Общественные объединения как субъекты административного права
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не коммерческой формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Правовой основой деятельности общественных объединений является Закон РФ от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства 1995 г.). Деятельность отдельных общественных объединений и организаций регламентируется отдельными правовыми актами. (Например, Законом РФ от 8.12.95 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» - Собрание законодательств 1995г.).
Характерные черты общественных объединений: - образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; - не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества;
- действуют только от своего имени;
- не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
1.2 Виды общественных объединений
1. Общественные организации - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профсоюзы).
2. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (общественное движение по защите прав афганцев).
3. Общественный фонд - является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (фонд Горбачева).
4. Общественные учреждения - это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.
5. Органы общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц (домовые комитеты).
6. Союзы (ассоциации) - могут создаваться вышеуказанными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения (союзы писателей).
Кроме того, в зависимости от территориальной сферы, общественные объединения подразделяются на:
- общероссийские которые осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- межрегиональные которые осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- региональные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;
- местные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.
1.3 Административно-правовой статус общественных объединений
Административная правосубъектность общественных объединений определена Федеральным законом РФ "Об общественных объединениях" и включает в себя комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и граждан.
Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных отношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов. Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних - в деятельность указанных органов и их должностных лиц. Но тем не менее государство контролирует деятельность общественных объединений по вопросам членства, собственности, бюджета, контролирует источники их средств и т.д. Общественные отношения между общественными объединениями и государством урегулированы нормами права и не носят характера подчинения или субординации. Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. Общественные объединения, например, вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников; вносить предложения в органы государственной власти и т.д. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным (пример).
1.4 Права и обязанности общественных объединений
Общественные объединения имеют следующие права:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников (других граждан) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных компаниях и т.д.
Обязанности общественных объединений.
- соблюдать законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и другие правовые нормы;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;
- представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения;
- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного объединения.
1.5 Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений
За деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль следующие органы:
1. Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением законов.
2. Орган, регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль за уставными требованиями.
3. Финансовые органы. Контролируют источники доходов, размеры получаемых средств, уплату налогов.
4. Экологические, пожарные, эпидемиологические и другие органы. Осуществляют надзор и контроль за выполнением существующих норм и стандартов.
За нарушения Конституции РФ, за нарушения законодательства РФ или за нарушения других правовых норм деятельность общественных объединений, по решению суда, может быть приостановлена или ликвидирована. (Деятельность приостанавливается и по решению органов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью общественных объединений).
Случаи ликвидации общественных объединений.
- за насильственное изменение основ конституционного строя;
- за нарушение целостности РФ;
- за подрыв безопасности государства;
- за создание вооруженных формирований;
- за разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- при нарушении прав и свобод граждан;
- при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.