АСЕАН как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в АТР
АСЕАН создает различные широкие региональные или межрегиональные структуры сотрудничеств на основе принципа концентрических кругов «особых» отношений. Их образовалось уже целых пять: самый узкий – в рамках самой АСЕАН; более широкий – по линии отношений в формате АСЕАН+3, т.е. с Китаем, Японией и РК; еще более широкий – в формате строящегося Восточноазиатского сообщества (пока АСЕАН+6, включая Индию, Австралию и Новую Зеландию); и, наконец, самый широкий круг, включающий все страны АТЭС и других так называемых партнеров по диалогу, в том числе США, Канаду, ЕС, Россию и другие внерегиональные государства. Несмотря на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему диалогов асеановцы считают нецелесообразным. Действует временный мораторий на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с Ассоциацией. Пока принято решение сосредоточится на совершенствовании механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).
АСЕАН + 3. Формат диалога возник в середине 90-х (1997г.). Изначально сердцевиной было экономическое сотрудничество (было связано с усилением экономической глобализации и стремлением поднять позиции восточно-азиатских стран), но затем постепенно проникло в области политики, безопасности и культуры. Созданы механизмы диалога в 18 областях примерно на 50 уровнях, включая 14 министерских встреч в таких сферах, как дипломатия, экономика, финансы, сельское хозяйство, трудоустройство, туризм, охрана окружающей среды, культура, борьба с транснациональной преступностью и т.д. В рамках формата ежегодно проводятся саммиты, заседания на уровне министров, высокопоставленных официальных лиц и совещания на рабочем уровне. Страны провозгласили целью создания между ними ЗСТ, конкретизация планов намечена на конец 2012г. (либо путем подписания соглашения АСЕАН с каждым отдельным государством, либо путем подписания тройкой между собой соглашения, десяткой между собой и последующего объединения).
АСЕАН +6 (АСЕАН+3+Австралия, Новая Зеландия, Индия). Модель предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита. Модель основана на подписании отдельных соглашений между АСЕАН, которая признается центром региональной интеграции, и шестью другими странами ВАС. По оценкам, АСЕАН+6 сформирует интеграционное объединение, на долю которого придется 26% мирового ВВП и 49,6% населения мира (3 млрд.человек). Торговая либерализация в 16 странах будет содействовать ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3%, а в странах АСЕАН - на 3,83%.
Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС) по схеме «10 + 1», то есть асеановская «десятка» плюс один из партнеров. Ежегодно проводимые асеановские мероприятия выглядят следующим образом: конференция министров иностранных дел АСЕАН, постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами, совещание АРФ.
На АСЕАН замкнуто и большинство других трансрегиональных диалоговых форматов: Форум АСЕАН по вопросам региональной безопасности (АРФ), Форум Азия – Европа (АСЕМ) и т.д.
АРФ. АРФ стал главной площадкой обсуждения политических проблем международной и региональной безопасности. Был создан в 1994г. Форум проводится на ежегодной основе и не сопряжен с проведением саммитов АСЕАН. Главная цель – координация политики в области безопасности путем обмена мнениями по актуальным проблемам регионального и мирового развития, консультаций дипломатических ведомств с целью выработки мер доверия и превентивной дипломатии для предотвращения и урегулирования конфликтов в регионе. За последние годы АРФ превратился в авторитетный и влиятельный форум, оказывающий реальное стабилизирующее воздействие на политические процессы в АТР. Сегодня это наиболее широкий по охвату многосторонний и многоуровневый институт в АТР, который призван содействовать объединения усилий государств в сфере безопасности. В него входят 26 национальных государств (АСЕАН + 6, Бангладеш, Канада, КНДР, Монголия, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Россия, США, Восточный Тимор), а также ЕС. АРФ называют азиатской мини-ООН. В 2006г. АРФ получил статус наблюдателя на ГА, ООН присвоила ему статус «партнера по диалогу». Работа АРФ осуществляется полностью под руководством АСЕАН. В центре внимания Форума находятся такие вопросы: проблемы распространения ОМУ, борьба с терроризмом, торговля наркотиками, реагирование на ЧС, ядерная проблема Корейского полуострова, ситуация на БВ (претендуют на глобальность) и т.д. в 2004г. на сессии АРФ было принято решение о создании нового механизма Форума – Конференции по политике в сфере безопасности, которая призвана стать ключевой в плане повышения роли и эффективности военного компонента АРФ.
АСЕМ. Был создан в 1996г. по инициативе Франции и Сингапура. В состав входят 48 участников - 28 от европейской группы (27 государств членов ЕС и Еврокомиссия), 17 от азиатской (АСЕАН+3, Индия, Пакистан, Монголия, Секретариат АСЕАН), Австралия, Новая Зеландия, Россия. Основной целью форума является развитие сотрудничества стран-участниц в области политики, безопасности, финансово-экономической, социально-культурной сфер и транспорта.