Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии.
Реставрация Мэйдзи.
До второй половины XVI века Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 году один из видных политических деятелей Японии Ода Нобунага (1534–1582) завладел половиной провинций и провел там реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности. Окончательное же объединение страны произошло при Тоётоми Xuдэёcu (1536–1598). Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги; был усилен контроль над городами и торговлей в них. После смерти Тоётоми Хидэёси власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Иэясу, который в 1603 году провозгласил себя сёгуном (великим полководцем). Установился так называемый «третий сёгунат».
С этого времени и до 1868 года Японией управляла династия клана Токугава. Сразу же после объединения страны Токугава Иэясу уничтожил наиболее видных соперников и установил режим жесткой военно-самурайской диктатуры.
До утверждения сёгуната Токугавы наиболее распространенными религиями в Японии были буддизм и синто (путь богов). Однако эти религии не устраивали сегунов, так как не соответствовали их идеалам и целям. Поэтому в стране возрождается конфуцианство, которое на время становится официальной идеологией. Конфуцианство, как известно, проповедовало преданность старшим, ценило умеренность и экономию, высоко ставило школу и учебу. В то же время следует отметить, что японцы могли одновременно исповедовать и другие религии. Население отличалось веротерпимостью, хотя и принимало только те религии, которые не ломали традиционные устои и сложившийся образ жизни.
Объединение страны привело к укреплению японской экономики. Прекращение междоусобиц, временное снижение арендной платы дали толчок развитию сельского хозяйства. В XVII веке обрабатываемые площади увеличились на 100 %, а урожай вырос на 50 %., ускорились темпы развития ремесла, оживилась торговля. В стране появились первые мануфактуры - даже часть князей (даймё) из-за сокращения доходов от ренты начали создавать мануфактуры и торговые дома.
Однако уже в XVIII веке в Японии начался экономический кризис. Замедлился, а затем прекратился рост производства, в деревне началось скрытое обезземеливание крестьян. При этом крестьянство постепенно распадалось на зажиточную сельскую верхушку и огромную массу малоземельных арендаторов и пауперов. Разложение охватило и сословие самураев, которые все чаще переходили к невоенным видам деятельности (рядовые самураи становились врачами или учителями). Одновременно ростовщики и торговцы, которые ранее относились к презираемым сословиям, получили право покупать самурайские титулы.
Еще в конце XVIII века в Японии стали заметны и признаки политического кризиса, которые особенно усилились в 30-е годы XIX века. В это время увеличилось число крестьянских восстаний (1832 г. – проходит серия антибакуфских выступлений; 1837 г. – восстание в г. Осаке), началось формирование оппозиции сёгуну в лице торговцев, ростовщиков и самурайской интеллигенции. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались, в первую очередь, князья южных районов страны. Кроме того, удар по авторитету центральной власти нанесло насильственное «открытие Японии» Соединенными Штатами и европейскими странами в середине XIX века (1854 г.). Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а центром притяжения всех мятежных сил страны – императорский дворец в Киото.
В октябре 1867 года в Японии началась так называемая реставрация Мэйдзи исин («обновление Мэйдзи» или «эра просвещенного правления»). Идея реставрации состояла в возвращении полноты власти императору правящей династии. В январе 1868 года заговорщики объявили о свержении правительства сёгуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение, и в мае 1868 года сёгун капитулировал. Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказалось низшее самурайство, и власть перешла в руки князей и самураев – сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В результате этого верхушечного государственного переворота (часто именуемого японской буржуазной революцией) была ликвидирована феодальная система, и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Власть перешла к малолетнему императору Муцухито. От его имени новое правительство опубликовало обращение к народу 6 апреля 1869 года. В этом обращении император в клятвенной форме провозгласил следующее:
1) будет создано широкое собрание, все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением;
2) все люди – как правители, так и управляемые – должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации;
3) всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления, и развивать свою деятельность;
4) все «плохие обычаи» прошлого будут упразднены, станут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми;
5) знания будут заимствоваться во всем мире – так основы империи упрочатся.
Эти обещания были осуществимы только путем крупных принципиальных реформ, которые стали необходимы, чтобы вывести страну из состояния гражданской войны и социальной нестабильности. В 1871 году были отменены цеха и гильдии, ликвидированы феодальные таможни внутри страны. Указом императора упразднялись феодальные привилегии, объявлялось сословное равенство и равенство всех перед законом. В 1872 году был издан указ о всеобщей воинской повинности, что лишало самураев монопольного права быть воином по рождению. В 1872 году был принят Закон о всеобщем начальном образовании, который учреждало Министерство религиозного образования, занимавшееся в том числе и широкой пропагандой образования светского.
В течение 1872–1873 годов была проведена аграрная реформа, установившая частную собственность на землю, причем земля закреплялась за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами. Подавляющая же часть крестьян получила ничтожные земельные наделы - как правило, эти лица становились арендаторами, батраками или направлялись в города на поиски заработка. Зажиточные крестьяне и новые помещики, получив землю, освобождались от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3 % от цены земли, выплачиваемый государству. Также в 1873 году был установлен единый денежный налог, начисляемый с имущества, введена единая денежная система. Все административные чины назначались императором. Был создан кабинет министров при императоре, при этом назначения чиновников на должности проводились по конкурсной системе.
В 1880–1882 годах была проведена судебная реформа. Вступили в действие УК и УПК, копировавшие европейские образцы. В новой редакции эти кодексы начали действовать с 1 января 1908 года.
Страна была разделена на губернии, уезды и деревни, а города делились на кварталы. Закон 1888 года вводил элементы самоуправления на местах и позволял создавать советы при начальниках из выбранных местных лиц.
