Ущемление прав индейцев в Северной Америке
Индейские племена в США остаются одной из самых угнетенных частей населения. По законам Соединенных Штатов они считались, в сущности, иностранцами, которым с формально-правовой точки зрения нечего было делать в США.
В 1953 г. палата представителей при конгрессе США приняла резолюцию 108, провозгласившую прекращение федеральной опеки (терминации) в отношении резерваций. Это законодательство должно было завершить затянувшийся процесс американизации индейцев и разрушить их этническую и культурную обособленность, подорвав основу, на которой она держалась, — неприкосновенность индейских земель. Так, некоторые племена, лишенные федеральной опеки, полностью потеряли свои земли.
В 60-е годы XX в. индейцы от мирных требований и петиций перешли к активным выступлениям: создание в 1968 г. прогрессивной организации Движение американских индейцев (ДАН); события на Алькатрасе в 1969 г.; многочисленные выступления индейцев за права на пользование землей, на охоту и рыболовство; неоднократные съезды вождей коренных американцев (в Денвере, Альбукерке, Детройте, Биллингсе); поход протеста на Вашингтон «тропой нарушенных договоров» в 1972 г. Все эти события характеризуют 60-е — начало 70-х годов, как новый этап в истории индейцев.
Еще в конце XVIII - начале XIX в. правительство, как правило, под угрозой «замирения» индейцев или после него навязывало им договоры об «уступке» земли. Сами же коренные жители помещались в резервациях на территориях, считавшихся непригодными для жизни, с выплатой единовременной суммы и «вечной» годовой рентой членам индейской общины. В течение многих десятилетий эти земли под разными предлогами урезались, несмотря на обещание «опеки» со стороны правительства.
С конца XIX века делами по «замирению» аборигенов стало заниматься Бюро по делам индейцев (БДИ), которое являлось посредником между государством и индейскими резервациями, с помощью которого федеральное правительство осуществляло свой контроль. Сами же коренные жители считаются «некомпетентными» вести подобные дела. Чиновники БДИ, в состав которых входит и метисная индейская верхушка, погрязли в коррупции и самоуправстве, занимаются растрачиванием денежных фондов в резервациях.
В 60-х годах появилось значительное число индейских организаций, в том числе и контролирующих БДИ. Так, в 1972 г. организация «Учет невыполненных договоров» обнаружила, что БДИ якобы расходовало 1 млрд. долларов в год на нужды индейцев. Эту «помощь» коренные американцы назвали «миллиардным оскорблением», так как им доставались лишь жалкие крохи. Тем не менее, несмотря на, казалось бы, такие большие ассигнования со стороны правительства, БДИ делает все, чтобы помочь монополиям в сверхэксплуатации земель, природных ресурсов и труда коренных американцев. Миллионеры нефтяной, газовой, лесной, горнорудной промышленности, представители спортивных и туристических компаний входят в клиентуру БДИ.
Неслучайно массовые демонстрации индейцев летом 1979 г. в Нью-Йорке у здания ООН, в Вашингтоне, Миннеаполисе и других городах были направлены против БДИ, в деятельности которого многие видели причину своего обнищания. Правящие круги уже давно стремились избавиться от своих договорных обязательств, ликвидировать резервационные земли и покончить с индейской проблемой. Однако закрытие БДИ означало бы прекращение специального статуса индейцев как подопечных, что в свою очередь предполагает сохранение за ними резервационных земель, не облагаемых налогом. И хотя в индейской среде существуют различные мнения по поводу БДИ, члены прогрессивно настроенных организаций считают необходимым реорганизовать Бюро из аппарата «колониального управления» в учреждение, управляемое самими индейцами. При этом сохранятся все специфические права коренных американцев, которых они добились в результате своей борьбы.
Сейчас резервации индейцев в США не являются изолированными экономическими системами: большее число их полностью интегрированы в единую систему. Индейцы отстаивают свое исконное право на угольные залежи в Скалистых горах, на богатые лососем реки северо-запада и на обширные лесные угодья на востоке.
В настоящее время в США проживают около 5 миллионов индейцев. Больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч). Лос-Анджелес — город с наибольшим индейским населением.
Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Они имеют право на формирование своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности на своей территории. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. Кроме того, племена, доказавшие, что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты. Но, несмотря на все эти возможности, коренные латиноамериканские индейцы испытывают трудности в интегрировании в североамериканское общество.
Численность латиноамериканских индейцев повсеместно быстро увеличивается, из-за чего возникают трения с другими расовыми и этническими группами на территории США, перерастающие в расовые войны. Главные проблемы – это преодоление языкового барьера и стремление сохранить свою культуру.
Заключение
Исторический опыт борьбы коренных народов Латинской Америки за равный доступ ко всем благам и ресурсам и уравнение в правах с североамериканскими гражданами дал свои плоды. Сегодня характерной чертой политического самосознания иммигрантов в США является их выступления на международных форумах. Также упрощается механизм предоставления некоторых медицинских и образовательных услуг. Более того, правительство США выделяет достаточно большие средства из бюджета для решения (как понимает это правительство США) проблем «коренного населения Америки».
Однако необходимо отметить, что уровень жизни иммигрантов, прибывающих из латиноамериканских стран, условия их жизни, возможности учебы и работы, медицинская помощь и государственные субсидии – в значительной степени отличаются от предоставляемых североамериканским гражданам.
Библиография
· Гулевич В. Мексиканцы в США: дома или на чужбине? [Электронный ресурс] // БЛОГ. URL: http://vgulevich.livejournal.com/18167.html
· Официальный сайт ООН http://www.un.org/
· Официального сайт Управления Верховного Комиссара http://www.ohchr.org/RU/Pages/Home.aspx
· Расовая дискриминация в США [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/enter_fermilab/post159743283
· Гаджиев К.С. Американский национализм: национальное самосознание и культура. – М., 2009.
· Кондрашов С. В Аризоне у индейцев. – М., 2008.
· Рогов С.М. США на рубеже веков. М., 2010.
· Стингл М. Индейцы без томагавков. - М., 1984.
[1] Статья 14
1. Государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета в пределах его юрисдикции принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или групп лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником каких-либо прав, изложенных в настоящей Конвенции.
[2] Программа ввоза рабочей силы из Мексики, санкционированная в 1942. Была вызвана нехваткой рабочих рук для сезонных работ в сельском хозяйстве после второй мировой войны, во время которой мексиканцы получили легальную возможность въезжать в США в большом количестве.
[3] Гарлем – район в северной части нью-йоркского округа Манхэттен, иногда считающийся родиной гангстеров и криминальных группировок