Статус депутата в Парламенте Республики Молдова
Закон о статусе депутата от 07.04.94
Депутат является официальным лицом и представителем высшей законодательной власти. При исполнении мандата депутаты находятся на службе у народа. Всякий императивный мандат недействителен. Депутаты приступают к исполнению мандата с момента избрания при условии его последующего признания. Срок мандата депутата - четыре года. Этот срок может быть продлен в порядке, установленном Конституцией. Срок мандата депутата истекает в день первого законного созыва вновь избранного Парламента либо в случае отставки или смерти. В случае отставки или смерти депутатский мандат становится вакантным. Заявление об отставке представляется Председателю Парламента. Парламент своим постановлением принимает к сведению заявление об отставке депутата и объявляет мандат вакантным. В случае смерти Комиссия Парламента по вопросам права, назначениям и иммунитету подготавливает доклад. Парламент своим постановлением принимает к сведению доклад комиссии и объявляет мандат вакантным.
Депутат пользуется своими правами и исполняет свои обязанности в течение всей легислатуры, на которую избран. Депутат должен строго соблюдать Конституцию, законы, нормы этики и морали. Депутат обязан быть достойным доверия избирателей, собственным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав человека и соблюдению законодательства. Случаи нарушения депутатской этики рассматриваются Комиссией по вопросам права, назначениям и иммунитету.
Права депутатов включают:
право на участие в коллективном и свободном рассмотрении вопросов, относящихся к ведению Парламента, в обсуждении и принятии проектов, включенных в повестку дня заседания Парламента.
право на принятие решений Парламентом. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Парламентом.
право на участие в формировании внутренних органов Парламента, образовании других государственных органов или назначении на должность лиц с государственными полномочиями;
право на осуществление парламентского контроля;
право на законодательную инициативу;
право на запрос необходимой информации от любых государственных органов;
право на поддержание отношений с избирателями.
Закон о статусе депутата парламента предусматривает следующие обязательства депутатов:
депутат должен строго соблюдать Конституцию, законы, нормы этики и морали;
депутат обязан быть достойным доверия избирателей, собственным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав человека и соблюдению законодательства;
участие депутата в заседаниях Парламента и постоянной комиссии, в состав которой он входит, обязательно.
24. Функционирование Парламента Республики Молдова
Парламентская деятельность, непрерывная на протяжении всего мандата, должна быть определена во времени.
Созыв, сессия и заседание.
Созыв - период, на который уполномочен состав Парламента (4 года), до законного создания нового парламента.
Сессия - период времени, на протяжении которого парламент созывается в целях обсуждения и разрешения вопросов, находящихся в компетенции представительского органа.
Разграничиваются очередные, внеочередные и специальные сессии. В Регламенте Парламента РМ указываются только два типа сессий: очередные и внеочередные (которые отождествляются со специальным).
Парламент созывается на две очередные сессии в течение года. Весенняя сессия начинается в феврале и завершается в конце июля. Осеняя сессия начинается в сентябре и завершается в конце декабря.
Парламент созывается на внеочередные или специальные сессии по требованию Президента РМ, Председателя Парламента или одной трети депутатов. Заявление подается в письменном виде Председателю Парламента с указанием повестки дня. Созыв Парламента на внеочередную или специальную сессию осуществляется в течение трех дней со дня регистрации заявления.
Заседания представляют интервал времени в рамках сессии, когда парламентарии собираются непосредственно. Парламент организует свою работу в форме пленарных заседаний и заседаний постоянных комиссий. Заседания Парламента признается правомочными при участии большинства избранных депутатов. Заседания парламента проводятся, как правило, в соответствии с повесткой дня, которую составляет Постоянное бюро на период двух недель.
Заседания парламента проводятся в соответствии с повесткой дня, составленной Постоянным бюро Парламента по согласованию с представителями парламентских фракций и постоянных комиссий на двухнедельный период, и утвержденной парламентом большинством голосов присутствующих депутатов. Повестка дня включает проекты законов, постановлений и резолюций, а также запросы, петиции и другие вопросы, предложенные Президентом РМ, Правительством, Постоянным бюро либо депутатами. Проекты законов и постановлений вносятся в повестку дня не позднее 10 дней со дня получения доклада ответственной постоянной комиссии. В повестку дня могут вноситься изменения по требованию Постоянного бюро, парламентской фракции или постоянной комиссии только на первом заседании рабочей недели. Обоснованные требования о внесении изменений в повестку дня излагаются в одном ограниченном по времени выступлении. Как исключение Председатель Парламента может предложить на любом заседании Парламента внести изменение в повестку дня по собственной инициативе, по требованию Постоянного бюро или парламентской фракции. Это предложение принимается большинством голосов присутствующих депутатов. Повестка дня заседаний Парламента на неделю представляется депутатам на первом заседании рабочей недели.
