Гражданская война в США. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к конституции
Множество людей устремилось на Запад в надежде колонизовать земли, принадлежащие индейским племенам Америки. Туда же хлынул поток эмигрантов из Европы. Правительство США поощряло это движение. Когда население той или иной колонизуемой области достигало некоторой достаточной цифры, конгресс давал ей автономию, а спустя некоторое время – право выработать собственную конституцию, сделаться “штатом”. Иногда штаты возникали в результате отделения или захватов. До 1912 года было создано 36 новых штатов. Соответственно с тем увеличивалось число членов конгресса. Существование рабовладельческой системы на Юге противоречило интересам буржуазного Севера Соединенных Штатов. Тревожило неуклонное распространение рабства за пределы его старых границ и рост абсолютной численности рабов. Наибольшее негодование рабство негров вызывало в народе. Рабочие, кроме того, справедливо опасались проникновения дешевого труда негров в промышленность; фермеры видели в плантаторе злейшего конкурента, и расхитителя свободной, еще незанятой земли. Борьба между Севером и Югом была борьбой двух социальных систем – системы рабства и системы свободного труда; обе системы не могли более мирно существовать бок о бок. Дело окончилось гражданской войной (1861-1864 гг.). Победил промышленный Север. Перелом в ходе войны наступил, когда правительство, руководимое президентом Авраамом Линкольном, решилось на издание так называемого Акта о гомстедах, которым каждому желающему было предоставлено право занять участок величиной в 160 акров за счет неосвоенных земель Запада. Этот акт увеличил силы северной армии – появился могучий стимул. Прокламация об освобождении рабов 1863 года – «все лица, считавшиеся рабами… отныне и в дальнейшем свободны, и исполнительная власть США будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц».
Победа Севера привела к ликвидации рабства. Восторжествовал так называемый американский путь развития в сельском хозяйстве, при котором преобладание принадлежит не плантатору-рабовладельцу, а капиталистического фермеру. Но негры земли не получили; они стали арендаторами-издольщиками, полурабами, полусвободными. Усилия бывших хозяев были направлены на то, чтобы фактическое положение негров не изменилось. На это были нацелены постановления так называемых Черных кодексов, изданных парламентами южных штатов:
- негры, не имевшие работы, признавались “бродягами”, за что суды назначали штрафы, а при их неуплате – принудительные работы на плантациях. Так возникло “уголовное рабство”, уносившее в могилу 48% осужденных; страх перед обвинением в бродяжничестве вынуждал негра принимать любую работу за любое вознаграждение;
- неграм запретили занятие ремесленными профессиями или торговлей: им оставались только плантации и услужение;
- негры, не достигшие 18 лет, насильственно отдавались в “ученичество” белым хозяевам.
13, 14, 15 поправки к Конституции были приняты в осуществление программы действий, направленных на освобождение негров, на уравнение (пусть и формальное), статуса негров к статусу белых, на отмену «черных кодексов».
13 поправка 1865 года – в США не будет рабства, подневольных работ, за исключением случаев наказания за преступление.
14 поправка 1868 года – “лица, рожденные или натурализованные в США, считаются гражданами США и тех штатов, где они проживают”. Издание законов, умаляющих права и привилегии граждан США, запрещается. Никакой штат не может лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без должной правовой (судебной) процедуры. Участники мятежей не имели права голосовать, быть сенатором или представителем в Конгрессе, занимать гражданскую или военную должность. Однако Конгресс 2/3 голосов каждой палаты может отменить указанное ограничение права.
15 поправка 1870 года – право граждан США на участи в выборах не будет отрицаться или ограничиваться США или отдельными штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.
Игнорируя XIV и XV поправки к американской конституции, южные штаты блокировали участие негров в выборе должностных лиц не только в своих штатах, но и в конгресс федерации. Сделано это было введением ценза грамотности и разного рода унизительными экзаменами для черных. Негров, желавших участия в политической жизни, подвергали так называемым “судам Линча”, что было незаконно, к чему постоянно прибегала и террористическая организация, известная под названием “Ку-клукс-клана”. По законам южных штатов, распространившимся на всю Америку, негры должны были селиться в особых кварталах, ездить в особых вагонах, посещать школы для черных и т. д. Браки между белыми и черными были невозможны, поскольку вызывали уголовное преследование.
Верховный суд остановился на формуле “раздельное, но равное”, что было на деле прикрытием фактического неравенства школ, больниц, жилых домов и даже вагонов, предназначенных для негров и белых. В 1898 году Верховный суд признавал конституционными ограничения избирательных прав негров.
И только в 1954 году Верховный суд США (председатель Уоррен) признал формулу «раздельное, но равное» противоречащей Конституции и отменил ее. Вслед за этим Верховный суд отменил и другие правовые ограничения негров и цветных.
37. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Законы 1933 – 1935 гг
В октябре 1929 года США были потрясены катастрофическим падением курса акций на бирже. Биржевая паника, подобно водовороту, увлекла в бездонную пропасть многочисленные состояния. Наступил кризис перепроизводства. В течение 35-40 месяцев остановилась половина заводов и фабрик. Около 17 млн. человек оказались безработными. Катастрофически низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, вызванные падением спроса (массовая безработица), разорили сотни тысяч фермеров.
