Общая окружающая среда (general environment), она же макро по ходу
Включает секторы, которые может быть, и не имеют прямого отношения к повседневным операциям фирмы, однако могут влиять на них косвенно. В понятие общей окружающей среды часто включают деятельность правительства, социокультурные, экономические условия, технологию и финансовые ресурсы.
1) экономические. Выражается в необходимости учитывать общую экономическую ситуацию в своей стране, чтобы рационально корректировать свою политику. Экономические условия определяют способ ведения бизнеса.
2) Социокультурные. Важный элемент – демографические изменения. Для каждой организации важна та группа населения, которая приобретает ее товар. Кроме того культура определяет отношение людей к природе, обществу в целом, потреблению и т.п. В своей деятельности организация должна не забывать опираться на сложившуюся национальную культуру.
3) политико-правовых (Правительство) . Каждая организация обязана быть в курсе законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также необходимо реально осознавать политическую ситуацию общества;
4) научно-технические (технология). Они приводят к необходимости следить за НТП (научно-технический прогресс) и внедрять их в свое производство, а также обязывают быть в курсе госконтроля за безопасностью товара и качеством;
5) Финансовые. Для открытия и поддержания собственного дела (организации) необходимы благоприятные условия на финансовых рынках.
5) природных. Поскольку они могут спровоцировать дефицит сырья и проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Необходимо быть в курсе государственных мер, направленных на регулирование природных ресурсов;
Вопрос 16 Целевое окружение организации: понятие, характеристики
4. Макроуровень внешней среды
Среда косвенного воздействия обычно намного сложнее, чем среда прямого воздействия. Когда руководство прогнозирует ее воздействие на организацию, оно, как правило, не владеет точной информацией о направлении и абсолютных значений факторов внешней среды, поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учитывать, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, социокультурные и политические факторы, технологические условия, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.
4.1.Технология
Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на организацию.
Лоренс и Лорш утверждают, что структуры и внутренние процессы организаций, работающих в неопределенной и динамичной технологической окружающей среде, отличаются от тех, что имеют организации, работающие в более определенной и неизменной технологической среде. Прежде всего, технология и другие характеристики окружающей среды лежат за рамками организаций. В любой сфере деятельности технологические разработки имеют возможность попасть в организации, которые в них нуждаются. Так и происходит распространение новых идей, которые становятся частью окружающей среды. При этом организации не реагируют на технологическое изменение простым его поглощением: работает политический процесс, который стремится сохранить стабильность.
Следует отметить, что учет технологии является одним из важных факторов для всех организаций.
4.2. Политические условия
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении организации.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. Но, в то же время, политика страны может измениться в благоприятную для инвесторов сторону при возникновении притока капитала из-за рубежа.
4.3. Отношения с местным населением
На местном уровне политика играет такую же важную роль, как и на государственном уровне. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых дарований в управлении вместо подношений сообществу наличными.
Мэйер (Meyer) приводит пример политической революции, когда произошел коллапс политической системы бывшей Восточной Германии, под влиянием которого оказались даже культурные организации, такие как симфонические оркестры.[1]
4.4. Экономические условия
Состояние экономики является очень важным условием внешней среды для существования организации. Какое-либо изменение в экономике может привести как к положительным, так и к отрицательным изменениям в организациях. Так, если в стране произошел экономический спад, то магазины, расположенные в богатых районах, почти не ощутят изменений по сравнению с теми, которые находятся в обычных районах города.
Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Например, колебания курса отечественной валюты относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов.
4.5. Демографические условия
Зачастую некоторые организации упускают демографический фактор. При изменении демографических условий сами организации, также, подвергаются изменениям (в основном, болезненным).
Пфеффер (Pfeffer) утверждал, что структура населения по возрасту, полу, расе имеют значение для широкого спектра важных организационных проблем, а именно интенсивности труда, инноваций, приспособляемости и т.д. Для организаций, которые используют внешний рынок труда, демографические условия в окружающей среде отражаются и внутри организации. Например, рестораны быстрого питания в конце 1980-х испытывали дефицит молодых работников и нанимали кассирами пожилых.
4.6. Социокультурные факторы
Так как любая организация функционирует в одной культурной среде, то социально-культурные факторы этой среде непосредственно влияют на саму организацию. В число этих факторов входят: жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и т. д.
