Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ в XIV–XVI вв. Православная и католическая церкви, их взаимоотношения
К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложила особый отпечаток на менталитет белорусского народа.
Нужно отметить, что до XIV в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Правящие круги ВКЛ были заинтересованы в ее идеологической поддержке, так как она освящала систему государственной власти, социальные и внутриполитические отношения.
Территория Беларуси входила в состав епархий, образовавшихся еще в древние времена: Полоцкой, Туровской, частично Смоленской и Владимиро-Брестской. Они объединялись в Киевскую митрополию, подчиненную Константинопольскому патриарху.
Свидетельством положения православной церкви в ВКЛ можно считать быстрый рост количества ее храмов и монастырей. С кон. XIII – до сер. XVI вв. на белорусских землях было основано около 40 православных монастырей, а в каждом городе действовало в среднем 7–10 православных церквей. В столице государства Вильно православных храмов в середине XVI в. было 15 (при 14 католических костелах). В целом из 259 костелов Виленской католической епархии на поветы Беларуси припадало только 93 храма, при этом они находились главным образом на западе от линии Браслав – Поставы – Вилейка – Минск – Несвиж – Пинск. На восток от нее костелы встречались еще совсем редко.
Отношения государства к православной церкви в Великом княжестве с кон. XV в. официально регулировались законодательством. В 1499 г. великий князь Александр издал специальный декрет, который определял юрисдикцию православной церкви. Этот декрет являлся подтверждением так называемого «Свитка Ярослава» – статута о церковных судах, изданного князем Ярославом в XI в. (поскольку оригинал этого документа неизвестен, а самая ранняя копия датируется XV в., многие ученые оспаривают его действительность).
Грамота Александра передавала в суд митрополита дела как против католиков, так и против православных, запрещая урядникам, независимо от их вероисповедания, вмешиваться в церковное судопроизводство, не разрешала вельможам снимать с должностей священников без разрешения митрополита и защищала имущество церкви от конфискации светской властью. Виленский собор 1509 г. подтвердил принципы полностью независимой юрисдикции митрополита и епископата. Привилей Александра православным иерархам был повторен и Сигизмундом I в 1511 г. Так оформился экономический и судебный иммунитет православной церви в ВКЛ, и с точки зрения закона она пользовалась здесь такой же самостоятельностью, как и католический костел.
Анализируя церковно-религиозные отношения в ВКЛ, следует подчеркнуть, что со вт. пол. XIII в. за духовное влияние на белорусских землях начал вести борьбу католический костел. В отличие от православия распространение католицизма на территории Беларуси, как и во всем ВКЛ, началось позже и прошло два отчетливо обособленные этапа: с сер. XIII в. до Кревской унии (1385 г.) и с кон. XIV – до вт. пол. XVI вв.
Попытки установить католическую церковь в Литве и соседних землях в XIII – сер. XIV вв. не были успешными. Военно-политическая борьба с крестоносцами и их союзниками, в которой совместно участвовали литовский, белорусский и другие народы ВКЛ, долгое время препятствовала распространению и тем более официальному утверждению католицизма как государственной религии.
Кревская уния нарушила монополию православной церкви в духовной жизни Беларуси. Католицизм в кон. XIV в. был принят правящими кругами ВКЛ, как наиболее подходящая в тех условиях форма христианской религии, адекватная связям с Польшей, усилившимся после Кревской унии. Католическая вера расширялась и постепенно укрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, которые поддерживали католицизм. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому великие литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Государство, все великие князья которого, начиная с Ягайлы, были католиками, начинает поддерживать западную церковь: передает ей большие наделы земли, способствует основанию монашеских орденов, костелов и монастырей, стимулирует переход в эту веру литовских и славянских феодалов. Привилеем 1387 г. власть привлекает к крещению путем приобретения права наследственного владения землей литовскую знать, а грамотой 1413 г. – и белорусско-украинских феодалов. Создаваемые государством материальные и моральные преимущества, закрепленная Городенским привилеем монополия католиков на занятие высших должностей создают у верхов заинтересованность в переходе в католицизм. Он становится привилегированной религией.
К сер. XVI в. католическая церковь закрепилась в Литве и смежных с ней северо-западных белорусских землях. Тем не менее, православие оставалось наиболее влиятельной конфессией на восточнославянских территориях, а восточная Беларусь – сферой его монопольной деятельности.
В то же время следует подчеркнуть, что в политической и социальной жизни ВКЛ православие представляло собой проблему, связанную с положением и правами православной шляхты. Поскольку феодалы-католики получили дополнительные привилегии, в сравнении с ними положение их православных собратьев относительно ухудшилось. Дискриминация православных с конца XIV в. начала раздирать внутреннее единство княжества и стала источником ряда конфликтов (гражданская война 30-х гг. XV в., выступление М. Глинского, промосковские настроения части феодалов). Ягайло, Витовт, Свидригайло, Александр хотели урегулировать антагонизм между православным и католическим населением при помощи унии. Однако православные княжества не поддержали Флорентийскую унию 1439 г.
Важно обратить внимание также на то, что принятие католицизма как государственной религии правящими кругами обострило этнорелигиозные отношения, поскольку большинство восточнославянского населения исповедовало православие. Прокатолическая политика оказалась недальновидной и потерпела крах. Правительство вносит в нее существенные коррективы. В 1432 и 1434 гг. оно устраняет экономические ограничения для православной знати, с конца XV в. начинает втягивать ее в политическую элиту государства, а в 1563 г. – полностью уравнивает в правах православную шляхту с католической.
20–60-е гг. XVI в. отличались от других времен веротерпимостью, создавшей благоприятную почву для распространения в княжестве идей Реформации, которая частично ослабила и католическую, и православную церкви.