Понятие исполнительного органа государственной власти

Государственные органы – особый вид организаций людей. Они обладают такими общими признаками:

• являются организованными коллективами;

• являются автономными частями государственного аппарата;

• осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес;

• действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

• обладают собственной компетенцией;

• несут ответственность перед государством за свою деятельность;

• учреждаются государством;

• их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный орган имеет закрепленную правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений, должностей, а иногда – не иметь ни того, ни другого.

Многие ученые при характеристике органа упор делают на то, что он является частью государственного аппарата. А некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это прежде всего группа людей, коллектив.

Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором – «снизу», то есть оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган – это организованный коллектив*, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Исполнительные органы государственной власти:

• осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан;

• наделены оперативной самостоятельностью;

• как правило, имеют постоянные штаты;

• образуются вышестоящими органами;

• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

• их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права**.

Необходимо подчеркнуть, что эти признаки взаимосвязаны, исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.

Орган – коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников. Поэтому между ними распределены функции, полномочия. Каждый орган имеет организационную структуру. Как правило, в ней можно выделить три блока:

• производственный;

• обеспечивающий (бухгалтерия, отдел кадров и др.);

• руководящий (руководитель, заместители руководителя).

У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции. Аппарат работает на орган, обслуживает его, создает ему условия для нормального функционирования. А на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения создают необходимые для общества материальные блага, администрация предприятия создает условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет административных функций, ими занята специально организованная группа людей – администрация. Ее нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Кстати, всегда нужно различать два вида управления: осуществляемое вышестоящими органами и внутреннее, осуществляемое администрацией органа, предприятия, учреждения, то есть его самоуправление.

*сключение составляют президенты, губернаторы. Есть мнение, что они представляют особый вид органов – должностных лиц. Представляется, что должностные лица возглавляют единоначальные органы (президентуры, например).

**Существуют три вида администрации: государственная, муниципальная, частная. Поэтому существуют три вида исполнительных органов: государственные, муниципальные, частные.

Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти

В админстративно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

• целевой;

• структурно-организационный;

• компетенционный (компетенцию).

Первый элемент административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать, регистрировать и т. д.);

2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение*, процедур деятельности и права на официальные символы.

Компетенция является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

Компетенцию можно рассматривать в функциональном разрезе (в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным, муниципальным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам). А компетенцию органов общей компетенции необходимо рассматривать еще в отраслевом разрезе, в сфере обороны, образования, здравоохранения, транспорта и т. д.

* Речь прежде всего идет о праве на изменение своей структуры, на объединение с другими организациями.

Наши рекомендации