Внутриполитическое развитие Германии в 1945 – 2010 годах

Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе, граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере её естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. От Швеции Германию отделяет пролив в Балтийском море.

Площадь – 357 021 кв. км.

Форма государственного устройства — федерация. Административно-территориальное деление: 16 федеральных земель (Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия, Шлезвиг-Гольштейн).

Столица – Берлин. Крупнейшие города: Берлин, Гамбург, Мюнхен.

Население – 82,40 млн. человек (по оценке на июль 2003). Городское население – 87%, сельское – 13%.
Государственный язык: немецкий.

Наиболее распространенные религии: протестантизм, католицизм.

Туризм.

ХДС/ХСС: Блок ХДС/ХСС - одна из двух народных партий ФРГ. С 2005 года ХДС/ХСС формирует правительство, сначала в коалиции с СДПГ, а с 2009 года - с СвДП.

Христианско-демократический союз возник в 1945 году. В том же году был создан его баварский партнер - Христианско-социальный союз. Выступая единым блоком, оба союза, тем не менее, самостоятельны и организационно совершенно независимы. Главные програмные принципы - соблюдение в политике этических основ христианства, идея "социальной рыночной экономики", прочная интеграция ФРГ в западные структуры и приверженность западной системе ценностей.

Председатель ХДС - Ангела Меркель, генеральный секретарь Херман Грёэ. Председатель ХСС - Хорст Зеехофер, генеральный секретарь Александр Добриндт.

С момента образования ФРГ до 1969 года, а затем в 1982-98 годах ХДС/ХСС находился у власти в стране. Его партнером по правительственной коалиции была, как правило, либеральная Свободная демократическая партия (с 1961 по 1966 и с 1982 по 1988 годы). С 1966 по 1969 годы ХДС/ХСС правил в рамках "большой коалиции" совместно с СДПГ.

Вторая "большая коалиция" образовалась после выборов 2005 года. Выборы 2009 года вновь привели к формированию "привычной" коалиции с либералами.

СДПГ: Социал-демократическая партия Германии - старейшая политическая партия страны. Ее история начинается с мая 1863 года, когда в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз.

Первоначально СДПГ создавалась как партия рабочего класса, но с 1954 года она позиционирует себя в качестве "левой народной партии" для различных слоев общества.

В 2007 году на съезде в Гамбурге была принята новая программа партии "Социал-демократия в 21 столетии". Социал-демократы объявили своей целью построение в Германии демократического социализма, что означает обеспечение социальной справедливости, равенства шансов для всех членов общества и общественной солидарности. В области экономики в качестве цели провозглашается увеличение ответственности успешных предпринимателей за наемных работников. В документе звучат требования о "справедливом налогообложении" крупных состояний и унаследованного имущества, введении гарантированного законом минимального размера оплаты труда.

С 2009 года партия является оппозиционной. В бундестаге она имеет 146 мест.

СДПГ до недавнего времени была самой крупной политической партией Германии, но теперь по численности уступает ХДС. В ноябре 2010 года партия насчитывала 505 000 членов. Высшим органом СДПГ является съезд, а в период между съездами - правление. Председатель партии - Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel), генеральный секретарь - Андреа Налес (Andrea Nahles).

СвДП: либерально-буржуазная партия. Создана в 1948. Выражает интересы либеральных кругов крупной буржуазии, средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, зажиточного крестьянства и ремесленников. СвДП активно участвовала в конституировании ФРГ; её лидер Т. Хейс был первым президентом ФРГ (1949—59). Неоднократно создавала правительственные коалиции совместно с ХДС/ХСС. В 1956—61 и 1966—69 находилась в оппозиции. С 1969 в коалиции с СДПГ; имеет в правительстве 4 министерских поста, в том числе пост министра иностранных дел.

Зеленые: В 1979 году в ФРГ была создана Партия зелёных. 24 ноября 1989 года в ГДР в результате объединения трёх некоммунистических политических групп был основан «Союз 90».