Заседания и прения. Голосование.
Прения состоят в обсуждении вопросов по повестке дня, в соответствии с предварительно установленной процедурой, обеспечивающей независимость парламента, систематизированный порядок и изложения точек зрения, конфронтации мнений и принятии решений.
Парламент осуществляет свою деятельность в пленуме, комиссиях и фракциях, как правило, в соответствии с программой:
понедельник - работа с избирателями (приемный день, командировки на места);
вторник - заседания парламентских фракций;
среда - заседания парламентских комиссий;
четверг - пленарные заседания;
пятница - пленарные заседания, заседания Председателя Парламента с председателями постоянных комиссий, заседания Постоянного бюро
Заседания Парламента проходят открыто, за исключением случаев, когда по требованию Председателя Парламента, парламентской фракции или группы депутатов, составляющей не менее 15 % избранных депутатов, принимается решение большинством голосов присутствующих депутатов о проведении закрытых заседаний.
Заседание Парламента открывает Председатель или один из его заместителей. Заместители Председателя оказывают ему помощь в проведении заседания. Председательствующий на заседании устанавливает наличие кворума и объявляет повестку дня.
На открытых заседаниях Парламента могут присутствовать дипломаты представители средств массовой информации, а также иные лица, получившие разрешение или приглашение пресс-службы Парламента, в порядке установленном Постоянным бюро.
Лица, присутствующие на заседании, должны соблюдать тишину и воздерживаться от любых проявлений согласия или несогласия; в противном случае они удаляются из зала. Депутаты обязаны участвовать в заседаниях Парламента.
Председательствующий на заседании руководит прениями, следит за соблюдением регламента и поддержанием порядка на заседаниях. Перед началом заседания один из членов Постоянного бюро составляет список депутатов, желающих выступить.
Депутатам, включенным в список выступающих, предоставляется слово в порядке, установленном председательствующим на заседании, с соблюдением права оппонентов высказать свое мнение.
Президенту РМ, Председателю Парламента, его заместителям, членам Правительства, присутствующим на заседании, может предоставляться слово на любом этапе прений. Никто не может взять слово иначе как с разрешения председательствующего.
Председательствующий на заседании предоставляет время для выступления до 10 минут. В зависимости от значимости обсуждаемого вопроса председательствующий может продлить указанное время. Выступающие обязаны затрагивать только те вопросы, для обсуждения которых они записались. Запрещаются оскорбления или клевета, как с трибуны Парламента, так и из зала заседаний.
Запрещается диалог между выступающими и лицами, находящимися в зале.
Прения на заседаниях Парламента записываются на магнитную ленту и стенографируются. Запрещаются разговоры по мобильному телефону в зале заседаний Парламента во время пленарных заседаний.
Председательствующий на заседании, парламентская фракция или группа депутатов, составляющая не менее 15 % избранных депутатов, могут потребовать прекращения прений по вопросу, вынесенному на обсуждение Парламента.
Требование о прекращении прений принимается большинством голосов присутствующих депутатов.
Голосование - это способ принятия решений - коллегиальными государственными органами, руководящими органами партий и различных организаций.
Голосование является прямым. Личный характер голоса предполагает невозможность его передачи другому. Голосование является равным, независимо от принадлежности парламентария к мажоритарной или миноритарной группе, от его качества или должности, от возраста и пола. Голос является всеобщим, неотъемлемым для каждого депутата.
Однако голосование не свободно выражаемое, поскольку парламентарий обязан участвовать в заседаниях и в процессе прений, а воздержание является способом выражения голоса.
Голосование является открытым, что следует из публичного характера заседаний. Открытый голос выражается публично путем поднятия руки, поименной переклички или вставания. А тайный голос выражается в бюллетенях для голосования при принятии на должность или с использованием электронной системы при принятии законов и постановлении.
25. Организация и проведения республиканского референдума
Референдум (от лат. Ad referendum - «подлежать собранию») процедура прямой демократии, посредством которой руководство страны обращается к народу, без посредников, за консультацией по особо важным проблемам, как правило по поводу текста Конституции, избрания формы правления или по вопросу самоутверждения государства.
