Тема 4. Административно-правовой статус организаций
1. Основные элементы административно-правового статуса организаций.
2. Объединения граждан: понятие, виды, правовое регулирование создания и деятельности.
3. Правовая основа деятельности, основные задачи, права, порядок создания и деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
4. Понятие, виды и права религиозных организаций. Регистрация и порядок прекращения деятельности религиозных организаций.
1. Организации рассматриваются как коллективные субъекты административного права. Основными элементами их административно-правового статуса являются права и обязанности в сфере государственного управления. Поскольку одной из сторон административно-правовых отношений всегда выступает субъект властных полномочий, то, в основном, это будут права и обязанности в связи с легализацией и прекращением деятельности организации, контролем или надзором за ее деятельностью, защитой прав.Действующее законодательство закрепляет основания для деятельности различных видов организаций, в зависимости от целей их создания и деятельности (например, предприятия, учреждения, общественные организации, политические партии, религиозные организации, благотворительные организации). Содержание административно-правового статуса конкретного вида организации раскрывается в специальных законодательных актах.Предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности. Учреждения – исполняют социально-культурные или административно-политические функции. Их цель – создание социальных ценностей, главным образом непроизводственного характера (учреждения культуры, образования, охраны здоровья и т.д.).Правовой основой деятельности предприятий, учреждений и организаций в является Гражданский кодекс, закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности», а также другие специальные нормативно-правовые акты. В содержании правосубъектности организацийособое место отведено административной правосубъектности. Ее специфика заключается в том, что в административно-правовых отношениях организация участвует, как правило, в лице своего руководителя или других субъектов управления данной организации.Компетенция руководителя реализуется во всех внутренних и внешних сферах деятельности организации. Преимущественный объем административно-правовых отношений с участием руководителя организации формируется во взаимосвязях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Организация считается созданной и приобретает права юридического лица со дня ее государственной регистрации. Государство гарантирует защиту имущественных прав организаций. Изъятие государством у организаций имущества, которое ими используется, осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Учет и отчетность осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения, не предусмотренные законом, организация предоставляет органам государственной власти, органам местного самоуправления, другим организациям на договорной основе или в порядке, предусмотренном учредительными документами.
2. Право граждан на свободу объединения является неотъемлемым правом человека, закрепленным Конституцией и законодательством.
Объединение граждан - добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод.
Политической партией является объединение граждан - приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, главной целью которых является участие в разработке государственной политики, формировании органов власти, местного и регионального самоуправления и представительство в их составе.
Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Объединения граждан создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности. Они свободны в выборе направлений своей деятельности. Ограничения деятельности объединений граждан могут устанавливаться только Конституцией и законодательством. Все основные вопросы деятельности объединений граждан должны решаться на собраниях всех членов или представителей членов объединения.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность объединений граждан, равно как и вмешательство объединений граждан в деятельность государственных органов, должностных лиц и в деятельность других объединений граждан, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Политические партии создаются по инициативе граждан, которые достигли 18 лет, не ограничены судом в дееспособности и не содержатся в местах лишения свободы. Учредителями общественных организаций могут быть граждане, граждане других государств, лица без гражданства, которые достигли 18 лет, а молодежных и детских организаций - 15-летнего возраста. Решения об учреждении объединений граждан принимаются учредительным съездом (конференцией) или общим собранием.
Легализация (официальное признание) объединений граждан является обязательной и осуществляется путем их регистрации или уведомления (сообщения) об учреждении. Деятельность объединений граждан, которые нелегализированны или принудительно распущены по решению суда, является противозаконной. В случае регистрации объединение граждан приобретает статус юридического лица. Политические партии подлежат обязательной регистрации Министерством юстиции.
Прекращение деятельности объединений граждан может быть произведено путем их реорганизации или ликвидации (самороспуска, принудительного роспуска). Ликвидация объединений граждан осуществляется на основании устава или решения суда.
Государственный контроль за деятельностью объединений граждан осуществляется государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством. Органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. Контроль за источниками и размерами поступлений, уплатой налогов объединениями граждан осуществляют соответственно финансовые органы. Надзор за выполнением и соблюдением законности объединениями граждан осуществляют органы прокуратуры.
3. Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются Конституция и законодательство.
Основные задачи общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы:
- в сфере охраны общественного порядка (предоставление помощи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, предотвращение административных проступков и преступлений; информирование ОВД о совершении или подготовке преступлений, местах концентрации преступных группировок и т.п.);
- в сфере охраны государственной границы (предоставление помощи подразделениям государственной пограничной службы по выявлению причин и условий, которые могут привести к преступной деятельности на границе, применение мер по их устранению; участие в наблюдении за местами работы и отдыха вблизи границы; предоставление помощи в выявлении и задержании лиц, которые нарушили или пытаются нарушить государственную границу и т.п.);
- в случае возникновения чрезвычайной ситуации (предоставление помощи лицам, которые потерпели от несчастных случаев и правонарушений; участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуациях).