Идеологическое будущее Партии зелёных длительное время оставалось неопределённым. Возникнув как реакция на поражение движения «новых левых», «зелёные» изначально существовали как «антипартия», отрицающая буржуазную политику с её авторитарной иерархией и объединяющая новые социальные движения, большая часть которых приобрела в 1970-х годахэкологическую направленность

В 1982 году консервативное крыло партии откололось, сформировав Экологическую демократическую партию. Оставшиеся в Партии зелёных в целом поддерживали левоцентристский экономический курс, с существенным упором на борьбу против экологически опасных проектов (атомные электростанции, Франкфуртский аэропорт),пацифизм (предусматривающий требование выхода из НАТО), интернационализм, отмену ограничений на иммиграцию, либертарную педагогику, легализацию марихуаны, право на аборт и однополые браки.

Партия зелёных в 1983 году впервые попала в Бундестаг, получив 5,7 % голосов и 27 мест. Используя тему борьбы с последствиями аварии на ЧАЭС и кислотных дождей, «зелёные» увеличили свою поддержку до 8,3 % на федеральных выборах в январе 1987 года. Фактическим лидером «зелёных» в 1980-х годах становится Йошка Фишер.

В 1998—2005 гг. партия была младшим партнёром социал-демократов в коалиционном правительстве Германии. Йошка Фишер получил посты вице-канцлера и министра иностранных дел. К этому моменту Партия зелёных окончательно отошла от своих изначальных принципиальных установок антикапиталистического и пацифистского характера, начав оказывать активную поддержку соответственно неолиберальному «Третьему пути» и войнам НАТО в Югославии и Афганистане.

С 2005 года партия вновь находится в оппозиции.

В 2009 году, после земельных выборов, прошедших в августе и сентябре, у СДПГ с «Левыми» или «зелёными» теоретически имелись три возможности для формирования коалиционных правительств на земельном уровне: в Сааре, Тюрингии и Бранденбурге. В настоящий момент «красно-красное» правительство было создано лишь в Бранденбурге. В Тюрингии СДПГ отказалась от союза с левыми в пользу «красно-черной» коалиции с ХДС. «Зелёные» Саара на партийном съезде большинством голосов высказались за создание так называемой «ямайской» («черно-желто-зеленой») правительственной коалиции с консерваторами ХДС и либералами из СвДП.

После II мировой войны Германия лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована.

В июле 1945 года в Потсдаме прошла конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Главное место в работе конференции заняли вопросы, связанные с денацификацией, демилитаризацией и демократизацией Германии. Раздел Германии на оккупационные зоны соответствовал бывшим границам административно-территориального деления Германии. Бывшая столица Пруссии – Берлин – был поделен на четыре зоны.

Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ стал город Бонн.

С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыреоккупационные зоны.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Отсутствие чёткой физической границы в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, работать — в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР.

К 1948 году Германия оказалась расколотой политически и несостоятельной экономически.

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года. Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

Важнейшей фигурой, с которой традиционно связывают экономическую сторону успеха послевоенного восстановления Германии, был Людвиг Эрхард (1897-1977).

После вступления в должность директора Управления по экономики Объединенной экономической зоны он изложил свою экономическую программу, стройную Концепцию хозяйственной политики, основанной на свободе и ответственности. Основными элементами предложенной Эрхардом модели развития «социального рыночного хозяйства» были:

- целевая установка – высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

- путь достижения цели – свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;

- ключевое условие достижения цели – активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции.

Концепция «социального рыночного хозяйства» Эрхарда, поощряя частную конкуренцию и создавая товарное изобилие, одновременно с помощью принятого по настоянию Эрхарда закона о спросе и предложений — удерживала рынок в определенных границах и уменьшала его негативные последствия для слабых общественных групп (безработные, малоимущие и пр.), а также для дотируемых отраслей (сельского хозяйства, горнодобывающей и судостроительная промышленность).

