Классификация видов паники
Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.
ü По масштабамразличают индивидуальную, групповую и массовую панику.
В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно:
- групповая – от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены),
- массовая – тысячи или гораздо больше людей. Массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.
ü Под глубиной охватаимеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.
· Легкую панику можно испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением мышц и т.п.
· Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники - скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т.д. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и различных стихийных бедствиях.
· Полная паника (паника на уровне полной невменяемости) — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет контроль над своим поведением. Он может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключать критическую их оценку, рациональность и этичность. Классические примеры полной паники - поведение людей на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов» (в последнем случае скорость событий не дала развернуться панике «на полную мощь»), а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров и т.д.
ü По длительности паника может быть:
- Кратковременная паника (секунды и несколько минут) – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление, и т.п.
- Достаточно длительной (десятки минут, часы) бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных.
· Пролонгированная паника (несколько дней, недель) — это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда; после аварии на ЧАЭС.
В случаях паники, как и массового стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное — значит, неорганизованное, лишенное внутреннего ритма поведения. Если такого «водителя ритма» нет в самой толпе, он должен быть задан извне. Широкую известность приобрел случай, произошедший в 1930-е гг. после окончания одного из массовых митингов на Зимнем велодроме в Париже. Люди, ринувшись к выходу, начали давить друг друга, и все было готово к трагическому концу. Однако в проеме лестницы случайно оказалась группа приятелей-психологов, которые, сообразив, что может сейчас начаться, начали громко и ритмично скандировать потом уже ставшее знаменитым: «Не-тол-кай!». Скандирование данного лозунга-приказа было мгновенно подхвачено большинством присутствовавших, и паника прекратилась.
Известен эпизод и с пожаром в парижской Гранд-опера, когда толпа также готова была броситься из задымившего здания, сметая все на своем пути, однако была остановлена необычным образом. Несколько отчаянных смельчаков, встав во весь рост в одной из лож второго яруса, начали орать (пением это было трудно назвать) национальный гимн. Через несколько секунд к ним стали присоединяться соседи. Постепенно и остальные начали если не петь, то все-таки останавливаться — все же это был национальный гимн. В итоге театр встретил как всегда припоздавших пожарных исполнением гимна, к которому присоединились и пожарные. Затем людей вывели, а пожар потушили.
Роль ритмической и, отдельно, хоровой ритмической музыки имеет огромное значение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за секунды сделать его организованным. Не случайно субботники и воскресники, демонстрации и прочие массовые или псевдомассовые акции советской эпохи встречали людей бравурной, маршевой, зажигающей музыкой. Известна роль хорового пения солдат на марше. Не случайно большинство революционных песен, написанных в разные времена, разными людьми в разных странах, имеют сходную ритмику. Чилийская Venceremos, американская We shall overcome, французская «Марсельеза» или польская «Варшавянка» — ритм всех этих песен, наряду с соответствующим содержанием, был своеобразным средством противостояния страху и панике в острых ситуациях.
Поведение в толпе
Как уцелеть в толпе? Лучшее средство – обойти толпу.
А если это невозможно? Социальные психологи выделяют несколько простых рекомендаций, как не стать жертвой толпы:
· ни в коем случае не идти против толпы;
· при необходимости пересечь толпу (пересекать ее по касательной или по диагонали, при этом следуя движению шашечной фигурки);
· не смотреть в глаза людям в толпе и не двигаться, опустив глаза в землю (движение с опущенными глазами ‑ это движение жертвы). Взгляд должен быть направлен чуть ниже лица с включением так называемого периферийного зрения. Этот взгляд позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом, не фиксируясь на отдельных деталях.
Специалисты различают два вида поведения в толпе: на улице и в помещении. Во многом они сходятся, но существуют нюансы.
Многие правила – универсальны, т.к. полностью относятся и к началу самой ситуации «толпа». На концерте, стадионе заранее прикиньте, как вы будите выходить (вовсе не обязательно тем же путём, что вошли). Старайтесь не оказываться у сцены, раздевалки и т.д. - в «центре событий». Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки. Трагедия на стадионе, в Шеффилде (Англия) показала: большинство погибших было раздавлено толпой на заградительных стенках.