Специальным нормативно-правовым источником, регламентирующим правовой статус общественных формирований является закон «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы». Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются на добровольных началах по месту работы, учебы или проживания граждан. Решение о создании таких формирований принимается на сборах (конференциях) граждан. Общественные формирования создаются в составе не менее 10 лиц. Местные государственные администрации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы предоставляют всевозможную помощь и поддержку в создании общественных формирований. Общественное формирование действует на основании положения (устава). Данное положение согласовывается с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел, подразделением Государственной пограничной службы, а также исполнительным органом совета, на территории которого будет действовать данное общественное формирование.
Для регистрации общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы его учредители подают в соответствующий исполнительный орган местного Совета решение о его создании, поддержанное соответствующим органом внутренних дел или подразделение Государственной пограничной службы, согласованное с этими органами положение (устав), информацию о составе руководства, а также список членов формирования. Регистрационный сбор данными формирование не оплачивается. Решение о регистрации формирования или отказе в регистрации принимаются в срок, указанный в законодательстве (в письменном виде).
В определенных законом случаях, к членам общественных формирований могут применять меры поощрения либо определенные взыскания (предупреждение, выговор, исключение из состава членов общественного формирования).
Контроль за деятельностью общественных формирований осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом. Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией и законами.
4. Каждому гражданину гарантируется право на свободу совести. Это право включает свободу иметь, принимать и изменять религию. Осуществление гражданами гарантированной свободы мировоззрения и вероисповедания порождает общественные отношения, значительная часть которых имеет правовой характер. Закрепленное в этой статье право граждан на отправление религиозных культов и ритуальных обрядов, на религиозную деятельность предопределяет создание и деятельность разных религиозных организаций— религиозных общин, управлений, центров, монастырей, религиозных братств, духовных учебных заведений, которые являются организационными образованиями со специфическими целями и конкретными способами их достижения.
Основным законодательным актом, который определяет правовое положение религиозных организаций, а также их взаимоотношения с государством, является Закон «О свободе совести и религиозных организациях».
Религиозные организации создаются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и действуют в соответствии с иерархической и институционной структурой, избирают, назначают и заменяют персонал в соответствии со своими уставами (положениями).
Видами религиозных организаций являются религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные объединения имеют свои центры. Устав (положение) религиозной организации, который в соответствии с гражданским законодательством определяет ее правоспособность, подлежит регистрации в порядке, установленном законом.
Для получения религиозной организацией статуса юридического лица необходима ее государственная регистрация. Учредители религиозной организации – верующие совершеннолетние граждане в количестве не меньше 10 лиц подают заявление о регистрации и устав религиозной организации к соответствующему государственному органу, который обязан в соответствующий срок принять решение о регистрации.
Устав (положение) религиозной организации принимается на общем собрании верующих граждан или на религиозных съездах, конференциях. Религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения). Религиозная организация как юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности соответственно действующему законодательству и своего устава. Деятельность религиозной организации может быть прекращена в связи с ее реорганизацией (делением, слиянием, присоединением) или ликвидацией. Реорганизация или ликвидация религиозной организации осуществляется согласно ее собственным установкам. В случае нарушения религиозной организацией положений Закона и других законодательных актов ее деятельность может быть прекращена по решению суда.
Сущность правового регулирования отношений государства и религиозных организаций заключается в том, что государство и его органы не пользуются методами государственно-правового контроля или принуждения при определении гражданами своего отношения к религии, не вмешиваются в религиозную деятельность организаций верующих, если она не нарушает законов государства и установленного порядка, не предоставляют религиозным организациям материальной поддержки, не поручают им выполнения государственных функций. В то же время государство способствует установлению отношений взаимной религиозной и мировоззренческой терпимости и уважения между людьми, охраняет законную деятельность религиозных организаций и право верующих на осуществление религиозных культов и ритуальных обрядов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях.
В свою очередь, религиозные организации лишены права вмешиваться в дела государства, принимать участие в деятельности политических партий, выдвигать кандидатов в органы государственной власти. Эти организации занимаются исключительно вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. В то же время религиозные организации имеют право на участие в общественной жизни и использование средств массовой информации наравне с объединениями граждан.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях осуществляют местные Совета и их исполнительные комитеты.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством.
Если международным договором установлены другие правила, чем те, которые содержит законодательство о свободе совести и религиозных организациях, то применяются правила международного договора.
Субъектами ответственности за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях, наряду с должностными лицами государственных органов, могут быть также лица, которые занимают соответствующее положение в иерархии религиозных организаций, и граждане. Прекращение деятельности религиозной организации возможно лишь по решению ее членов или по решению суда в случае нарушения законодательства.