В конце 1949 года в развитии экономической ситуации закончилась первая, самая опасная фаза, которая характеризовалась напряженностью между объемами товаров и объемом денежной массы и проявлялась в почти хаотичном повышении цен. За первым бумом спроса, связанным с валютной и хозяйственной реформой, в экономике Германии последовала с конца 1949 года вторая — фаза стабилизации и консолидации хозяйственной жизни.

К середине пятидесятых годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. Бурное развитие экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годах получило название «экономическое чудо».

Конрад Аденауэр:

В августе 1949 года прошли первые выборы в Бундестаг. Большинство мест в парламенте получила коалиция ХДС/ХСС. Канцлером стал Конрад Аденауэр. Период с 1949 до середины 1960-х годов называют эрой Аденауэра. Рост престижа ФРГ на Западе и благосостояния внутри страны, а также страх перед коммунистической угрозой - все это способствовало триумфу ХДС на выборах. Блок ХДС/ХСС стал ведущей политической силой на всех выборах в бундестаг с 1949 по 1969.

7 июня 1955 года был создан Бундесвер(вооруженные силы ФРГ). На протяжении первых 40 лет после своего создания бундесвер, в соответствии с конституцией Германии, не участвовал в боевых операциях. Лишь в середине 1990-х годов ситуация изменилась. 12 июля 1994 года Конституционный суд Германии принял решение об отмене поправки 1982 года к 24-й главе Основного закона, запрещавшей участие бундесвера в военных операциях за рубежом. Решением Конституционного суда были сняты какие-либо «конституционные возражения» против участия Германии в санкционированных ООН операциях по установлению и поддержанию мира. Германские военнослужащие стали привлекаться к участию в миротворческих операциях за рубежом.

«Восточная политика» К.Аденауэра находилась под влиянием множества факторов, обусловленных «холодной войной», и в первую очередь, была связана с отказом ФРГ от признания государственности ГДР и установления отношений со странами, ее признающими. С 1955 по 1970 гг. в Германии существовала так называемая, доктрина Хальштейна. Суть этой доктрины заключалась в том, что отныне ФРГ поддерживала и устанавливала дипломатические отношения только в теми странами, которые не имели дипотношений с ГДР. Установление дипломатических отношений с Восточной Германией отныне рассматривалось Бонном как недружественный шаг и вело к разрыву отношений с этой страной. Единственным исключением, допускавшимся доктриной Хальштейна, был СССР — в связи с важностью поддержания отношений для ФРГ с великой державой. Внешнеполитическим успехом советско-западногерманскихотношений указанного периода является, прежде всего, установление дипломатических отношений между Бонном и Москвой в 1955 г., а также присоединение ФРГ в 1963 г. к Договору о запрещении ядерных испытаний в трех сферах.

Канцлер Л.Эрхард (1963-1966 гг.) в целом продолжил внешнеполитическую линию своего предшественника. С середины 60-х годов темпы экономического роста снизились. В 1967 г. не было прироста производства, а безработица достигла скан­дального для того времени уровня — около полумиллиона человек (т. е. 2,1% занятых). К тому же конкуренция со срав­нительно дешевой нефтью вызвала первый серьезный кризис в угольной промышленности.

В условиях кризиса обострились разногласия по поводу бюджета на 1967 г., составленного с дефицитом в 4 млрд ма­рок. В конце октября министры от Свободной демократической партии (СвДП) вышли из правительства. Ведущие либераль­ные политики стали искать пути для заключения коалиции с социал-демократами. А еще раньше, в июле 1966 г., Христианско-демократический союз (ХДС) проиграл выборы в самой населенной западногерманской земле Северный Рейн—Вестфалия. 10 ноября фракция партийного блока ХДС—ХСС в бундестаге назвала кандидатом в канцлеры премьера земли Баден-Вюртемберг К. Кизингера, с которым уже наладили контакты и социал-демократы. Эрхард был вынужден подать в отставку.

