Глава 3. Законодательный процесс в РФ
Законодательный процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты. Законотворчество – сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) Законодательная инициатива;
2) Обсуждение законопроекта;
3) Принятие закона;
4) Опубликование закона.
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы осуществляется в форме:
· внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам;
· законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
· законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу;
Вторая стадия — обсуждение, рассмотрение законопроекта. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость. После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему. После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Третья стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107)
Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.
На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона можно считать день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.
Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Заключение
При исследовании законодательных органов власти и управления в Российской Федерации в своей работе я хорошо разобралась с принципом их работы и их устройством. Так проводя свои исследования я пришла к следующему заключению. Дело в том, что система разделения властей должна существовать. Власть должна в обязательном порядке разделяться на законодательную исполнительную и судебную. Такой организационно-правовой подход к структуре государственной власти наиболее предпочтителен демократическим государствам. Он присутствует в организационно-правовом подходе как у нас в так и в ряде других стран, например, в США и Великобритании. Предполагается, что законодательная власть должна принадлежать избранному народом парламенту, исполнительную власть должен осуществлять президент, а судебная власть должна осуществляться независимыми судами при участии в них представителей от населения.
А по видам органов законодательной власти в РФ, можно сделать следующие выводы. Так Федеральное Собрание — парламент является представительным и законодательным органом на основании ст. 94 Конституции РФ и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Что касается Совета Федерации и Государственной Думы, то на основании ст. 101 Конституции РФ вместе они представляют Счётную палату. В отдельности же Совет Федерации является верхней палатой, а Государственная Дума нижней палатой парламента.
О законодательных органах власти субъектов РФ можно сказать, что они в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей.
Итак, теперь можно отметить, что при выполнении своей работы я исследовала устройство и работу законодательных органов власти и управления РФ.
Список используемых источников
1. А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л. Указ. соч. С. 155.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003.
3. Конституция Российской Федерации, 1993// Информационная правовая система «Консультант»
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999// Информационная правовая система «Консультант»
5. Мещеряков А.Н. Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации//Информационная правовая система «Консультант»
3.
Ответы на 10 вопросов по правоведению.
Вопрос
Выделяются следующие основные принципы конституционного строяРФ:
1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
3) верховенство закона;
4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);
5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);
9) разделение властей;
10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.
Вопрос
22 Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:
1.личные
2. политические
3. экономические, социальные и культурные.
Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.
Вопрос
1.Право на свободу и личную неприкосновенность;
2. Право на определение национальной принадлежности;
3. Право на неприкосновенность частной жизни;
4. Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на подтверждение гражданства Российской Федерации;
5. Право на свободу совести;
6. Право свободно получать и распространять информацию;
7. Право на свободу собраний;
8. Право избирать и быть избранным;
9. Право на собственность;
10. Право на социальное обеспечение;
11. Право на жилище;
12. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
13. Право на благоприятную окружающую среду;
14. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство;
15. Право на местное самоуправление;
16. Защита прав российских граждан за рубежом и иностранных граждан и лиц без гражданства в России;
17. Взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации;
18. Правовое просвещение;
Вопрос
- Повышение рождаемости, улучшение демографии;
- Развитие физкультуры и спорта для молодежи и детей;
- С 2013 года установить выплату за рождение 3 ребенка для регионов с плохой демографией;
- Увеличение дошкольных учреждений (детских садов), в том числе частных;
- Решение вопроса жилья для социальных работников и работников с доходами ниже среднего (сделать доступным ипотеку) ;
- Создание и модернизация 25 млн. рабочих мест к 2020 году;
- За 2 года разработать и внедрить систему оценки профессионального образования;
- Повысить заработную плату для медицинских работников и работников образования;
- До апреля 2013 года создать систему публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребования учреждений культуры;
- Подготовка программы полноценного развития в школе воспитательных компонентов;
- Развитие систем технического и художественного творчества;
Вопрос
- Укрепление России как уникальной мировой цивилизации;
- Укрепление гражданского единства многонационального народа России;
- Гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов;
- Грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций и пропаганда толерантности;
- Обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов;
Вопрос