Формы государства 1 страница
7.1. Сущность и предназначение государства
Общепринятой признается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Вполне обоснованно и справедливо считается, что государство - это дитя общества. Уместно заметить о часто непредсказуемом характере детей, способных на необъяснимые, с точки зрения зрелого, сложившегося человека, поступки. Эта ремарка дает представление о характере возможных вариантов поведения во взаимоотношениях между родителями (общество) и детьми (государство).
Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции развития национальных государств;
- исторические особенности становления национальных государственностей;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества.
7.2. Формы государственного правления
Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления:
- монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);
- республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая).
Монархия. Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 - 1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: "Государство - это я".
Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена.
Самой древней в мире монархической династией считается японская. Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 года до н.э. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: "собрать восемь углов мира под одной крышей" <1>. Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.
--------------------------------
<1> Овчинников Всеволод. Потомки богини солнца // Российская газета. 2006. 9 марта.
В последующем под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы перехода от одного типа государства к другому, посчитали необходимым избрать иные формы государственного правления.
Из существующих ныне примерно 230 государств мира (из них только 192 являются членами ООН) на сегодняшний день в 28 сохранена монархическая форма правления. Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента). Впрочем, история подавляющего большинства государств знает многочисленные примеры "удачных" заговоров против них и революционных ситуаций. Достаточно вспомнить судьбу некоторых российских царей (Павел, Александр II, Николай II...).
В то же время возможны и отходы от установившихся классических канонов. Например, институт монархии в Камбодже отличается от того, который существует в Европе. Королевская власть не является наследственной в обязательном порядке. Так же как и в Европе его правовой статус в большей степени носит церемониальный характер. Трон короля не переходит к старшему наследнику. Новый монарх назначается девятью членами тронного совета. В октябре 2004 г. находившийся у власти более 60 лет король Камбоджи Нородом Сианук со ссылкой на состояние здоровья добровольно оставил трон. Властные полномочия ушедшего монарха не по наследству (старший сын), а в результате назначения получил один из его сыновей - Нородом Сиамони.
Следует отметить, что среди монархов - рекордсменом долгожителем по продолжительности нахождения на престоле является император Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848 - 1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 годы).
Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений, начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В мировой истории, например, такими странами были Россия XVII - XVIII и Франция до революции 1789 года. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).
Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.
Республика. Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного или коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны.
По состоянию на 2 марта 2005 г. такими "долгожителями" на своих постах были президенты следующих республик <1>: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября 1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г., в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).
--------------------------------
<1> Президенты с самым большим стажем и их семьи. Топ-10 / Коммерсантъ. 2005. 2 марта.
В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
Продолжительность нахождения на должностях глав государств зависит от ряда факторов: политических традиций, монархического строя (с периодически избираемым главой исполнительной власти, обладающим большими властными полномочиями), антидемократических режимов (в них главы государств обладают практически неограниченными властными полномочиями). В этом можно убедиться из содержания следующего рейтинга глав государства, дольше всех находящихся в занимаемых должностях (по состоянию на июль 2006 года) <1>.
--------------------------------
<1> Алексеев Алексей. Седовластные старцы // Коммерсантъ. 2006. 3 июля.
┌────────┬─────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
│ Место │ Персона │ Страна │ Дата прихода к │
│ в │ │ │ власти │
│рейтинге│ │ │ │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 1. │Король Рама IX │ Таиланд │ Июнь 1946 г. │
│ │(Пумпилон Адульядет) │ │ │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 2. │Королева Елизавета II │ Великобритания │ Февраль 1952 г.│
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 3. │Председатель госсовета и │ Куба │ Февраль 1959 г.│
│ │совета министров │ │ │
│ │Фидель Кастро Рус │ │ │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 4. │Вождь Малиетоа Танумафили II │ Самоа │ Январь 1962 г. │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 5. │Король Тауфахау Тупоу II │ Тонга │ Декабрь 1965 г.│
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 6. │Султан Хассанал Болкиях │ Бруней │ Октябрь 1967 г.│
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 7. │Президент Эль Хадж Омар Бонго│ Габон │ Декабрь 1967 г.│
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 8. │Лидер ливийской революции │ Ливия │Сентябрь 1969 г.│
│ │полковник Муаммар │ │ │
│ │аль-Каддафи │ │ │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 9. │Султан Кабус Бен Сайд │ Оман │ Июль 1970 г. │
│ │аль-Саид │ │ │
├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 10. │Королева Маргарете II │ Дания │ Январь 1972 г. │
└────────┴─────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘
Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись со следующей таблицей <1>.
--------------------------------
<1> Васильева Анна. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля.