К.Кизингер:

Была сформирована «БОЛЬШАЯ КОАЛИЦИЯ». В правительство «большой коалиции» вошли 10 министров от блока ХДС—ХСС и 9 министров от СДПГ. Пост вице-канцлера и министра иностранных дел занял В. Врандт. Главной задачей коалиции являлось преодоление экономического спада, бюджетного дефицита и ликвидация безработицы. Принятый 8 июня 1967 г. закон о стабилизации экономики базировался на трех принципах: стабильность цен, высокий уровень занятости и уравновешенный платежный баланс. Чтобы осуществить эти меры без особых проблем, была проведена «концертированная акция», в ходе которой представители государства, профсоюзов и предпринимателей договаривались о размере заработной платы.

Антикризисные меры правительства проявились в том, что наиболее пострадавшие отрасли – металлургия, строительство, электротехническая промышленность получили государственные субсидии. Были приняты также программы развития образования и науки. На оживление экономики из бюджета было выделено 12,5 млрд марок. С 1968 г. начался хозяйственный подъем, а безработица снизилась до 1,5%.

«Большая коалиция» смогла сформировать правительство только на переходный период. Уже во время подготовки к выборам 1969 г. потенциал сотрудничества обеих правящих партий практически оказался исчерпанным.

В.Брандт:

В 1969 году новым канцлером ФРГ избран Вилли Брандт. Впервые на этом посту оказывается представитель социал-демократов. В своем правительственном заявлении Брандт определяет новый внешнеполитический курс Западной Германии. Он намерен не только углублять тесное партнерство своей страны с Западом, но и развивать связи со странами Центральной и Восточной Европы. Целью боннского правительства по-прежнему остается создание единой и свободной Германии. На практике новая концепция означает начало постепенного сближения обоих немецких государств и перехода от простого сосуществования к все более тесному сотрудничеству.

В апреле 1974 г. один из его ближайших со­трудников канцлера был разоблачен как агент службы госбезопасности ГДР, а оппозиция потребовала самого тщательного расследо­вания. Брандт взял ответственность за себя и 6 мая подал пре­зиденту прошение об отставке. 16 мая Федеральным канцле­ром ФРГ был избран Г. Шмидт.

Г.Шмидт:

"Нефтяной кризис" начала 70-х, Закон о соучастии в управлении производством, жесткая борьба со второй волной левого террора, инициирование Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе и включение оказания помощи развивающимся странам в число приоритетов германской внешней политики – это лишь некоторые страницы политической биографии Гельмута Шмидта.

Его политическая деятельность во многом предопределила международное развитие. В 1975 году Шмидт стал одним из инициаторов "группы шести", ежегодного форума промышленно развитых стран мира, превратившегося затем в "большую семерку" и "большую восьмерку".
В 1986 году германский канцлер вместе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном учредил комитет в поддержку единой европейской валюты и обосновал идею учреждения Европейского Центробанка, которые легли в основу процесса европейской интеграции, увенчавшегося введением единой валюты евро в 2002 году.

В канцлерство Шмидта активизировались террористические организации. История терроризма в ФРГ берет свое начало в апреле 1968 г., когда ночью в центре Франкфурта-на-Майне запыла­ли два огромных универмага. Поджигатели, среди которых было двое студентов, выражали этим свой протест против «по­требительского террора» и войны во Вьетнаме.

Возникшая на базе студенческого движения группа терро­ристов стала называть себя «Фракция Красной армии» (РАФ). Находясь в подполье, она сумела создать широкую сеть опорных точек. Первое время террористы действовали под социально-революционными лозунгами, затем выступали за освобождение осужденных членов организации. В конце концов их террор превратился в насилие ради наси­лия. Нападения на банки дали рафовцам значительные сред­ства, а фальшивые документы они добывали налетами на пас­портные учреждения.

