Культура Беларуси в первой половине XIX ст
После присоединения бел земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети 19 в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.
Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Бел язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.
Культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурному разделению по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.
В соответствии с реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно-приходские школы. Все учебные заведения бел губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме гос-ных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, кот давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и др учебных заведениях, кот содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.
После восстания 1830 - 1831 царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 был закрыт Виленский универ. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе мед. факультета (работает до 1840). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 учительская семинария (работает до 1839). Среди др событий в области образования следует отметить открытие в 1840 Гори-Горецкой земледельческой школы, кот в 1848 была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Кол-во учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на 200 человек населения.
Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда 2 экспедиции во главе с Исленьевым (астрономическая) и Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Чацкий, Немцевич, Лелевель и др. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина - в Виленском универе, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились бел археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали Доленга-Ходаковский, Нарбут, братья Тышкевичи, Киркор, Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.
В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении бел лит-ры сыграли Я. Борщевский, Чечот, Рипинский и др. Ян Чечот издал 6 фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы 1-й пол 19 в. явл анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком бел лит-ры стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой бел яз. зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В нач 60-х он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».
В культуре Беларуси 1-й пол 19 в. значительное место принадлежало театру. Развивалось любительское и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы бел национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сент 1841 состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и Кжижановский, а либретто - Дунин-Мартинкевич.
1-я пол 19 в. явилась началом сбора и публикаций бел народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения Абрамовича, Стефановича, Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в бел музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.
Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и гос-ного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.
Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета лит-ры и искусства Виленского универа. Основателем школы был профессор Смуглевич. За четверть века школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777-1830) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800-1885) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780-1840) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810-1883) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей бел реалистического пейзажа был Дмоховский (1807-1867). Наиболее известными скульпторами того времени были Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Слизень и др.
Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.