Главное отличие между процедурой выборов и процедурой референдума состоит в предмете выражения волеизъявления избирателей. Этот предмет на выборах представлен кандидатом в депутаты или на другую должность вне представительского института. На референдуме предметом волеизъявления не является лицо, а определенная проблема, в связи с которой проводится референдум - закон, проект закона, Конституция, поправки в Конституцию, проблемы национального интереса государства. Результаты референдума могут быть определены только на основе мажоритарной системы. Организационный аспект выборов и референдума идентичен, за исключением того, что на референдуме нет необходимости в избирательных округах.
Различаются формы референдума:
«до парламентский» референдум: если какой-либо акт был подвергнут голосованию избирателей до утверждения парламентом;
«после парламентский» референдум: если указанный акт был подвергнут голосованию избирателей после его утверждения парламентом;
«внепарламентский» референдум: если документ подвергается голосованию «обходя» парламент.
Референдум может быть:
консультативный: если проводится только с целью выявления мнения избирателей по определенному вопросу. Разрешение соответствующей проблемы остается на усмотрении государственных органов;
решающий: документ подвергнут голосованию избирателей в целях окончательного решения его судьбы. Решающий референдум может быть утверждающим (когда избирателям предлагается утвердить определенный документ) и отклоняющий (когда избирателям предлагается отменить акт);
конституционный: если с помощью данного референдума утверждается Конституция или поправки к ней;
законодательный: когда какой либо текущий законодательный акт подвергнут голосованию избирателей.
Инициатором референдума может быть Парламент, глава государства или местные органы власти (в отношении местного избирательного корпуса в целях разрешения проблем местного значения)
Республиканский референдум проводится в целях реализации власти народа и обеспечения его непосредственного участия в руководстве и управлении государственными делами. Республиканский референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании в соответствии с Конституцией и положениями настоящего кодекса.
Принятые путем республиканского референдума акты обретают юридическую силу после их подтверждения Конституционным судом и обязательны для применения на всей территории РМ.
В зависимости от правового характера выносимых на референдум вопросов республиканские референдумы могут быть конституционными, законодательными и консультативными.
На законодательный референдум выносятся законопроекты или отдельные положения законопроектов, имеющие исключительную важность.
На консультативный референдум выносятся вопросы общенационального значения в целях консультирования с общественностью по таким вопросам и последующего принятия компетентными органами публичной власти окончательных решений. Текст вопроса, вынесенного на консультативный референдум, должен быть составлен нейтрально, без двусмысленностей и подсказки ответа.
Инициатива проведения республиканского референдума может исходить от:
не менее чем 200 тысяч граждан Республики Молдова, обладающих избирательным правом;
не менее чем одной трети депутатов Парламента;
Президента РМ;
Правительства.
В предложении о проведении референдума должны содержаться вопросы, подлежащие вынесению на референдум, четко сформулированные во избежание их двоякого толкования, цель проведения, а также предполагаемая дата проведения референдума. Не могут выноситься на референдум взаимоисключающие вопросы.
Республиканский референдум не проводится в случае введения чрезвычайного, осадного, военного положения, а также в течение 120 дней после их отмены. Если республиканский референдум совпадает с днем последующего объявления или введения чрезвычайного, осадного, военного положения, он отменяется по праву или переносится на другой день с соблюдением предусмотренных настоящим кодексом сроков его проведения. Постановление об отсрочке республиканского референдума принимается органом, издавшим документ об объявлении референдума.
Республиканский референдум также не может проводиться в течение 60 дней, предшествующих, и 60 дней, следующих за днем проведения парламентских и всеобщих местных выборов, а также в день проведения другого республиканского референдума.
На республиканский референдум могут выноситься следующие вопросы:
- принятие Конституции РМ и пересмотр Конституции РМ;
- утверждение принятых Парламентом конституционных законов о пересмотре положений о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о постоянном нейтралитете государства;
- другие важные вопросы жизни общества и государства.
На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:
- о налогах и бюджете;
- об амнистии и помиловании,
- о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;
- об избрании и назначении на должность, освобождении от должности лиц, относящиеся к компетенции Парламента, Президента РМ и Правительства;
- относящиеся к компетенции судебных инстанций и прокуратуры.
Предложение о проведении референдума по вопросу о пересмотре Конституции представляется Конституционному суду, который обязан в десятидневный срок провести контроль конституционности вопросов, подлежащих вынесению на референдум, и дать соответствующее заключение. После проведения Конституционным судом контроля конституционности вопросов, подлежащих вынесению на референдум, предложение о проведении референдума вместе с заключением Конституционного суда представляется на рассмотрение Парламенту.