В 1972 г. полиция арестовала главных лидеров РАФ. Но и в тюрьме они не прекращали борьбы против общества, при­зывая к новым актам террора и объявляя голодовки. После того как один из заключенных умер, на следующий день, 10 ноября 1974 г., в Берлине был убит президент судебной па­латы Г. Дренкман. В феврале 1975 г. террористы захватили в заложники председателя берлинского отделения партии христианских демократов П. Лоренца и потребовали освобо­дить и отправить в Южный Йемен пятерых своих товарищей. Кризисный штаб во главе с Г. Шмидтом с целью спасти за­ложнику жизнь счел возможным удовлетворить требование террористов. Но правительство ФРГ решило, не превращая страну в полицейское государство, не допускать больше уни­жения республики.

Волна терроризма нарастала. В апреле 1977 г. в Карлсруэ был застрелен генеральный прокурор З. Бубак. В июле уби­ли президента Дрезденского банка Ю. Понто. В сентябре террористы похитили президента Союза промышленников X. Шлейера и потребовали освобождения 11 заключенных. На этот раз правительство решило потянуть время. 13 октября па­лестинские террористы угнали в сомалийский город Могади­шо немецкий самолет с почти сотней пассажиров и потребова­ли немедленного освобождения 11 немецких и 2 турецких террористов. Через пять дней спецгруппа пограничной служ­бы ФРГ штурмом захватила самолет и освободила всех залож­ников. Через несколько часов в штутгартской тюрьме застре­лились трое лидеров РАФ (осталось неизвестным, каким обра­зом в их камерах оказалось оружие). На следующий день в Эльзасе было найдено тело убитого заложника Шлейера. Многочисленные аресты не смогли полностью устранить угрозу терроризма. И в 1986 г. РАФ совершила новый ряд убийств — погибли несколько крупных чиновников, промыш­ленников, финансистов.

После объединения Германии на судебных процессах пол­ностью подтвердилось давнее подозрение, что террористы по­лучали помощь спецслужб ГДР. В 1990 г. многие из членов РАФ были арестованы и приговорены к различным срокам заключения.

1 октября 1982 года парламентское голосование путем первого в истории Германии конструктивного вотума недоверия привело к смене правительства и утверждению Гельмута Коля новым канцлером.

Г.Коль:

Ему удалось замедлить рост государственной задолженности, стабилизировать цены, снизить налоги. Если в 1982 г. превы­шение доходов над расходами составляло 12,4 млрд марок, то в 1988 г. уже 82,5 млрд марок. 80-е годы XX в. в политическом отношении характеризова­лись крупными скандалами, заставившими говорить о кри­зисе партийной демократии.

В отличие от бурного предыдущего десятилетия 80-е годы явились для ФРГ своеобразной передышкой. Во внешней по­литике Коль старался не отдавать предпочтения ни Западу, ни Востоку, но при нем ФРГ стала более приспосабливаться к своему основному партнеру – США. Что касает­ся взаимоотношений Западной Германии с другими странами, канцлер стремился сохранить достигнутые результаты, но по­стоянно подчеркивал, что «немцы никогда не сми­рятся с разделом их родины».

22 сентября 1984 года состоялась знаменательная встреча Гельмута Коля и президента Франции Франсуа Миттерана, прибывших на поле битвы при Вердене, чтобы вместе вспомнить павших в сражении. Фотография их рукопожатия стала символом примирения немцев и французов. В последующие годы у Коля и Миттерана сложились особо доверительные отношения. Такие шаги в продвижении к европейскому единству, как Маастрихтский договор, а затем ввод единой европейской валюты стали результатом в том числе этого тесного франко-германского сотрудничества.

После наметившихся демократических изменений в ГДР и падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года Гельмут Коль без предварительного согласования с партнёрами по коалиции выступил в бундестаге с программой по преодолению раздела Германии и Европы, состоявшей из десяти пунктов. Уже 18 мая 1990 года был подписан Государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе между ФРГ и ГДР. На переговорах в формате «два плюс четыре» вместе с министром иностранных дел Гансом-Дитрихом Геншером Гельмут Коль добился согласия держав-победительниц во Второй мировой войне на объединение Германии, выраженного в Договоре «Два плюс четыре» и включением объединённой Германии в блок НАТО.