В замкнутом пространстве (на концерте или на ином массовом мероприятии) при возникновении опасности люди вдруг начинают все одновременно искать спасения, т. е. хотят из этого помещения выбраться. В подавляющем большинстве случаев это происходит хаотично. Особенно активными становятся люди, находящиеся вдалеке от выходов. Они начинают изо всех сил напирать на тех, кто впереди, а в результате большинство «передних» оказываются прижатыми к стенам. Возникает давка, в результате которой в самом прямом смысле очень многие люди могут оказаться (и оказываются) раздавленными между каменной стеной и стеной людских тел.
В замкнутом пространстве необходимо:
- Запоминать места выхода и пути к ним, потому что больше шансов спастись у тех, кто знает, где находится ближайший выход.
- Особенно важно устремиться к выходу прежде, чем толпа придет в движение. Однако, когда толпа набрала полную силу, попытка перемещения сквозь ее толщу может иметь самые негативные последствия, поэтому самое разумное, выждать, пока основной поток схлынет. Устремляться в узкие проходы, когда толпа уже набрала силу, допустимо лишь в случае пожара, который к тому же распространяется очень быстро, или тогда, когда в результате обширного сгорания пластиковых материалов и покрытий в зале образуется «душегубка».
- Надо остерегаться стен и узких дверных проемов. Для этого надо постараться:
· попасть в «основное течение», что, впрочем, также небезопасно;
· вернуться немного назад, где все-таки посвободнее;
· попробовать лечь сверху на людской поток и, перекатываясь или ползя по-пластунски, пробираться к менее забитому месту. Особенно это актуально при спасении детей: нередко данный прием ‑ единственная надежда. Ребенок просто не сможет выжить в обезумевшей толпе взрослых, хотя бы в силу своего роста. Поэтому, если есть силы, ребенка лучше посадить на плечи и продвигаться так дальше. Или двое взрослых могут, повернувшись лицом друг к другу, создать из своих тел и рук подобие защитной капсулы для ребенка.
- Если ждать невозможно, то бросайтесь в толпу, но с головой, но при этом заранее обязательно максимально (еще лучше - полностью) необходимо опустошить свои карманы, так как практически любой предмет при огромном давлении в середине толпы способен нанести серьезную травму не только себе, но и любому из окружающих людей. Необходимо снять с себя длинную, чересчур свободную, к тому же оснащенную металлическими деталями одежду, а также все, что может сдавить шею, т.е. шнуровку куртки, галстук, медальон на шнурке, нательный крест на цепочке, любые драгоценности и бижутерию. Выбросьте сумку, зонт и т.п. Руки не должны быть прижаты к телу, они должны быть согнуты в локтях, кулаки направлены вверх, тогда руки смогут защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью. Данные действия защитят вашу грудную клетку от сдавливания.
Итак,в толпе в помещении НАДО:
- Снять украшения, галстуки, шарфы, зашнуровать обувь на узлы.
- Входить в толпу в начале, где люди разрежены, или сверху, через головы.
- Воспользоваться запасным выходом.
- Избегать мест наибольшего давления сужений, выступов, тупиков.
НЕЛЬЗЯ:
- Вливаться в толпу сбоку.
- Нагибаться, поднимать с пола потерянные предметы.
Правила поведения в местах большого скопления людей (на улице):
Основным правилом является всяческое исключение вероятности вовлечь себя в толпу. Если находиться в большой группе людей обязательно, выполняйте следующие правила:
- не берите с собой детей;
- не берите с собой острые (колющие, режущие) предметы; а не надевайте галстук и шарф; лучше не брать сумок, папок, портфелей;
- желательно надеть обувь без шнурков и высоких каблуков;
- одежда должна быть из крепкой ткани, нужно застегнуть ее на все пуговицы (молнии), чтобы она плотно облегала фигуру;
- без крайней необходимости не берите плакаты на шестах – их могут использовать как оружие. Как оружие они могут быть расценены и работниками милиции;
- желательно снять со своей одежды различную символику;
- если вы не корреспондент, то обойдитесь без фотоаппарата и кинокамеры;
- старайтесь находиться в непосредственной близости от выходов из мест большого скопления людей, располагаться с краю, не в гуще;
- возьмите с собой документы, удостоверяющие личность.
! При приближении уличной толпы НАДО:
- Быстро уйти в боковые улицы и переулки, в том числе через проходные дворы.
- Зайти в подъезды и подняться на крыши домов.
- Если подъезды закрыты, разбить окна первых этажей и зайти в подъезды через квартиры.
- В крайнем случае забраться на козырьки капитальных строений, другие устойчивые возвышения.
! НЕЛЬЗЯ:
- Убегать от толпы в сторону ее движения.
