Тема 12. Представительство и выборы
Важнейший элемент демократии – выборы тех или иных лиц государственной власти – депутатов парламента, президента, членов местных органов управления, других ответственных лиц, а также решение с помощью выборов всенародного голосования иных значимых вопросов общественно-политической жизни государства. Выборы как никакой другой институт демократии реализуют принцип народовластия. Значение выборов проявляется в следующих факторах:
- выборы – это форма реализации политических прав граждан, среди которых конституционно закреплены право на самоуправление и свободный выбор;
- выборы – это один из способов реального существования демократии в обществе, реализации согласованной воли большинства;
- выборы – это способ смены правящих элит, передачи власти демократическим, правовым путем;
- выборы – это форма контроля масс за правящей элитой, оценки эффективности политического руководства;
- выборы – это средство политической социализации граждан, повышения их компетентности, включения в сферу политики;
- выборы – это инструмент легитимизации и совершенствования политической системы общества.
Некоторые политологи не без оснований предлагают рассматривать выборы как своеобразный политический рынок. Претенденты на выборные должности (продавцы) предлагают избирателям (покупателям) себя, свои политические программы в обмен на оказанную поддержку, голоса, позволяющие им принять властные полномочия.
Для того, чтобы упорядочить такой «рынок», сделать механизмы его функционирования прозрачными, минимизировать обман, спекуляции на доверии избирателей, увеличить ответственность всех участников, необходимы общие и обязательные для соблюдения правила как участия, так и проведения этого значимого для общества и государства мероприятия, открывающего каждый раз новый политический сезон, цикл принятия и реализации властных решений. Таким целям служит избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию, порядок проведения и подведения итогов.
Каковы основные принципы избирательного права?
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, равных, свободных и тайных выборов.
Всеобщих– обозначает, что избирательное право признается за всеми взрослыми и дееспособными людьми, гражданами государства без различия пола, национальности и т.д., т.е. подчеркивается невозможность отстранения от выборов каких-либо индивидов или групп населения. В то же время в ряде стран лишаются избирательного права военнослужащие и священнослужители, судьи общих судов или члены Конституционного Суда, наркоманы (Мексика), лишенные родительских прав (Голландия), банкроты (Англия, Индия) и т.д.
Прямых –предполагает непосредственное участие избирателя в выборах всей вертикали власти без каких-либо посредников.
Равных – предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов, что обеспечивается наличием у каждого избирателя одинакового количества голосов, а также их равного веса, значения на результаты выборов.
Свободных –обозначает свободу выбора среди кандидатов на выборные должности и среди предлагаемых ими политических альтернатив, голосование в поддержку кого-либо или против всех, свободу участия в выборах или добровольного отказа от него.
Тайных – исключение внешнего наблюдения за волеизъявлением избирателя. Только сам избиратель знает, как он голосовал, и этой информацией он может распоряжаться только по личному усмотрению, давление на него в этом отношении должностных лиц или каких-либо органов или организаций (государственных, общественных) запрещается.
Барьером на пути осуществления выборов может стать явление, характерное сегодня для многих развитых и только демократизирующихся стран – т.н. абсентеизм(от лат. absentia - отсутствие), т.е. равнодушное отношение части населения к политической жизни, пассивность, уклонение от участия в выборах. Причины абсентеизма, как правило, кроются в разочаровании ряда граждан в политических партиях, отсутствии доверия к выборам как способу изменения к лучшему своей жизни, низком уровне политической культуры общества. В этой связи в ряде стран (Италия, Бельгия Австрия и др.) предусмотрены определенные санкции (штрафы, ограничения в предпринимательской деятельности, поступлении на государственную службу и т.д.) для тех граждан, кто без уважительной причины уклоняется от участия в выборах, ибо последние рассматриваются как важная форма реализации гражданского долга. Кроме того, в большинстве стран для привлечения внимания избирателей в период выборов часто устраиваются красочные ярмарки, концерты, организовываются скидки на товары, проводятся распродажи, что призвано повысить активность населения, создать праздничную, торжественную атмосферу при проведении выборов.
Для определения конкретного способа организации выборов существует понятие избирательная система. В современной политической практике применяются три основных типа избирательных систем:
1. Пропорциональная избирательная система – такой регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, который предусматривает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов избирателей.
Особенности пропорциональной системы:
· выборы проводятся только в многомандатных избирательных округах (когда от одного округа может быть избрано сразу несколько депутатов);
· избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список (утвержденный самой политической партией, куда в соответствующем порядке включены крупные внутрипартийные лидеры);
· избирательные списки могут быть закрытыми (жесткими), когда избиратель голосует за список в целом, отдавая предпочтение партии (если, к примеру, в списке 7 кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами становятся три первых кандидата списка) – Израиль, Греция, Испания, Португалия и открытыми (избиратели голосуют за список, представленный партией, но имеют право изменить порядок списка кандидатов) – Бельгия, Италия, Дания, Австрия.
· политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся депутатами);
· законодательное установление «заградительного барьера» («избирательного порога» – минимально необходимый процент голосов избирателей для представления партии в парламенте) и метода «избирательной квоты» (наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата, например, по конкретному избирательному округу, т.к. число голосующих и проголосовавших, равно как и число мандатов, в каждом округе свое).
Достоинства пропорциональной системы:
· стимулирует многопартийность;
· более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.
Недостатки пропорциональной системы:
· система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат;
· депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;
· невозможно оценить личные качества кандидатов, которые определяются самой партией;
· практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;
· в парламент избираются представители многих, как больших, так и малых партий, что может привести к значительным разногласиям, затруднить формирование правительства, негативно отразиться на его стабильности.
Пропорциональная избирательная система имеет большое количество разновидностей и в настоящее время существует более чем в 60 странах мира (Израиль, Италия, Германия, Венгрия, Швеция, Болгария, Турция, Дания и т.д.).
2)Мажоритарная избирательная система – такой правовой порядок голосования, при котором победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное, относительное или квалифицированное) большинство голосов в избирательном округе.
Особенности мажоритарной системы:
· выборы проводятся как по одномандатным, так и многомандатным округам;
· избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список;
· избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство – т.е. 50% + 1 голосов избирателей (при этом абсолютное большинство может рассматриваться как большинство от общего числа всех зарегистрированных избирателей, от общего числа поданных голосов, от общего числа поданных действительных голосов);
· если ни один из кандидатов в первом туре нее набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно большее число голосов избирателей;
· депутатский мандат получает кандидат, набравший относительно большее, чем соперники, число голосов избирателей (система относительного большинства при проведении выборов в один тур);
· при мажоритарной системе абсолютного большинства часто устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися, при мажоритарной системе относительного большинства такой минимум обычно отсутствует;
· при мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей (устанавливается законом и превышает большинство абсолютное – т.е. 2/3, 3/4 всех голосов).
Достоинства мажоритарной системы:
· универсальность: можно применять для избрания депутатов парламента и других лиц на государственные должности;
· позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата;
· избранный депутат поддерживается большинством избирателей;
· такая система обеспечивает кандидатам партии-победителя значительное большинство в парламенте, что позволяет формировать устойчивое правительство, способствует политической стабильности;
· наиболее простая и эффективная система голосования.
·
Недостатки мажоритарной системы:
· пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов;
· значительно сужаются возможности небольших партий и общественных объединений провести своих представителей в государственные органы;
· может порождать местничество в ущерб общенациональным интересам, поскольку депутаты зависят от избирателей, проживающих в конкретном округе;
· частая нерезультативность выборов, особенно при большой конкуренции кандидатов (необходимость проведения дополнительных туров);
Мажоритарную избирательную систему используют около 43 государств, в том числе США, Великобритания, Индия, Франция, Беларусь и др.
3) Смешанная избирательная система — сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.
На такой основе проходят, в частности, выборы в России, Германии и некоторых других странах. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в стране имеет два голоса.
Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос - за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительно перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.
Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин «голосование» пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался на общем собрании граждан общими выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин дошло до нас слово «урна». Именно в урну древние афиняне опускали свои черные или белые камни во время голосования. Черный камень обозначал голосование против. В наше время в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием. Использование электронного голосования (по Интернету, через мобильный телефон и т.д.), по мнению исследователей, в будущем будет постепенно расширяться по мере развития информационных технологий. В перспективе могут быть внедрены принципиально новые, инновационные телекоммуникационные системы, получившие общее название «электронная демократия», которые оптимизируют прямое взаимодействие органов власти и граждан, кандидатов и избирателей, позволят улучшить различные стороны как избирательного процесса, так и последующего функционирования властных институтов. Такие проекты уже сегодня находятся на стадии разработки, тестирования и поэтапного внедрения («электронное Правительство», «электронная Беларусь», «Национальный правовой портал», персональные Интернет-ресурсы республиканских органов управления и др.). Предполагается, что такие средства коммуникации значительно изменят процедуру выборов, которые станут более дешевыми, оперативными, а, следовательно, и более частыми, исключат возможности фальсификации, устранят участие других субъектов-посредников между избирателями и кандидатами.
Можно выделить три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное.При альтернативном голосовании избиратель имеет один голос, который он может отдать «за» или «против» кандидата или партию. При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Возможны варианты перечисленных типов голосования, применяющиеся как в мажоритарных, так в особенности и пропорциональных избирательных системах.
Процедура подготовки, проведения и подведения итогов голосования носит общее название избирательный процесс. Основные его элементы:
- назначение выборов;
- регистрация избирателей;
- организация избирательных округов и избирательных комиссий;
- выдвижение кандидатов;
- их официальная регистрация;
- агитация и пропаганда в пользу кандидатов;
- работа наблюдателей;
- проведение голосования;
- определение его результатов;
- распределение депутатских мандатов.
