.
Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в рамках юридических установлений физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества и их объединений, обеспечивающее при помощи государственного аппарата, специфических средств и способов, безусловное утверждение государственной воли в области борьбы с преступностью, наказания виновных, обеспечения общественной и личной безопасности и т. п.
Государственный аппарат (механизм) — единая система взаимосвязанных общими целями и принципами организации и деятельности государственных органов, посредством которых прямо осуществляется достижение целей государства и решение его внутренних и внешних задач.
Государственный орган — политическая организация (учреждение), специально созданная государственной властью для непосредственного решения определенного круга задач, наделенная для этого законодательно оформленной государственно-властной компетенцией.
Государственный режим — содержательно-динамическая сторона государственного управления, выражающая собой способы, средства и характер осуществления властных функций, а также формы и степень участия народа в образовании и работе государственного управления, в целом в управлении общественными процессами.
Государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный стандарт — официально выраженное в документальной форме требование соблюдения определенных условий при производстве продукции, работ, услуг.
Должностное лицо — служащий государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями для исполнения организационно-управленческой деятельности по осуществлению функций органов аппарата и их подразделений.
Дублирующие функции — функции, по смысловому содержанию являющиеся идентичными (одинаковыми), а действия, совершаемые по их выполнению аналогичны (функция реализуется несколькими структурными подразделениями органа исполнительной власти, самим органом исполнительной власти и органами местного самоуправления или федеральными властями).
Исполнительная власть — это самостоятельная ветвь единой государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.
Исполнительные органы — все субъекты государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).
Локальный нормативно-правовой акт — нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации, учреждения, предприятия, направленный на урегулирование внутриколлективных отношений, действующий только в пределах данной организации.
Нормативный правовой акт— акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной им общественной организации) и содержащий правовые нормы.
Нормативный правовой договор — совместный акт-документ, выражающий в своем содержании взаимное изъявление воли субъектов юридических отношений, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей.
Нормативный юридический акт — официальный акт-документ правотворческого органа государства, содержащий юридические нормы.
Обратная сторона нормативного акта — распространение действия нового нормативного акта на факты и порожденные ими юридические последствия, которые возникли до принятия и введения в юридическую силу данного нормативного акта.
Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства, в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями.
Органы государственного управления — органы исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.
Правовой статус государственного служащего — установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. В системе государственной службы Российской Федерации складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Правовой статус государственного служащего индивидуальный — правовой статус государственного служащего, который определяется должностным регламентом (ранее — должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.
Правовой статус государственного служащего общий — правовой статус государственного служащего, который установлен Конституцией РФ, федеральными законами.
Правовой статус государственного служащего особенный — правовой статус государственного служащего, который отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).
Правовой статус государственного служащего специальный — правовой статус государственного служащего, который определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Этот статус носит профессиональный характер. Специальный правовой статус — это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Правоприменительная функция — издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.
Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации.
Правовой акт управления (административный акт) – основанное на законе одностороннее юридически властное предписание, волеизъявление органа государственной исполнительной власти (должностного лица), изданное в пределах его компетенции и в соответствии с установленной процедурой, направленное на урегулирование управленческих отношений или разрешение конкретного дела (спорной ситуации).
Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.
Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административно-правовых отношений — это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.
Система исполнительной власти субъекта Российской Федерации — совокупность исполнительных органов субъекта федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; система связей и взаимоотношений между всеми органами исполнительной власти субъекта федерации.
Социальное управление — управление многочисленными и разнообразными социальными процессами в человеческом обществе.
Стандарт государственной услуги — система требований к государственной услуге в интересах ее получателя, принятая нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг (включает характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги).
Субсидиарность— децентрализация функций по предоставлению государственных услуг на низший уровень государственного управления, на котором они могут осуществляться должным образом.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — органы, которые образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти – самостоятельная структурная часть как всей системы органов исполнительной власти в стране, так и системы федеральных органов исполнительной власти призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения Российской Федерации.
Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Федеральная служба (служба) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Функции по контролю и надзору — осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Функции по оказанию государственных услуг — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Функции по принятию нормативных правовых актов — издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Функции по управлению государственным имуществом — осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Юридические факты — определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.