- Уходить в тупиковые, сужающиеся и перекопанные улицы.
! В движущейся толпе НАДО:
- Избегать мест соприкосновения толпы со строениями. Особенно опасны витрины, ограждения, водосточные трубы.
- Плыть в общем, направлении, стараясь устоять на ногах.
- Снять шарфы, галстуки, цепочки, очки.
- Затянуть пояса, ремни, намертво завязать шнурки.
! НЕЛЬЗЯ:
- Пытаться оказывать сопротивление.
- Хвататься за неподвижные предметы, тем более прижиматься к ним.
- Нагибаться, поправлять обувь, поднимать потерянные вещи. Падение в толпе равно смерти!
! В « спрессованной» толпе НАДО:
- Избавиться от объемных вещей и предметов в карманах.
- Защитить грудную клетку руками.
- Поднять детей над толпой.
! НЕЛЬЗЯ:
- Поднимать руки над головой, так как можно погибнуть от сдавливания грудной клетки.
- Опускать руки вниз, так как их будет невозможно вытащить.
Нельзя останавливаться и пытаться поднять что бы то ни было – жизнь дороже! Также никакая полученная травма не должна стать причиной остановки.
Главная задача в толпе – не упасть. Если вы все же упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки, а затем, резко оттолкнувшись ногами от земли, «выныривайте» (см. рис.1). Вставать необходимо именно по ходу движения толпы. Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
Если в толпе оказались еще люди, не потерявшие голову и способные защитить детей и женщин, то вполне возможно организовать совместные действия и рано или поздно выбраться из плотной толпы. Для этого выстройтесь клином, внутрь которого поместите детей и женщин, после чего, раздвигая разрозненных окружающих, дрейфуйте в сторону.
В толпе можно дрейфовать, как корабль по реке. Заранее оцените направление и целеустремленно двигайтесь по нему.
Рис. 1. Техника подъема в толпе при падении
Если встать невозможно, свернитесь клубком; защитите голову предплечьями, а затылок ладонями. (см рисунок 2)
Рис. 2. Положение тела в толпе при невозможности подняться
Рис.3. Направление выхода из толпы
Если паника началась из-за террористического акта, не спешите своим движением усугублять беспорядок: не лишайте себя возможности оценить обстановку и принять правильное решение.
Для этого используйте приёмы аутотреннинга (если вы ими владеете, это никогда не помешает) и экспресс-релаксация. Вот простые приемы, из которых надо выбрать себе наиболее близкий:
- Взгляните вверх, сделав при этом полных вдох и опустив глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободим лёгкие и расслабив все мышцы. Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов,
- Посмотрите на что-то голубое, или представьте себе насыщенных голубой фон. Задумайтесь об этом на секунду,
- Произнесите про себя очень твёрдо и уверенно: "не два!" Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Так же можно спросить себя, назвав по имени (лучше громко вслух), к примеру: "Коля, ты здесь?" И уверенно себе ответить: "Да, я здесь!",
- Представьте себя телевизионной камерой, которая сморит на всё чуть сбоку и с высоты. Оцените свою ситуацию как постороннюю - чтобы вы делали на месте этого человека?
- Измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Улыбнитесь через силу, сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием.
Если толпа плотная, но неподвижная, из неё можно попробовать выбраться, используя психо-социальные приемы, например, притворится больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит и так далее. Короче говоря, нужно заставить себя сохранять самообладание, быть информированным и импровизировать.
Тема: Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности
1. Условия труда. Классификация деятельности человека в соответствии с производственными условиями.
Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.
Трудовая деятельность – это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда:
Ø Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.
«+»: развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы.
«–»: неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
Ø Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.
Требуют специальных знаний и навыков. Характерно изменение характера мышечных нагрузок (уменьшение) и усложнение программы действий.
«–»:Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.
Ø Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Человек исключен из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека – обслуживание автоматизированных линий и управлением электронной техникой.
Характерные черты: монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.
Физиологическая особенность: «оперативное ожидание» – постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок.
Ø Групповые формы труда — конвейер.
Особенности: разделение общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. Чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония— одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
Ø Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами
Ø Формы интеллектуального (умственного) труда. Относятся профессии сферы материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.) и вне его (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).
Характерно: переработка и анализ большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.
Характерна гипокинезия – значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
Формы умственного труда подразделяются на:
(отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения)
· Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
· Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
· Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
· Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).