Объединение Германии весьма положительно отразилось на дальнейшей карьере Коля на посту федерального канцлера, которая возможно без него не продлилась бы столь долго.

17 января 1991 года Коль в третий раз избран федеральным канцлером Германии после победы над своим соперником из СДПГ премьер-министром Саара Оскаром Лафонтеном и стал первым федеральным канцлером объединённой Германии.

После сложной победы на выборах в бундестаг 1994 года Коль вновь становится федеральным канцлером. Следующие годы ознаменовались скорее внешнеполитическими успехами: во Франкфурте-на-Майне разместился созданный Европейский центральный банк, ввод евро. Во внутриполитической жизни в деятельности правительства Коля наступил период затишья, вызванный ограниченными возможностями федерального правительства из-за преобладания в бундесрате социал-демократов, что закончилось в конечном итоге поражением ХДС на выборах в бундестаг 1998 года.

Г.Шредер:

На этих выборах победила Социал-демократическая партия во главе с премьер-министром федеральной земли Нижняя Саксония Герхардом Шрёдером. Христианско-либеральная коалиция сменилась красно-зелёной. 26 октября президент ФРГ Роман Герцог освободил Гельмута Коля от должности федерального канцлера. На выборах в бундестаг 2002 года Гельмут Коль не баллотировался.

Возглавляемая Шрёдером коалиция социал-демократов и зелёных пришла к власти в октябре 1998 после 16-летнего пребывания в оппозиции с обещаниями модернизации экономики, поддержки предпринимательства и сохранения системы социальной защиты. Победа социал-демократов в немалой степени объяснялась обещанием СДПГ положить конец росту безработицы и справиться с экономическим застоем в стране.

В руководстве страной Шрёдеру предстояло выбрать между двумя концепциями преодоления кризиса — предложенной неолиберальными экономистами или той, на которой настаивали левые социал-демократы во главе с Оскаром Лафонтеном (повышение налогообложения более состоятельных слоёв общества). Шрёдер выбрал первый вариант, что привело к разрыву с Лафонтеном, который покинул руководство СДПГ. В то же время попытка Шрёдера приступить к выполнению программы урезания социальных прав граждан привела к стремительному падению поддержки СДПГ со стороны населения.

Не сумев решить структурные экономические проблемы, Шрёдер едва не потерпел поражение на выборах 22 октября 2002. Только жёсткая оппозиция американскому вторжению в Ирак и эффективная помощь жертвам наводнения на востоке Германии в тот год помогли СДПГ получить небольшой перевес над ХДС. Однако, данная позиция ФРГ серьёзно ухудшила отношения с США. Позицию, аналогичную немецкой, заняли Франция и Россия. В результате этого стали говорить о формировании новой оси — Берлин-Москва-Париж, которая осуждала американское вторжение в Ирак.

В марте 2003 Шрёдер запустил программу либеральных экономических реформ, известную как «Повестка 2010» (Agenda 2010). Она предусматривает либерализацию трудового законодательства с целью стимулирования создания новых рабочих мест, ограничение расходов на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение. К августу 2007 Шрёдер достиг определённых успехов в борьбе с безработицей: число безработных в Германии сократилось до 3,7 млн человек, или 8,8 % трудоспособного населения.

В 2004 ряды СДПГ покинуло большое число членов партии, стоящих на левых позициях. В 2005 они вместе с бывшими коммунистами ГДР создали Левую партию. В 2004 Шрёдер ушёл в отставку с поста главы СДПГ, а его преемником стал Франц Мюнтеферинг. 22 мая 2005 после поражения на местных выборах в земле Северный Рейн — Вестфалия Шрёдер объявил о решении СДПГ инициировать проведение досрочных национальных выборов уже в сентябре 2005, то есть за год до окончания срока его полномочий. Социал-демократы правили в земле Северный Рейн — Вестфалия последние 39 лет, но 22 мая получили здесь лишь 37,1 % голосов, в то время как ХДС — 44,8 %. Поражение лишило Шрёдера большинства в бундесрате, которое теперь принадлежит коалиции ХДС — ХСС.