Флорида и Кэнни приводят пример того, как автомобильные фирмы Японии в США сформировали поведение своих поставщиков так, что им пришлось работать по принципу “как раз во время”. Это указывает на то, что крупные организации способны изменить культурные ценности.
Также, Рэнсон, Хинингс и Гринвуд, обратили внимание на окружающие ценности. Они сделали вывод, что лица, принимающие решения в организациях, сталкиваются с необходимостью создания отвечающей их требованиям структуры. Если учителя модифицируют свою педагогическую деятельность, то изменятся и сами школы. Таким образом, окружение диктует организации собственные ценности.
4.7. Экологические факторы
Экологический фактор занимает не такую важную роль во внешней среде организации, как некоторые другие, в основном потому, что данный фактор тесно связан с демографией, из-за чего редко рассматривается отдельно.
Организация в городе имеет гораздо больше контактов с большим количеством других организаций, чем та же организация в сельской местности.
Некоторые организации располагаются в таком месте, где можно использовать преимущества физической окружающей среды. Например, организации, использующие нефть или золото, или же горнолыжные базы.
Несколько труднее заметить тот факт, что организации вроде национальных профессиональных ассоциаций и торговых ассоциаций стараются располагаться в одном месте в США, а именно в Вашингтоне. Это их социальная экологическая среда. И хотя экологические факторы, как правило, постоянны, поскольку только в исключительных обстоятельствах происходят существенные изменения, эти условия нельзя игнорировать в общем организационном анализе, включающем сравнение организаций.
Вопрос 17 Макроуровень внешней среды организации: понятие, характеристики. Национальная культура как макроокружение организации.
К макроокружению относятся характеристики культуры (ценности, нормы, институциональные образцы, в том числе и юридические нормы).
Характеристики внешней среды по Олдричу:
1. Емкость Подразумевает ее «богатство» или «скудность» или же уровень наличных ресурсов для организации.
2. Однородность/неоднородность внешней среды
Степень схожести или различия свойств окружающей среды. Однородная среда, по Олдричу, проще для организаций, поскольку можно разработать стандартные ответные меры.
3. Стабильность/нестабильность внешней среды Степень неустойчивости элементов или частей окружающей среды. Стабильность подобно однородности дает возможность стандартизации. Нестабильность ведет к непредсказуемости, и организациям приходится ей противостоять.
4. Концентрация/рассеяние окружающей среды
Распределение элементов в окружающей среде. Организации легче работать в более концентрированной среде, например, в том плане, что касается потребителей или клиентов.
5. Согласия/разногласия на поле деятельности
Степень, в которой претензии признаются или оспариваются другими сторонами, например государственными управлениями. Если заинтересованные и относящиеся к делу стороны соглашаются с правом и обязанностью конкретной организации работать конкретным образом на конкретной территории, то имеет место согласие на поле деятельности. Эта размерность считается организационным «газоном».
Организации пытаются достичь согласия на поле деятельности, обеспечивая протекционистские законы или правила.
6. Турбулентность окружающей среды
Среди элементов в окружающей среде присутствует большое количество причинных взаимосвязей. В турбулентной среде очень высок процент взаимосвязей общественных образований со средой обитания
Национальная деловая культура во многом предопределяет варианты организационной и корпоративной культуры, выбор средств и моделей управления, логику развития и функционирования, принципы коммуникаций и в конечном счете организационное поведение сотрудников организации . Г. Хофстерд выделил четыре основных фактора, определяющих тип национальной деловой культуры.
1) Дистанция власти
Фиксирует различия между культурами с высокой дистанцией власти и культурами с низкой дистанцией власти. Показатель высокой дистанции власти- склонность носителей культуры к одобрению статусных и социальных различий между начальником и подчиненным, ориентацию работников на исполнительность, готовность принимать решения от руководителя (Индия, Франция). Низкий показатель дистанции власти- стремление руководителя и подчиненных рассматривать друг друга как партнеров и коллег, сглаживание статусных различий, ориентация работников на самостоятельность в принятии решения, инициативу и ответственность (Австрия, Израиль).
2) Избегание неопределенности
Способность и готовность носителей культуры жить в условиях неопределенности. 2 крайних типа: культуры, склонные избегать неопределенность (Япония), и культуры, принимающие условия неопределенности как нормальную реальность (Дания, Гонконг).
