Вопрос 36, 37. Государство и местное самоуправление. Соотношение государственной власти и местного самоуправления.

Первые самоуправленческие структуры сформировались еще в рамках родового строя. С возникновением государства они частично трансформировались в органы государственной власти, а частично сохранили самостоятельное значение в виде тех или иных форм самоорганизации граждан. Идеи местного самоуправления стали складываться еще в эпоху феодализма – теория свободной общины. Согласно данной теории община формируется естественным путем независимо от органов государственной власти и вправе самостоятельно решать свои собственные дела. Во второй половине XIX в. возникла государственная теория самоуправления, согласно которой местное самоуправление представляет собой одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью общей государственной системы.

Местное самоуправление – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспеченная Конституцией РФ, федеративными законами, а в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, это самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.

Конституция РФ гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). В РФ признается, гарантируется местное самоуправление (ст. 12). Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления должна строиться таким образом, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако, конституцией предусмотрена возможность делегирования полномочий государственных органов органам местного самоуправления, и наоборот.

Местное самоуправление решает следующие вопросы: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; охрана общественного порядка; решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление предполагает тщательный учет традиций (которые сложились в той или иной местности), культурного развития населения.

Местное самоуправление, как по особенностям формирования, так и по специфике функционирования, существенно отличается государственной власти:

1) Власть местного самоуправления, как и государственная власть, является публичной и политической, но это власть определенной части населения — территориального коллектива в границах той или иной административно-территориальной единицы (округа, района, общины и т.д.).

2) Главный субъект местного самоуправления – гражданин (местный житель). Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ли ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в т.ч. и свою, в органы самоуправления. Т.о. местное самоуправление приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества (и в этом его особая социальная роль). Государственная же власть обычно осуществляется ограниченным кругом лиц, получившим к ней доступ либо по наследству (монарх), либо по назначению или в результате выборов.

3) Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества, от его имени и им самим. Иначе обстоит дело с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица оказывает мало воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не вправе влиять ни на механизмы формирования государственных органов, ни на процедуру принятия ими решения. Эту ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что в демократическом обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. Общая воля народа может быть определена лишь более или менее приблизительно, поскольку те, кто составляет народ, зачастую и сами не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои интересы в этой ситуации. Государственная власть почти везде и повсюду осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты.

4) Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует также иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел, как правило, неизмеримо выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе местного самоуправления.

5) Государственная власть, сколь бы ясно ни осознавалась ее значимость для управления обществом, рассматривает главным образом не проблемы отдельных лиц, а типичные ситуации. Учитывать интересы конкретных лиц она способна лишь в связи с такими ситуациями. Между тем, в самоуправлении особенно в его нижних звеньях, участвуют люди, которые знают или должны знать большинство тех, на кого распространяются их решения.

6) Местное самоуправление представляет собой такую децентрализованную форму организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других НПА государственной власти в пределах территории соответствующих видов поселений самим поселением и образуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначаемыми соответствующим образом должностными лицами. Эти органы и должностные лица подотчетны местному населению и подконтрольны ему в своей деятельности. Такая конструкция публичной власти на местах обеспечивает реализацию конституционного принципа ответственности в системе МСУ.

7) Формирование органов местного самоуправления, как уже отмечалось, подконтрольно только местному населению. Лица, входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами. Но это не означает отсутствия контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Однако такой контроль может осуществляться только в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией и Законом. Ст. 12 Конституции устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако если органам МСУ передаются (делегируются) отдельные государственные полномочия, то реализация данных полномочий подконтрольна государству.

Наши рекомендации