А.Меркель:

Досрочные выборы прошли 18 сентября 2005. Неожиданно для всех СДПГ (которой предвещали поражение) и блок ХДС/ХСС получили почти одинаковое число голосов, однако недостаточно для того, чтобы сформировать однопартийное правительство. В ходе переговоров о создании «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ 10 октября 2005 было решено, что Ангела Меркель станет новым канцлером Германии.

В обмен на согласие на канцлерство Ангелы Меркель СДПГ получил в кабинете 8 министерских портфелей: иностранных дел, финансов, юстиции, труда, по вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения, транспорта, а также экономического сотрудничества и развития. Сам Герхард Шрёдер отказался участвовать в правительстве ФРГ.

22 ноября 2005 года Ангела Меркель была избрана на пост федерального канцлера ФРГ, получив 397 из 611 голосов депутатов бундестага 16-ого созыва. Она стала первой женщиной-федеральным канцлером и одновременно в свои 51 год самым молодым федеральным канцлером за всю историю ФРГ. Она также первый представитель новых федеральных земель на этом посту и первый федеральный канцлер с естественнонаучным образованием.

В начале деятельности бундестага нового созыва у Меркель и её кабинета наступили спокойные времена.

В конце марта 2006 года Меркель представила свою состоящую из восьми пунктов программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка труда и в частности реформы системы здравоохранения.

На федеральном съезде ХДС 27 ноября 2006 года 93 процентами голосов Ангела Меркель была переизбрана на пост председателя своей партии.

Ангела Меркель и федеральный министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер представляли Германию, исполнявшую с 1 января по 30 июня 2007 года свои полномочия по председательству в Европейском союзе.

Среди наиболее важных направлений своей политической деятельности в период председательства Германии в ЕС Ангела Меркель назвала Договор о введении конституции для Европы, защиту климата, энергетическую политику, углубление трансатлантического экономического сотрудничества и добрососедские отношения со странами Черноморского региона и Центральной Азии.

ГДР:

Германская Демократическая Республика — была образована 7 октября 1949 года в советской оккупационной зоне Германии и восточном (советском) секторе Берлина. Республика официально прекратила существование и была объединена с ФРГ в 00:00 поцентральноевропейскому времени (02:00 по московскому) 3 октября 1990 года. Предпосылкой возниковения ГДР было разделение Германии на 4 окупационных зоны союзников после окончания Второй Мировой Войны в 1945 году. Основание ГДР было ответом Советского Союза на формирование ФРГ. При поддержке Сталина, Социалистическая единая партия Германии в конце 1947 года возглавила движение Народного Конгресса, имевшего главный лозунг: единство Германии, но, на самом деле, партия ставила цель управлять частью немецкого государства, т.е. ГДР (Германская Демократическая Республика).

В октябре 1948 Народный Конгресс, в котором доминировала Социалистическая единая партия Германиипредставил проект конституции, который базировался на заявлениях СЕПГ. В мае 1949 был избран 3-й Народный Конгресс СОЗ. Несмотря на многочисленные махинации и фальсификации, Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) набрала всего 66,1 % голосов. Советский Союз ждал основания ГДР до утверждения нового правительства.

7 октября 1949 года, по результатам выборов, проходивших в мае, был утвержден Немецкий народный совет по проекту конституции принятом в 1948 году, который провозгласил себя временной Народной палатой. Так была основана Германская Демократическая Республика.
Все партии и массовые организации ГДР заключили союз Национального фронта демократической республики Германия. Так как решающие посты, дающие самую большую власть, были заняты функционерами СЕПГ. Она фактически руководила всеми партиями и массовыми организациями. Социалистическая единая партия Германии всё больше и больше отдалялась от своей начальной цели, от "особого немецкого пути к социализму", и ориентировалось партийно, государственно и общественно исключительно на Советский Союз.

