Требования к подготовке абитуриентов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительных испытаний по всемирной истории Новейшего времени (1918 г. — начало ХХІ в.) предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и высшего образования и составлена на основе учебных программ по всемирной истории Новейшего времени для IX—X классов учреждений общего среднего образования и XI класса учреждений общего среднего образования, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. Определяющим принципом составления программы вступительных испытаний является сочетание событийно-хронологического и проблемно-теоретического уровней изучения истории.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ
Абитуриент должен з н а т ь основной фактический материал и ориентироваться в важнейших событиях истории Новейшего времени.
Абитуриент должен у м е т ь:
- локализовывать исторические события во времени и пространстве;
- характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей;
- объяснять причинно-следственные связи между историческими фактами;
- систематизировать и обобщать исторические факты, делать на этой основе аргументированные выводы;
- сравнивать исторические факты;
- конкретизировать теоретические выводы и исторические понятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
1. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1918—1939 гг.
Кризис индустриального общества в первой половине XX в. Итоги модернизации. Первая мировая война как рубежный период мировой истории. Влияние Октябрьской революции на мировое развитие. Угроза фашизма в Западной Европе. Всемирно-историческое значение победы Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией.
Страны Запада в 1918—1923 гг. Подъем народных выступлений после Первой мировой войны. Революции в Германии и Австрии. Возникновение радикальных политических движений. Возникновение фашистской партии в Германии. Народные выступления в европейских странах. Возникновение коммунистических партий. Коммунистический интернационал. Установление фашистской диктатуры в Италии.
Создание Версальско-Вашингтонской системы и международные отношения в 1920-е гг. Новая расстановка сил на международной арене после Первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Мирные договоры с Германией и ее союзниками. Создание Лиги Наций. Вашингтонская конференция. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Стабилизация международных отношений. Конференция в Локарно.
Страны Западной Европы и США в 1924—1929 гг. Преодоление последствий послевоенного кризиса. Экономический подъем 1924—1929 гг. Массовое внедрение достижений научно-технического прогресса. Укрепление парламентской системы. Рост реформистских настроений. Расширение социальной деятельности буржуазных правительств.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Глобальный характер кризиса и его особенности в разных странах. Влияние кризиса на положение трудящихся. Усиление роли государства в социально-экономической жизни. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США. Направления выхода из кризиса. Установление фашистской диктатуры в Германии. Внутренняя политика национал-социалистов.
Западный мир накануне Второй мировой войны. Предпосылки демократической революции в Испании. Нарастание угрозы фашизма. Движение за создание народных фронтов. Деятельность правительств Народного фронта в Испании и Франции. Гражданская война в Испании и ее итоги.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период. Социально-экономическое и политическое развитие Чехословакии, Польши, Югославии, Болгарии. Установление авторитарных режимов. Славянские государства в системе международных отношений накануне Второй мировой войны.
Международные отношения в 1930-е гг. Влияние мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. на международные отношения. Начало агрессивных действий фашистских государств. Захват Эфиопии фашистской Италией. Вмешательство Италии и Германии в испанские дела. Создание блока агрессивных государств. Аншлюс Австрии. Политика «умиротворения» в отношении фашистской Германии. Мюнхенское соглашение. Новые акты агрессии в Европе и Азии. Проблемы создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германский пакт о ненападении.
Наука и культура западных стран в межвоенный период. Научно-технический прогресс. Успехи фундаментальных наук. А. Эйнштейн, З. Фрейд. Основные тенденции развития общественных наук. Продолжение традиций реализма в литературе. Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк. Восхищение революционной романтикой. Поиски новых форм в изобразительном искусстве. Кино. Архитектура.
2. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Октябрьская революция и установление советской власти. Расстановка политических сил в России после Февральской революции. Подготовка партии большевиков к вооруженному восстанию. Победа восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения. Роспуск Учредительного собрания. Брестский мир.
Гражданская война и военная интервенция. Причины Гражданской войны и военной интервенции. Польско-советская война. Основные противодействующие силы. Мятеж чехословацкого корпуса. Империалистическая интервенция. «Белое движение». Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Итоги Гражданской войны.
Новая экономическая политика. Образование СССР. Экономический и политический кризис в стране. Сущность и значение новой экономической политики. Проекты объединения советских республик. Идея «автономизации». I Всесоюзный съезд Советов. Конституция СССР 1924 г. Преодоление советским государством политической изоляции.
Экономическое и социально-политическое развитие СССР. Индустриализация страны: сущность, методы и результаты. Состояние сельскохозяйственного производства. Осуществление сплошной коллективизации. Ликвидация кулачества как класса. Изменение социальной структуры советского общества.
Внутренняя и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Утверждение режима личной диктатуры И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Укрепление обороноспособности СССР. Проблема национальных отношений в СССР. Политические репрессии. Нарастание военной угрозы. Попытки создания системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Боевые действия Красной Армии у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Советско-германские договоры 1939 г.
Осуществление культурных преобразований. Ликвидация массовой неграмотности. Сущность культурной революции. Формирование новой идеологии. Новая интеллигенция. Развитие средней и высшей школы. Достижения советской науки. Особенности развития литературы и искусства.
3. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Китай. Положение в стране после Первой мировой войны. Подъем национального движения. Формирование политических партий. Идеология суньятсенизма. Национальная революция в Китае. Укрепление гоминьдановского режима. Японская агрессия в Китае в 1930-е гг. Проблема единства действий антияпонских сил.
Индия. Подъем национально-освободительного движения в 1918—1922 гг. Деятельность Индийского Национального конгресса. Идеология гандизма. Конституция 1935 г. и политическая борьба в стране.
Япония. Усиление внутренних противоречий после Первой мировой войны. «Рисовые бунты». Политика либеральных правительств. Влияние мирового экономического кризиса на Японию. Усиление праворадикальных сил в 1930-е годы. Установление милитаристской диктатуры. Нарастание агрессивных тенденций во внешней политике. Подготовка к войне на Тихом океане.
Мусульманский мир. Активизация антиимпериалистического движения после Первой мировой войны. Национальная революция в Турции. Завоевание независимости Афганистаном и Египтом.
4. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.