3) Индивидуализм-коллективизм
Фиксирует 2 основания для различения Н.Д.К. в организации. В первом случае люди оцениваются через призму принадлежности к группе, во втором- через призму личных достижений. В качестве полярных точек выступают индивидуалистические культуры (Англия, США) и коллективистские культуры (Перу, Иран).
4) Преобладание мужского или женского начала в культуре.
Ориентация на личные достижения (материальные блага, успех, деньги, честолюбие) и принципиальное различие половых ролей в культурах с мужским началом (Италия, Австрия), а с другой- установку на качество жизни с отрицанием ярко выраженных различий мужских и женских ролей в культурах с женским началом (Швеция, Голландия)
18. Власть в организации: понятие, природа и источники. Типы власти.
Определение понятия
Па протяжении многих лет изучалась роль власти в организации и давались различные определения этому явлению. Так, К. Маркс понятие власти рассматривал власть как инструмент подчинения одного человека другим и считал, что он используется для подчинения воли людей путем ограничения их свободы. Л. Урвик утверждал, что власть проявляется в праве или способности людей, прежде всего должностных лиц обеспечивать повиновение других людей. Следовательно, властные отношения подразумеваю разделение людей на руководителей и подчиненных. Далее в следующем разделе мы подробнее рассмотрим этот аспект.
Известный теоретик Макс Вебер определял власть двояко: как способность индивида модифицировать поведение других индивидов в своих интересах, и в то же время как готовность людей починяться распоряжениям. В своих исследованиях ученый разработал широко известную типологию господства, которое старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. Согласно концепции М.Вебера, существует три типа легитимного господства: рациональное, основанное на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления безличного господства на основе этой легальности (легальное господство); традиционное, основанное на обыденной вере в святость традиций и легитимность авторитета в рамках этих традиций; харизматическое, основанное на незаурядных проявлениях святости или одаренности личности и созданном этими проявлениями порядке.
Интересна и концепция М.П. Фоллетт. По ее мнению, власть обусловлена занимаемым служебным положением и работой. Она не связывает объем власти с местом работника в иерархии формальных отношений, а трактует как результат выполняемых работником функций, конкретных заданий и ситуации, с которой он сталкивается. Согласно Фоллетт, ситуация, в которой оказывается работник, уже сложилась и на нее остается только реагировать должным образом.[2]
В некоторых других западных исследованиях власть в организации трактуется более широко: например, как притягательный дефицитный и самоценный ресурс, либо как свойство, присущее в той или иной степени всем членам организации. Согласно западной традиции, власть трактуется как результат добровольной передачи части суверенитета личности и ее прав отдельному органу или должностному лицу для обеспечения необходимого уровня правопорядка и достижения цели. В некоторых концепциях власть связывается с принадлежность лица к определенному классу, выполняющему ведущую роль в условиях общественного разделения труда.
Виды власти
Таким образом, вид власти определяется по ее источнику.
Принято все источники власти разделять на личностные, формирующие иерархию или вертикаль подчинения, и структурные, формирующие горизонтальные отношения.
Власть личности
Власть личности в организации может быть нескольких типов. Назовем некоторые из них.
1. Легитимная власть, обусловленная должностью и данными полномочиями, которые признаются подчиненными и расширяются по мере продвижение по иерархической вертикали.
2. Власть принуждения или вознаграждения (право миловать или казнить).
3. Экспертная власть, обусловленная высоким уровнем компетенции.
4. Эталонная власть (харизматическая), обусловленная личными качествами, вызывающими симпатию, уважение и доверие.
Власть коллектива
В организациях со сложной структурой и большим количеством людей проявляются властные отношения между подразделениями или небольшими группами людей. Эти отношения принято называть горизонтальными. Причем их типы имеют такие же характеристики, как и типы личной власти. Такие властные отношения становятся все более распространенными в организациях, которые связаны с производством интеллектуальной продукции и работой с большим объемом информации.
Источники власти
Личная и коллективная власть основываются на обладании преимуществами, которые позволяют управлять людьми или подчинять тех, кто этими преимуществами не обладает. Преимущества – это некий ресурс, имеющий свой источник.