Партийное руководство было реструктурировано: вместо двух равноправных председательских постов был создан пост генерального секретаря, который занял Вальтер Ульбрихт. При поддержке советской тайной полиции, Вальтер Ульбрихт осуществлял партийную чистку, только лишь за 1950/51 годы из рядов партии было исключено 15 000 членов. В этой атмосфере страха, СепГ преобразовалась в аппарат власти, управляемый небольшой группой функционеров с "верхушки".

В июле 1952 года Вальтер Ульбрихт, с разрешения Сталина, отдал распоряжение о "планомерном построении социализма". Это означало дальнейшую централизацию государственной власти с помощью расформирования 14 областей (земель). В области сельского хозяйства, как результат, начали организовывать народные предприятия, которые составляли около 80% промышленного производства страны. Производственные трудности появились в тяжелой промышленности, когда производство товаров широкого потребления осталось вне спроса. В общественно-политической сфере обостряется классовая борьба, т.е. усиливаются репрессии против политического инакомыслия.

Организованная Москвой милитаризация страны колоссально обременяла сельское хозяйство. В то время, как контролируемая пресса продолжала сообщать о производственных успехах, продовольствии далее оставалось доступным только по карточкам, что повлекло за собой бегство в ФРГ около 226 000 человек только в первой половине 1953 года. СепГ увеличила производственные нормы на 10% без выплаты компенсации потерь в заработной плате по временной нетрудоспособности. 9 июня правящая партия, под давлением СССР провозгласила так называемый "Новый курс", ориентированный на стабилизацию обстановки в ГДР, который означал повышение уровня жизни методом приема репрессивных мер. Но, как назло, удлинение протяжённости рабочего дня на 10% отменено не было. Это привело к тому, что эти внезапные изменения были расценены как объявление о несостоятельности СепГ. Рапорты госбезопасности сообщали о торжествах по поводу освобождения от господства СепГ. Внезапно начали возникать забастовки, которые во многих местах проходили рядом с тюрьмами. 16 июня строители аллеи им. Сталина в восточном Берлине организовали марш протеста против сохранения "продленного" рабочего дня. Почти все предприятия Берлина поддержали марш протеста и присоединились к нему. Экономические требования сменились политическими: отставка правительства и свободные выборы. Были образованы стачечные(бастующие) комитеты, во многих городах бастующие штурмовали партийные кабинеты, разоружали полицейских и освобождали политических заключенных. 17 июня советский комендант восточного Берлина ввёл в городе чрезвычайное положение, а 18 июня чрезвычайное положение было введено по всей территории ГДР. При поддержке народной полиции ГДР, советские войска ещё 17 июня подавили восстание в Берлине. Советским военно-полевым судом 21 человек был приговорен к смертной казни с немедленным исполнением приговора; этому последовали дальнейшие смертные приговоры судами ГДР. Около 1 400 человек, принимавших участие в восстании, были брошены в тюрьмы.
C 1954 года постепенно улучшались условия жизни, так как Советский Союз отказался от репараций, увеличились объёмы производства. Насильственная коллективизация сельского хозяйства снова привела к проблемам со снабжением продовольствием/пром.товарами и растущему числу беженцев. Дополнительно, с 1958 года продолжал тлеть Берлинский кризис, в котором ГДР требовало полной демилитаризации Западного Берлина, рос поток беженцев. Для того, чтобы остановить стремительный поток беженцев, руководство ГДР 13 августа 1961 года закрыло границу с Западным Берлином и начало строительство Берлинской стены; 16 августа запретило гражданам ГДР выезд в ФРГ. Через 4 недели после начала возведения стены, вводится всеобщая воинская повинность.

В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ГДР официально признала ФРГ и установила с ней дипломатические отношения.

Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября — Эрих Хонеккер, 7 ноября — Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР частные поездки за границу без уважительных причин, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов германского объединения. В соответствии с решением Народной палаты ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990.

Наши рекомендации