Не могут выноситься на референдум вопросы о пересмотре Конституции, если результатом пересмотра будет лишение граждан основных прав и свобод или их гарантий. В случае, если пересмотр одних и тех же положений Конституции возбуждается одновременно Парламентом и по инициативе граждан, рассмотрение предложений о пересмотре Конституции парламентским путем прекращается.
В шестимесячный срок со дня получения предложений о проведении референдума, Парламент принимает одно из следующих постановлений:
об объявлении референдума, проводимого не ранее чем через 60 дней со дня принятия постановления;
об отклонении предложения о проведении референдума в случае, если оно исходит от депутатов;
о решении вопросов, предполагаемых к вынесению на референдум, без проведения последнего.
В постановлении или указе о проведении республиканского референдума указываются дата его проведения, название проекта закона или постановления, предполагаемого к принятию, с изложением их текста и (или) содержания вопросов, выносимых на референдум.
Дата республиканского референдума назначается Парламентом путем принятия постановления в случае возбуждения вопроса о проведении референдума гражданами или депутатами Парламента либо Президентом Республики Молдова путем принятия указа в случае возбуждения им самим вопроса о проведении референдума консультативного характера. Дата республиканского референдума назначается не позднее чем за 60 дней до дня его проведения.
В случае возбуждения вопроса о проведении республиканского референдума гражданами, последние на собрании, в котором должны принять участие не менее трехсот лиц, обладающих избирательным правом, создают инициативную группу. Не позднее чем за 10 дней до проведения такого собрания его инициаторы должны сообщить в письменном виде органу местного публичного управления, на территории которого намечается проведение собрания, о времени, месте и целях его проведения. Перед началом собрания осуществляется регистрация его участников путем составления их списка с указанием фамилий, имен и места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь. Повестка дня собрания должна включать обсуждение целесообразности проведения республиканского референдума и формулирование предполагаемых к вынесению на него вопросов.
В случае одобрения предложения о проведении республиканского референдума большинством голосов участников собрания избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей в поддержку проведения референдума. Инициативная группа должна состоять из не менее чем 100 лиц, обладающих избирательным правом. Члены инициативной группы избирают из своего числа исполнительное бюро в составе председателя, заместителя председателя и секретаря, которые представляют группу и организуют ее деятельность. О проведении собрания составляется протокол, в который вносятся результаты голосования по вопросам, предусмотренным повесткой дня. Документы собрания - список участников, протокол, точно и правильно сформулированные вопросы, предполагаемые к вынесению на республиканский референдум, и список членов инициативной группы с указанием данных о них - подписываются председателем и секретарем собрания.
Инициативная группа по проведению республиканского референдума регистрируется Центральной избирательной комиссией. Для регистрации должны быть представлены следующие документы:
документы собрания граждан, на котором была избрана инициативная группа, заверенные печатью примэрии населенного пункта, на территории которого имело место собрание;
заявление членов инициативной группы о согласии участвовать в сборе подписей в поддержку проведения референдума;
заявление о регистрации инициативной группы.
ЦИК в 15-дневный срок со дня подачи документов принимает постановление о регистрации инициативной группы или об отказе в ее регистрации. В постановлении о регистрации инициативной группы указывается срок сбора подписей в поддержку проведения республиканского референдума, который должен быть не менее двух и не более трех месяцев. После регистрации инициативной группы ее членам выдаются удостоверения, образец которых устанавливается ЦИК. Сведения о регистрации инициативной группы и предполагаемые к вынесению на республиканский референдум вопросы обнародуются через средства массовой информации.
Со дня регистрации инициативной группы ее члены вправе беспрепятственно осуществлять сбор подписей в поддержку проведения республиканского референдума.
На каждой странице подписных листов должен быть изложен вопрос (вопросы), предполагаемый к вынесению на республиканский референдум. Сбор подписей по спискам, не содержащим текста вопроса, не допускается.
Лицо, занимающееся сбором подписей, расписывается на каждой странице подписных листов и делает отметку о том, что подписи собраны им персонально и что личность граждан, включенных в подписные листы, проверена им на основании документов, удостоверяющих личность. Каждая страница подписных листов заверяется печатью соответствующего органа местного публичного управления. Члены инициативной группы обязаны предупреждать каждого гражданина о его праве поставить свою подпись только в одном подписном листе. Признаются недействительными подписные листы: составленные до регистрации инициативной группы; не подписанные лицом, собравшим подписи граждан; не заверенные печатью соответствующего органа местного публичного управления.
Не позднее чем в последний день срока, отведенного для сбора подписей, инициативная группа составляет протокол, в котором указывает дату регистрации инициативной группы, количество собранных подписей и дату завершения сбора подписей. Протокол, подписанный членами инициативной группы, вместе с подписными листами представляется ЦИК.
