Конвергенция как существенная характеристика медиаресурса
Конвергенция (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных проц-ов схождения, взаимоуподобления.
Исходя из этого же значения зап. философы и социологи в 1950-х гг. начали употреблять понятие конвергенции в общественно- политических науках. С 70-х гг. это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции инф-ых и ком-ционных технологических устройств – компьютеров, телефонов, ТВ. Но только в 1990-х годах быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.
Традиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям совр. медиа-системы отличаются особым динамизмом. Скорость, с которой Интернет завоевывает масс. аудиторию, для истории СМК и СМИ беспрецедентна. Радио завоевало аудиторию в 50 млн. человек за 38 лет; ТВ прошло этот же путь за 14 лет; Интернету понадобилось всего 4 года.
Ближайшим к конвергенции СМИ понятием явл. слияние:
1) слияние технологий, к-ое позволяет разным технич. носителям (кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи) доставлять и-ю потребителю. В основе технологич. конвергенции медиа - проц. перевода содержания в цифровую форму. Технологич. конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих совр. ком-ции.
2) слияние прежде различных и разобщенных медиа. Радио в Интернете, энциклопедия на компакт-диске и т.п. Передача ф-ий одних СМИ другим радикально меняет прежние представления о каналах ком-кации и и-и. Сближение различных СМИ ведет к рождению новых интегрированных жанров. Так, продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment).
3) слияние рынков. Совр. индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телеком-ционным сектором, производством быт. техники, инф-ыми технологиями. В рез-те создается новый интегрированный рынок, на к-ом неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.
4) слияние компетенций, или конвергенция профессионализма. Происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам проф. журналисткой деят-ти. «Пишущие» журналисты приобретают компетенции «снимающих» и т.д. по всему проф. полю.
Под влиянием процессов дигитализации и конвергенции СМИ приобретают хар-ики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению инф-ых рес-сов. Уже сегодня сетевая пресса обладает хар-иками, немыслимыми для традиц. СМИ: оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами, различными видами обр. связи с аудиторией.
Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея - в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, вещательного. Типы конвергентных редакций бывает, напр.:
· Мультимедийной - ключевым явл. наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, к-ые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.
· Интегрированной - объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все инф-ые каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный инф-ый канал. Ответ-ть за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.
Сегодня в проц. СМИ происходит внедрение идеи "универсального журналиста", или "нового" журналиста. Основное его кач-во - умение быстро определять лучший формат подачи инф-ого продукта. Для того чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент опред. типа создается. Он должен уметь:
· производить новостные материалы для онлайн ресурсов;
· загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;
· снимать видео-репортажи;
· делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;
· оперативно работать на компьютере;
· ориентироваться в сети Интернет;
· использовать всевозможные компьютерные программы;
· вести всевозможные блоги и т.д.
Т.о., сегодня сист-а СМИ представляет собой связность уже четырех компонентов: печать, радио, ТВ, интернет. Конвергенция в ней подразумевает соединение и объединение в одном СМИ различных способов донесения контента до потребителя, т.е. появление гиперизданий, включающих различные комбинации: газета + интернет, телевидение + газета + интернет и т.п. Интернет в этих связках - основной локомотив конвергентных проц-ов и одновременно плацдарм, на к-ом они разворачиваются.
Цель «слияния» - чтобы один бренд работал по единым стандартам с единой позицией и чтобы удерживать аудиторию, а также доставлять ей контент всеми доступными путями.
Лукина - Интернет-СМИ. Конвергенция. В журналистике существует тенденция к формированию нового вида контента (например в интернете визуализация и одновременно звук и возможность обратной связи). Объединяет все ранее возможные форматы. Это зона новых рисков для журналиста, то есть надо понять как устроены все типы подачи информации. Это слияние холдинга - РБК, Коммерсант, ведомости, риа-новости.
Калмыков.
Люди привыкли линейно мыслить.
Медиа - это носитель информации, забор - тоже носитель информации.
Дискурс как речевые практики СМИ. А журналистика это часть медиа системы.