Одним из самых важных этапов избирательного процесса, определяющим для кандидатов плодотворность их участия в выборах, является избирательная компания –это комплекс организационных, информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий и предвыборных действий субъектов политики. Ее исходная ступень — выдвижение кандидатовна депутатские мандаты или на высшие государственные должности. После регистрации кандидатов проводятся агитационные и пропагандистские акции, которые организуют специально создаваемые кандидатами или их общественными объединениями штабы (команды профессионалов). Их главная задача — создать привлекательный образ (имидж) кандидата. Центральным звеном такой работы является применение избирательных технологий - совокупности методов влияния на сознание, поведение, выбор и предпочтения избирателей.
Выборы в демократических странах всегда проходят в обстановкежесткой политической борьбы за умонастроения, симпатии избирателей. Конкурентное противоборство часто выходит за правовые рамки, сопровождается применением т.н. «грязных технологий», предстающих как «война компроматов», подтасовка фактов, оскорбления своих оппонентов, подкуп избирателей и т.д.
В целом избирательные технологии включают в себя:
· анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей, определение ключевых социальных проблем;
· разработку стратегии (что делать), тактики (как делать), плана избирательной кампании, формулирование положений своей предвыборной программы;
· изучение информации о других кандидатах, о политических субъектах, их поддерживающих, и их электоральных предпочтениях, оценка сильных и слабых сторон своих соперников;
· выбор собственных адресных, целевых групп (к кому необходимо апеллировать);
· формулирование лозунгов, обращений к тем группам, которым предполагается уделить приоритетное внимание;
· определение содержания и использование конкретных методик, приемов, технических возможностей пропаганды, агитации и рекламы, пиар-акций, публичных выступлений;
· мониторинг общественного мнения и корректировка при необходимости предвыборной кампании на основе рекомендаций экспертов штаба кандидата;
На сегодняшний день большинство политологов единодушны в том, что избирательные технологии, разработанные профессионалами, – мощноесредство борьбы за голоса избирателей, особенно в условиях постиндустриального, информационного общества, где возрастают возможности манипулирования массовым сознанием, раскрутки, продвижения и тиражирования модных брендов, популярных образцов как в сфере экономики, культуры, шоу-бизнеса, так и политики.
В Республике Беларусь принята мажоритарная система выборов. По ней избираются Президент, Палата представителей Национального собрания и депутаты местных Советов. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет.
Вместе с тем в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граждане, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Австрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требования, как за неисполнение гражданского долга.
Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государственные должности свободу мнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации.
Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
В соответствии с этим принципом создаются равные по численности избирателей округа (отклонение от средних показателей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избирателю после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Кандидатам в депутаты Палаты представителей предусматривается возможность выдвигаться по любому избирательному округу, независимо от места проживания на территории Республики Беларусь и работы гражданина.
Депутаты Палаты представителей – нижней палаты Парламента –Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредственно. Путем прямых выборов также избирается глава государства – Президент Республики Беларусь.
Выборы Президента Республики Беларусь в обоих турах считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан республики, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участиев голосовании.
Выборы депутатов в Палату представителей (Парламент) и местные Советы депутатов (органы местного самоуправления) в первом туре признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, во втором туре голосования выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей округа. Избранным во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей.
56 членов Совета Республики – верхней палаты Парламента –Национального собрания Республики Беларусь от областей и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Контроль волеизъявления избирателей в ходе голосования запрещается, но это не исключает права избирателя высказаться о том, как он проголосовал.
Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, заполняется в кабине или комнате для тайного голосования, запрещается присутствие в ней посторонних лиц.
Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей и соответствующий Совет депутатов только одного кандидата-партийца.
Избирательный кодекс Республики Беларусь предоставляет право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путемсбора подписей избирателей осуществляется инициативной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов - инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Предложенную группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депутатов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирателей производится в установленном законом порядке.
Проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов организуют: территориальные избирательные комиссии (областные, районные, городские, поселковые, сельские), окружные комиссии по выборам депутатов областных Советов, участковые комиссии.
Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.
Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы.
Референдум — голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни (в отличие от голосования по представленным кандидатурам).
Условия проведения референдума и его процедура также регулируются законами государства. Могут проводиться общенациональные и местные референдумы. (В Беларуси проведено четыре республиканских референдума: 1) 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР; 2) 14 мая 1995 г. по вопросам, о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верховного Совета; об экономической интеграции с Россией; 3) 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны; 4) 17 октября 2004 г. по вопросу об изменении ст. 81 Конституции Республики Беларусь).
Новой формой непосредственной (прямой) и представительной демократии в Республике Беларусь становятся Всебелорусские народные собрания(1996, 2001, 2006 гг.). Собрания легитимизируют политический курс государства, оценивают итоги его практической реализации, утверждают программы социально-экономического развития на следующие периоды, выявляют приоритеты развития страны и нерешенные проблемы.
Таким образом, в Республике Беларусь избирательный процесс реализовывается в четырех важнейших направлениях:
1) выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания;
2) выборы депутатов в местные Советы депутатов различного уровня;
3) выборы Президента Республики Беларусь;
4) проведение референдумов.