Как следствие революции были аннулированы неравноправные международные договоры, реорганизована армия, а также введена всеобщая воинская повинность. Вместе с тем самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. Крупные реформы были проведены в сфере государственного управления. Во-первых, были ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры. Во-вторых, вместо прежних четырех учреждались три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.
11 февраля 1889 года была опубликована первая Конституция Японии,составленная по образцу прусской Конституционной хартии 1850 года, и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Она установила режим конституционной монархии. Статья 1 Конституции гласила: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией»; ст. 3 объявляла: «Особа императора священна и неприкосновенна». Императоркак глава государства наделялся исключительно широкими правами. Согласно конституции он имел право: объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления – определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц. Кроме того, император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению и остальных министров. В Японии устанавливалось правило контрасигнатуры: в ст. 55 Конституции было сказано: «Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены министрами».
Примечательно, что законодательную властьимператор осуществлял совместно с парламентом, созывая, отсрочивая и закрывая парламентские заседания, либо распуская нижнюю палату – палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без утверждения и подписи императора. Право инициативы изменения Конституции также вручалось императору – правда, эта инициатива должна была быть поддержана парламентом – 2/3 голосов присутствующих при наличии кворума (2/3 от общего числа членов парламента). Статья 74 запрещала какие-либо изменения в статуте императорского дома. Устройство парламента было предусмотрено двухпалатным:
1) палата пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, специально назначенные императором;
2) палата депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.
Палата депутатов избиралась на основе цензового мужского избирательного права. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет, платившие подоходный налог в 15 иен и имевшие полуторагодичный ценз оседлости (на момент принятия Конституции избиратели составляли 1 % населения; к середине 20-х гг. XX в. – только 6 %).
Палата пэров (верхняя палата) формировалась путем назначения императора. Пэры имели право наследования своего звания. Участие палат в законодательном процессе было равное: обе палаты наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Статья 64 Конституции устанавливала: «Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового бюджета». А статья 71 указывала: «Если имперский парламент не вотировал бюджет и если бюджет не мог быть составлен, то правительство принимает бюджет предшествовавшего года».
В отношении судебной власти Конституция отразила продолжавшийся процесс ее реформирования. Статья 57 гласила: «Судебная власть осуществляется судами именем императора согласно закону. Организация судов определяется законом». Согласно ст. 16 Конституции императору принадлежало право амнистии и помилования.
В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Для замещения должности судьи согласно закону 1890 года, требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.
Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Глава II Конституции «О правах и обязанностях подданных» давала японцам основные буржуазные права и свободы. Например, ст. 23 устанавливала порядок Хабеас корпус: «Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызову к допросу, наказанию иначе как сообразно с законом». Статья 27 провозглашала: «Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятия, необходимые в интересах общественной пользы, определяются законом». Объявлялись также: свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки.
Таким образом, главной характеристикой первой Конституции Японии является сочетание в ней известных европейских норм конституционного права и древних японских императорских традиций. Особенность Конституции состоит в том, что японцы имели статус подданных, а не граждан, министры выступают советниками императора и только перед ним ответственны. Несмотря на явную реакционность первой японской Конституции, она столкнулась с оппозицией самурайской военщины. Монархическая бюрократия предпринимала попытки свержения дуалистической монархии и возврата старых порядков, потерпевшие, в конечном счете, неудачу.
На основе Конституции 1889 года в Японии началось формирование новой политико-правовой системы. Так, политика государства определялась в Тайном совете. В его состав входили лица, особо доверенные и приближенные к императору, носители высших государственных секретов. В состав Совета входили еще и так называемые генро, не прописанные в Конституции, но получившие право одобрять императорские указы о назначениях и толковать Конституцию. Правительство не принимало решений без рекомендации этих лиц, реально имевших высшую власть.
Правительство, ответственное по Конституции перед императором, было совершенно независимо от парламента, что значительно снижало его роль как законодательной ветви власти. Кроме того, парламент работал в период сессий, собиравшихся раз в год. А в межсессионный период законодательный процесс осуществлял император. Указы императора, принятые в это время, очередной сессией парламента, как правило, утверждались.
Как отмечалось, высокие имущественные и возрастные цензы допускали к активной политической жизни чуть более 1% населения. Поэтому появление политических партий означало не демократизацию Японии, а укрепление политических позиций правящей элиты. В 1881 году возникла либеральная партия Дзиюто; в 1898 году – партия друзей политики Сейюкай; в 1899 году – партия народной политики Минсейто. Одновременно происходил процесс «этатизации» или бюрократизации государства. Японский кабинет министров, состоявший первоначально всего из 10 человек, стал обрастать новыми структурами и должностями средних и мелких начальников, паразитировавших на государственной казне.
Бюрократизация государства сопровождалась его интенсивной милитаризацией. Императорские указы 1898–1899 годов устанавливали порядок, по которому военное и военно-морское министерства имели решающее преимущество над всеми другими министерствами. Министры должны были находиться на действительной военной службе. Государственный бюджет формировался в интересах военных министерств, что свидетельствовало об агрессивных намерениях политической элиты. Генералы фактически получали право бесконтрольно тратить государственные средства, а парламент и глава правительства теряли всяческий контроль над деятельностью военных.
Таким образом, в конце XIX века в Японии были заложены основы для превращения ее в дальнейшем в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, которые получили поддержку дворянства и окрепшей буржуазии. Конец XIX – начало XX века для Японии ознаменованы резкой милитаризацией ее внешней и внутренней политики. Это и участие Японии в войне с Китаем (1894–1895 гг.), и российско-японская военная кампания 1904–1905 годов. На этом фоне активизируется деятельность проправительственных военных группировок, которые впоследствии привели к власти в стране фашистов.