Преступления против семьи
Подмена ребенка (ст. 153 УК РФ)
Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие защиту личной свободы ребенка и интересов семьи.
Потерпевший от преступления, ответственность за которое установлена ст. 153 УК РФ, он же – предмет преступления (такое совпадение наблюдается только в рассматриваемом составе преступления), – ребенок. В законе не раскрыты признаки, которыми должен обладать подменяемый ребенок, в частности его возраст, местонахождение. Поэтому данный признак оценочный, определяемый на основе анализа и оценки всех фактических обстоятельств содеянного. Однако сопоставление диспозиций ст. 153 и 126 УК РФ позволяет заключить, что в качестве признака состава преступления, предусмотренного ст. 153, выступает ребенок, несхожесть внешних признаков которого с соответствующими признаками того, кем он подменяется, не поддается распознанию родителями или законными представителями подменяемого, поскольку при распознании указанной несхожести налицо похищение несовершеннолетнего, ответственность за которое установлена п. «д» ч. 2 ст. 126. Причем в составе преступления, предусмотренном ст. 153 УК РФ, ребенок, как подменяемый, так и используемый для подмены, в уголовно-правовом смысле равнозначны, то есть представляют собой одновременно и потерпевшего от преступления и предмет преступления, и являются, таким образом, взаимоподменяемыми.
Объективная сторона состава преступления подмены ребенка выражается в деянии в виде только действия, состоящего в подмене, то есть замене одного ребенка другим, оформленной официально, в частности путем внесения соответствующей записи в книгу учета рождений родильного дома, при отсутствии обоюдного согласия на такую замену родителей*.
*См. также: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики: Триада, Лтд, 1996. С. 106.
Оконченным данное преступления является с момента официального оформления подмены одного ребенка другим*.
*См. Там же.
Субъект подмены ребенка общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет. Наличие других признаков, например статуса работника родильного дома, не превращает его в специальный, так как эти признаки не имеют уголовно-правового значения, ибо не влияют на квалификацию преступления.
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и мотивом в виде корыстных или иных низменных побуждений. Корыстные побуждения состоят в заинтересованности виновного приобрести в результате подмены ребенка любые материальные блага от любых лиц, в частности от родителей того или другого из заменяемых детей. Иными низменными побуждениями могут быть месть, зависть, заинтересованность матери, родившей неполноценного ребенка, иметь полноценного и другие.
Незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ)
Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних детей.
Объективную сторону рассматриваемого преступления составляют альтернативно следующие незаконные действия: 1) по усыновлению (удочерению) детей; 2) по передаче их под опеку (попечительство); 3) по передаче их на воспитание в приемные семьи. Незаконными такие действия являются тогда, когда они осуществляются в нарушение ст. 124-155 или 165 Семейного кодекса РФ*.
*См. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. Ст. 16.
Оконченным это преступление, если указанные незаконные действия совершены из корыстных побуждений, является с момента совершения незаконного усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи. При совершении обрисованных действий не из корыстных побуждений данное преступление признается оконченным, когда незаконные усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи осуществлены неоднократно, то есть во второй раз. Причем не имеет значения, совершены в первый и во второй раз только незаконное усыновление (удочерение) детей, передача их под опеку (попечительство) и т.д. либо в первый раз осуществлено незаконное усыновление (удочерение) детей, а во второй – незаконная передача их под опеку (попечительство) или незаконная передача их на воспитание в приемную семью и т.д., то есть допустимо любое сочетание перечисленных незаконных действий. Субъект данного преступления общий – лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивом как обязательным признаком субъективной стороны данного преступления, совершаемого в первый раз, являются корыстные побуждения виновного, то есть побуждения приобрести любые имущественные блага.
Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ)
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование семьи.
Объективная сторона выражается в разглашении тайны усыновления (удочерения), то есть в обнародовании факта, что лицо, являющееся юридически родителем ребенка, – фактически его усыновитель (удочеритель). Преступным является разглашение тайны усыновления (удочерения) лишь вопреки воле усыновителя (удочерителя).
Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Специальный субъект – лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, – факультативен. Он является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления тогда, когда лицо разглашает тайну усыновления (удочерения) не из корыстных или иных низменных побуждений, то есть при отсутствии обрисованного мотива.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом. Мотив факультативен. Им являются корыстные или иные низменные побуждения, содержание которых в основе тождественно содержанию ранее рассмотренных аналогичных признаков. Мотив необходим тогда, когда разглашение осуществляется лицом, не обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.
Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ)
Непосредственный объект преступления, ответственность за которое установлена ст. 157 УК РФ, – общественные отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей и родителей. В п. 2 ст. 38 Конституции РФ закреплено, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а в п. 3 этой статьи – что «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Согласно п. 1 ст. 80 и п. 1 ст. 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать соответственно несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а согласно п. 1 ст. 87 этого Кодекса трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. В соответствии с Семейным кодексом РФ алименты, то есть средства на содержание детей или родителей, взыскиваются на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, имеющего силу исполнительного листа, или по решению суда.
Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, являются несовершеннолетние и нетрудоспособные совершеннолетние дети, а ее ч. 2 -нетрудоспособные родители. По своему статусу к детям приравниваются усыновленные (удочеренные), а к родителям – усыновители (удочерители).
Объективная сторона составов преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ, выражается в деянии в виде только бездействия, состоящего в злостном уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание указанных потерпевших.
В соответствии с ч. 1 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 г. № 46 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 122 УК РСФСР» «под уклонением родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей следует понимать не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов на детей, но и сокрытие виновным своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу, уклонение с той же целью от общественно полезного труда и иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей»*. Согласно ч. 2 этого же пункта о злостности уклонения от уплаты по решению суда алиментов «могут свидетельствовать, в частности, повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты по решению суда алиментов, несмотря на соответствующие предупреждения, розыск виновного ввиду сокрытия им своего места нахождения и т.д.»**. Аналогично следует понимать и злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
*Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, 1961-1993. С. 177-178.
**Там же.
Оконченными преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ, являются с момента злостного уклонения по решению суда средств на содержание потерпевших от этих деяний.
Субъект преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 157 УК РФ, специальный – родитель, то есть лицо, записанное матерью или отцом в книге записей рождения, включая того, отцовство которого установлено на основании ч. 3 ст. 48 и ст. 49 Семейного кодекса РФ. Из содержания ст. 137 этого Кодекса вытекает, что по статусу к родителю приравнивается усыновитель (удочеритель). Согласно п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ «лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка». Поэтому субъектом данного преступления является и родитель, лишенный родительских прав, а также разысканный после достижения ребенком 18-ти лет, если не истекли сроки давности, установленные ст. 78 УК РФ*.
*См.: Там же. С. 177.
Субъект преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 157 УК РФ, также специальный – сын, дочь, усыновленный, удочеренный, достигшие 18-ти лет.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.