Место в рейтинге | Имя | Должность | Страна | Дата избрания | Процент отданных голосов |
1. | Джонсон-Серлиф Элен | Президент | Либерия | 08.11.05 | 59,4 |
2. | Бачелет Мишель | Президент | Чили | 15.01.06 | 53,2 |
3. | Халонен Тарья | Президент | Финляндия | 29.01.06 | 51,8 |
4. | Макализ Мэри | Президент | Ирландия | 31.10.97 | 44,8 |
5. | Макапагал-Арройро Глория | Президент | Филиппины | 10.05.04 | 40,00 |
6. | Меркель Ангела | Канцлер | Германия | 18.09.05 | 35,2 |
Опыт Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы не только возможна, но является одним из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность пребывания высшего руководства на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.
Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март, 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в марте 1998 года путем избрания его заместителем председателя КНР <1>. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 года он стал заместителем председателя влиятельных центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 года. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.
--------------------------------
<1> Операция "Наследник" (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
В государствах мира с немонархической формой правления и различными политическими режимами нередки случаи возникновения политических династий с заниманием высших государственных постов. Из представленных в нижеприведенной таблице данных (по состоянию на 1 сентября 2003 года) о 14 династиях девять находятся в Азии и три на американском континенте <1>.
--------------------------------
<1> Алексеев Алексей. Алиевы - первая европейская политическая династия // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.
Место в рейтинге | Имя, должность | Страна | Другие члены династии, степень родства, должности | Число членов династии, занимавших высшие государ- ственные посты | Срок пребывания на высших государ- ственных постах последнего из представи- телей династии (лет) | Общий срок пребывания на высших государ- ственных постах всех членов династии (лет) | Находятся ли династии у власти в настоящее время |
Ким Чен ИР, председатель национального комитета обороны, генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи | КНДР | Отец - Ким ИР Сен, председатель национального комитета обороны, генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи | 9 лет 1 месяц | 54 года 11 месяцев | Да | ||
Цзян Цзинго, премьер-министр, президент | Тайвань | Отец - Чан Кайши | 15 лет 7 месяцев | 40 лет 8 месяцев | Нет | ||
Раджив Ганди, премьер-министр | Индия | Мать - Индира Ганди, дважды занимала пост премьер-министра. Дед - Джавахарлал Неру, премьер-министр | 5 лет 1 месяц | 37 лет 9 месяцев | Нет | ||
Луис Сомоса Дебайле, президент | Никарагуа | Отец - Анастасио Сомоса Гарсиа, дважды занимал пост президента. Брат - Анастасио Сомоса Дебайле, дважды занимал пост президента | 6 лет 8 месяцев | 32 года 11 месяцев | Нет | ||
Башар Асад, президент | Сирия | Отец - Хафез Асад, премьер-министр, президент | 3 года 1 месяц | 32 года 8 месяцев | Да | ||
Жан-Клод Дювалье, президент | Гаити | Отец - Франсуа Дювалье, прези- дент | 14 лет 9 месяцев | 29 лет 3 месяца | Нет | ||
Чандрика Кумаратунга, президент, ранее премьер-министр | Шри-Ланка | Отец - Соломон Вест Риджвей Диас Бандаранаике, премьер-министр. Мать - Сиримаво Бандаранаике (Ратватте Диас), трижды занимала пост премьер-министра | 9 лет | 24 года 3 месяца | Да | ||
Мегавати Сукарнопутри, президент | Индонезия | Отец - Сукарно, президент | 2 года 1 месяц | 22 года 7 месяцев | Да | ||
9-10 | Ильхам Алиев, премьер-министр | Азербайджан | Отец - Гейдар Алиев, президент | Менее 1 месяца | 10 лет 2 месяца | Да | |
9-10 | Беназир Бхутто, дважды занимала пост премьер-министра | Пакистан | Отец - Зульфикар Али Бхутто | 4 года 8 месяцев | 10 лет 2 месяца | Нет | |
Хасина Вазед, премьер-министр | Бангладеш | Отец - Муджибур Рахман, премьер-министр, дважды занимал пост президента | 5 лет | 9 лет 4 месяца | Нет | ||
12-13 | Глория Макапагаль Арройро, президент | Филиппины | Отец - Диосдадо Макапагаль Арройро, президент | 2 года 7 месяцев | 6 лет 7 месяцев | Да | |
12-13 | Джордж Буш-младший, президент | США | Отец - Джордж Буш, президент | 2 года 7 месяцев | 6 лет 7 месяцев | Да | |
Жозеф Кабила, президент | Демократическая Республика Конго (бывший Заир) | Отец - Лоран Дезире Кабила, президент | 2 года 7 месяцев | 6 лет 3 месяца | Да |
Исторический опыт ряда государств свидетельствует о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому в качестве административно-предупредительной меры, имеющей своей направленностью не только не допущение, но при необходимости и пресечение антиконституционных действий, в государствах с республиканской формой правления предусматривается возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов, или роспуском парламентов.
Порядок объявления импичмента носит усложненный процедурный характер. Временные границы и последовательность действий определенных законом инициаторов процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.
По обвинению в действиях, противоречащих интересам страны и не соответствующим конституции были отстранены от занимаемых должностей: Президент Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); Президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); Президент Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); Президент Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).