Понятие судебного звена и судебной инстанции
Понятие звена судебной системы и
понятие судебной инстанции
Звено судебной системы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное место в судебной системе.
В России система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев:
· Мировые судьи;
· Районные (городские) суды;
· Суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России);
· Верховный Суд Российской Федерации.
Трёхзвенную систему имеют также военные суды:
· Гарнизонные суды;
· Окружные (флотские) суды;
· Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.
В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.
Суд первой инстанции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.
Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.
В Российской Федерации судами первой инстанции являются:
Ø Мировой судья
Ø Районный суд
Ø Гарнизонный военный суд
Ø Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа
Ø Окружной (флотский) военный суд
Ø Арбитражный суд субъекта РФ
Ø Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
Ø Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Ø Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Ø Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:
– основное звено – районные суды;
– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:
– основное звено – гарнизонные военные суды;
– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:
– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
– среднее звено – окружные арбитражные суды;
– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
34. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.
Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).
1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).
Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.
2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.
3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.
4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.
Принципы организации и осуществления правосудия:
– принцип законности правосудия;
– принцип осуществления правосудия только судом;
– принцип доступности судебной защиты;
– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
– принцип состязательности и равноправия сторон;
– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
– принцип презумпции невиновности;
– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;
– национальный язык судопроизводства.
35. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования,
состав и компетенция
Квалификационные коллегии судей— это предусмотренные зако-
ном выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие те-
кущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для ре-
шения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.
П о р я д о к ф о р м и р о в а н и я к в а л и ф и к а ц и о н н ых
к о л л е г и й судей
Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей
федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественно-
сти и представителей Президента РФ.
В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов
коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов опре-
делены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".
Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются
тайным голосованием на Всероссийском съезде судей.
Десять представителей общественности в состав Высшей квалифи-
кационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федераль-
ного Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президен-
том РФ.
Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.
Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъек-
тов РФ закреплен ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ",
где в ч. 4 этой статьи определяются нормы представительства судей от
федеральных судов и судов субъектов. Судьи в состав квалификацион-
ной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конфе-
ренции судей.
Формируется коллегия из числа судей федеральных судов общей
юрисдикции субъектов РФ, судей арбитражного суда, гарнизонных во-
енных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного)
суда субъекта РФ и мировых судей, которые действуют на территории
данного субъекта, а также представителей общественности населения
субъекта РФ и Президента РФ. Нормы представительства от различных
судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном
Законе.
В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны пред-
седатели и заместители председателей судов. Судья не может быть из-
бран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей
одного уровня, а также не может быть членом квалификационных кол-
легий судей разных уровней.
В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят
также семь представителей общественности, которые назначаются за-
конодательным (представительным) органом государственной власти
субъекта РФ, и представитель Президента, который назначается Прези-
дентом.
Для представителей общественности в квалификационных коллеги-
ях судей установлены определенные требования, которым они должны
отвечать. Ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие
высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их по-
ступков, не занимающие государственные или муниципальные должно-
сти, должности государственной или муниципальной службы, не яв-
ляющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвока-
тами и нотариусами.
Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях
судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо-
вание, не совершившие порочащих поступков.
Представитель общественности, представитель Президента в ква-
лификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий
должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной
власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.
Если они совершили порочащий поступок или же систематически
не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их
полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органа-
ми, которыми они назначены.
Э к з а м е н а ц и о н н ы е к о м и с с и и . Для определения юридиче-
ской и профессиональной подготовки претендентов на должность судьи
при квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные
комиссии. В ее состав входят наиболее опытные судьи, ученые-
правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам. Количест-
венный состав и персональный список экзаменационной комиссии ус-
танавливается соответствующей квалификационной коллегией судей29.
Основы организации работы экзаменационной комиссии закрепле-
ны в Положении об экзаменационных комиссиях30.
В организационный состав экзаменационной комиссии входят пред-
седатель, его заместитель (заместители), секретарь, члены экзаменаци-
онной комиссии.
К о м п е т е н ц и я ( п о л н о м о ч и я ) к в а л и ф и к а ц и о н н ой
к о л л е г и и судей.
В ходе своей практической деятельности квалификационные колле-
гии судей решают определенный круг вопросов, отнесенный к ее ком-
петенции (полномочиям), а именно:
1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствую-
щую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дают
заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об
отказе в такой рекомендации;
2) утверждают состав экзаменационной комиссии по приему квали-
фикационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответст-
вующего суда;
3) объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председа-
телей, их заместителей, а также судей соответствующих федеральных
судов; организуют проверку достоверности биографических и иных
сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;
4) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия,
или отставку судей соответствующих федеральных судов;
5) осуществляют квалификационную аттестацию судей и присваи-
вают судьям квалификационные классы;.
6) рассматривают вопросы, связанные с неприкосновенностью су-
дей (дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении су-
дьи, с согласия квалификационной коллегии судей исполняется реше-
ние об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключе-
ния под стражу);