И работавшие и безработные объединялись в манифестациях, стачках, вооруженных столкновениях с полицией и войсками. Отчаявшись в ожидании нового “процветания”, обманутые республиканскими лидерами в правительстве и вне его, трудящиеся массы США переходили на сторону демократической партии, обещавшей государственную помощь безработным, повышение цен на сельскохозяйственные продукты, наконец, регулирование экономики, могущее покончить с кризисом в данное время и предотвратить его повторение в будущем.
Идеологом государственного вмешательства в экономические отношения и одновременно с тем лицом, которое бралось осуществить его на практике, стал Франклин Рузвельт, избранный президентом США на выборах 1932 года. Совокупность мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, предложенных Рузвельтом и его советниками, получила название “нового курса”. “Новый курс” сложился из разного рода общих мер и мер чрезвычайных, законов конгресса и распоряжений Президента, проектов и экспериментов:
1. Послание Рузвельта конгрессу 17 мая 1933 года – две меры по обеспечению народ работой: введение сокращенной рабочей недели, при сохранении достаточной платы, предотвращение нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства; программа «прямой занятости»: 3300 млн. долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство, и предоставят работу максимально возможному числу народа.
2. Закон об улучшении положения в с/х 12 мая 1933 года – устанавливалась некоторая компенсация для тех фермеров, которые соглашались сократить посевную площадь под пшеницей, кукурузой, хлопком и т.п., что должно было – по теоретическим расчетам – поднять цены на продукты с/х и спасти фермеров от разорения. Одновременно поощрялось уничтожение части уже полученного урожая. За это давали премию (делалось все это в период, когда миллионы безработных голодали или находились на грани голода).
3. Отмена золотого стандарта – Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязанностей 5 июня 1933 года – Огромный золотой запас Соединенных Штатов был передан в государственное казначейство. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом; обмен бумажных денег на золото был воспрещен; граждане США должны были сдавать имеющееся на руках золото в банки; золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину; министерство финансов могло прекращать на время банковские операции. Эти меры прекратили панику в банках, вызванную стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения. С помощью более дешевых денег хотели поднять цены на товары и тем самым искусственно подстегнуть товарооборот.
4. Закон о восстановлении национальной экономики 16 июля 1933 года – стремясь разрешить проблему “удовлетворительного планирования производства и распределения применительно к экономической системе Соединенных Штатов” (Рузвельт), правительство США создает специальную государственную федеральную организацию под названием Национальной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА); главным ее делом стало насаждение “кодексов честной конкуренции”. Составленные для целой отрасли промышленности “кодексы честной конкуренции” должны были смягчить конкурентную борьбу между компаниями. Они содержали нормы, устанавливающие одинаковый для всей данной отрасли промышленности уровень з/п определенных категорий работников, одинаковую продолжительность рабочего времени, общий объем разрешенной тому или иному предприятию продукции. Кодексы вырабатывались самими предпринимателями и были для них добровольными соглашениями. Однако, как только кодексы скреплялись подписью президента США, они приобретали для данной отрасли промышленности силу закона. Правительство выработало типовой проект кодекса, его образец: 35-часовая рабочая неделя и минимальная з/п рабочих – от 30 до 40 центов в час. Создается Чрезвычайное федеральное управление общественных работ. Все полномочия у его Администратора, который вырабатывает программу общественных работ, включающую: строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей; очищение вод; строительство речных и портовых сооружений; развитие водной энергетики и т.д.
5. Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной и текстильной промышленности 17 июля 1933 года – з/п всем (от учеников до рабочих) минимум 12 долларов в южном поясе, 13 долларов в северном поясе за 40 часов работы.
6. Закон Джонсона «О запрещении финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США» 13 апреля 1934 года – на территории США считается незаконным покупать и продавать боны, облигации или другие обязательства какого бы то ни было иностранного правительства или его политического представительства, если эти обязательства выпущены после принятия настоящего закона… пока они не погасят своей полной или частичной задолженности правительству США. Штраф за нарушение 10 000 долларов или 5 лет тюрьмы, или и то и другое.
Кризисные явления стали проходить, безработица рассасываться. Истекал двухлетний экспериментальный срок действия НИРА. Ни в правительстве, ни в НИРА не было сколько-нибудь определенного намерения сохранить на будущее “сотрудничество государства и хозяйства”. Тогда Верховный суд, выполняя наказ банкиров и промышленников, признал, что существование и деятельность НИРА противоречат конституции США, воспрещающей федеральному правительству вмешательство в экономические отношения частных лиц (1935 год) – «Мы считаем, что попытка использовать положения кодекса для установления продолжительности рабочего дня и уровня з/п, не является законным… Мы считаем, что разбираемые нами здесь положения кодекса не являются законными…».
“Новый курс” перестал существовать. Рабочим многих отраслей промышленности, где 65-часовая рабочая неделя была не редкостью “Новый курс” принес сокращение рабочего дня; были легализированы профсоюзы, коллективные договоры, минимальная з/п.
В противовес решению Верховного суда, Рузвельт провел через конгресс так называемый закон Вагнера (1935 год), который возвратил рабочему классу его завоевания, по Новому курсу – и даже расширил, например, было введено право «закрытого цеха» согласно которому члены профсоюза имели преимущество при поступлении на работу.