В течение 15 дней после представления подписных листов ЦИК проверяет подлинность подписей (каждой или выборочно) в представленных подписных листах. Повторяющиеся подписи исключаются. Подписные листы, оформленные с нарушением положений ч. 1 ст. 156 признаются недействительными. После проверки подписных листов ЦИК принимает решение о возбуждении вопроса о проведении республиканского референдума.
В случае непредставления необходимого количества подписей ЦИК принимает постановление об отклонении предложения о проведении республиканского референдума и аннулировании регистрации инициативной группы. Протокол о проверке подписных листов, проверенные подписные листы и постановление ЦИК о возбуждении вопроса о проведении республиканского референдума представляются в трехдневный срок Постоянному бюро Парламента.
В целях организации и проведения республиканского референдума ЦИК образует административные избирательные округа, соответствующие административно-территориальным единицам РМ второго уровня, и окружные избирательные советы.
Избирательные округа делятся на избирательные участки. На каждом избирательном участке образуются участковые избирательные бюро. Полномочия окружных избирательных советов и участковых избирательных бюро истекают после подтверждения результатов республиканского референдума Конституционным судом. Если избирательный округ состоит из одного населенного пункта, в котором создан единственный избирательный участок, участковое избирательное бюро не создается, а его функции исполняет окружной избирательный совет.
В бюллетень для голосования включается текст вопроса или законопроекта, выносимого на республиканский референдум. Справа от текста вопроса или законопроекта размещаются горизонтально два прямоугольника с вписанными в них словами "за" и "против", а под ними - два кружка. В случае вынесения на республиканский референдум нескольких вопросов для каждого из них составляется отдельный бюллетень. В случае проведения одновременно нескольких референдумов, бюллетени для голосования должны различаться по цвету. Бюллетени для голосования оформляются в соответствии с Законом о функционировании языков на территории РМ. Бюллетени для голосования печатаются в количестве, соответствующем числу лиц, внесенных в списки избирателей. Бюллетени для голосования, содержащие один и тот же вопрос, должны быть одинаковы по формату, отпечатаны одним и тем же шрифтом, на бумаге одного цвета и одинаковой плотности. Образец и текст бюллетеней для голосования и образец протоколов избирательных советов и бюро по проведению республиканского референдума утверждаются ЦИК. Бюллетени для голосования передаются окружным избирательным советам за три дня и участковым избирательным бюро за один день до дня республиканского референдума.
Голосующий заполняет бюллетень для голосования, проставляя печать с надписью “Votat“ в одном из кружков под прямоугольником с вписанным в него словом "за" или "против", обозначив таким образом свой выбор.
В протоколе о подведении итогов республиканского референдума отдельно указывается количество голосов с ответом "за" и с ответом "против". Результаты республиканского референдума рассматриваются Центральной избирательной комиссией, принимающей по нему постановление.
Постановление ЦИК и протокол о результатах республиканского референдума представляются Конституционному суду. Конституционный суд в десятидневный срок рассматривает документы, представленные ЦИК, и путем принятия постановления подтверждает либо не подтверждает результаты республиканского референдума.
Решение считается принятым путем республиканского референдума, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в референдуме. При вынесении на референдум конституционного закона, предусматривающего изменение положений о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете, закон считается утвержденным, если за него проголосовало не менее половины общего числа лиц, включенных в списки избирателей.
Решение, принятое путем республиканского референдума, публикуется в специальном выпуске Официального монитора РМ. Датой принятия решения считается дата проведения республиканского референдума. Решение вступает в силу со дня опубликования его в Официальном мониторе или со дня, указанного в решении.
Отмена или изменение решения, принятого путем республиканского референдума, производится также республиканским референдумом либо в порядке, предусмотренном для пересмотра Конституции.
ЦИК признает республиканский референдум несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 1/3 от числа лиц, включенных в списки избирателей.
Конституционный суд может признать республиканский референдум недействительным в целом по республике или в определенных административно-территориальных единицах, если при проведении голосования или подсчете голосов были допущены грубые нарушения положений настоящего кодекса, повлиявшие на общие результаты референдума.
В случае признания республиканского референдума недействительным ЦИК в месячный срок организует проведение повторного референдума в целом по стране или в определенных административно-территориальных единицах. Избирательные советы и бюро, виновные в нарушении положений Кодекса о выборах, заменяются.
Республиканский референдум по тому же вопросу может проводиться не ранее чем через два года со дня проведения предыдущего республиканского референдума.