Конституционно-правовые отношения

Понятие и особенности отрасли конституционного права.

КП – одна из отраслей белорусского права. Отрасль права – это обширная совокупность правовых норм, которые регулируют однородные обществ отношения. На данном этапе белорусское право состоит примерно из 15 отраслей.

КП обладает яркими особенностями, отличающими его от большинства других отраслей. Данные особенности и признаки состоят в том, что КП:

1) Самая важная отрасль права. Данная черта КП обусловлена 2 причинами: КП регулирует наиболее значимые обществ отношения; нормы КП обладают высокой юрид силой, особенно те, которые содержатся в Конституции.

2) Самая стабильная отрасль права. Как отмечалось, КП регулирует наиболее важные отношения. Такие значимые, существенные отношения не подвержены частым изменениям. Являются стабильными. Стабильность этих отношений придает аналогичное качество и отрасли КП.

3) Самая политизированная отрасль права. Любая отрасль права отражает 2 аспекта – объективно существующие отношения, потребности и возможности общества; субъективное представление и особенно интересы лиц находящихся у власти.

Второй аспект и показывает степень политизированности отраслей права. В КП этот аспект представляется в максимальной степени. Это значит, что на содержание норм КП очень сильно влияют интересы субъектов власти.

4) Некодифицированная отрасль права , т.е. имеет кодексы около 10 отраслей. Кодекс – вид закона, который строго регулирует целую сферу общественной жизни и включает все или значительную часть норм отрасли права. В КП такого общеотраслевого кодекса нет. Конституция не является кодексом, поскольку в ней содержится небольшая часть норм КП. Необходимо заметить, что в КП действует избирательный кодекс, но он объединяет нормы только одного института КП (институт избир права) и поэтому не делает всю отрасль КП кодифицированной.

5) Публичная отрасль права – в отличие от частных отраслей права, КП как публичная отрасль не регулирует отношения между индивидом, предприятиями. Публичный характер КП выражается в том, что обязательным участником отношений регулируемых в данной отрасли, выступает субъект власти.

6) Материальная отрасль права – в отличие от процессуальных отраслей права, КП не регулирует процедуру деятельности суда, других гос органов по разрешению юрид споров.

КП закрепляет права и обязанности субъектов, но не отражает названную выше процедуру.

Предмет конституционного права.

Предметом КП называется деятельность субъектов, которая регулируется рассматриваемой отраслью права.

В научном языке слово «деятельность» обычно заменяется на общественные отношения. Для предмета КП характерны следующие особенности:

1. КП регулирует самые важные общественные отношения !

2. В предмет КП входят отношения во всех основных сферах общества, в частности КП регулирует сферы политики, экономики, соц жизни (соц обеспеч), духовн культуры, личной жизни граждан, в тех случаях когда граждане вступают в отношения с органами власти. Больше всего КП воздействует на сферу политики.

С предметом КП связано и название этой отрасли поскольку данная отрасль не регулирует отношения в какой-либо одной сфере жизни общества, то название КП является производным не от сферы общества, а от обозначения главного источника отрасли – Конституции.

Конституционно-правовые отношения.

КП отношения – это общественные отнош, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами КП.

Особенности КП отношений:

1) Обладают высоким политическим потенциалом;

2) Опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства;

3) Являются базовыми, играют определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям

4) КП отношения характеризует субъектный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает гос-во в лице своих органов или должностных лиц. Также народ является специфическим субъектом КП отношений.

Элементами КП отношений выступают: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты – это участник данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами КП.

Субъектами КП отношений в РБ выступают: народ РБ, гос-во РБ, граждане РБ (их группы и собрания), иностранные граждане и лица без гражданства, административно-территориальные и территориальные единицы, гос органы РБ, органы местного самоуправления, должностные лица, депутат представительных органов, их объединения, общественные объединения граждан, политические партии, трудовые коллективы и другие субъекты.

Объектом КП отношений выступают: материальные блага (н-р денежное вознаграждение депутата), нематериальные блага (депутатская неприкосновенность) и действия (обращения граждан в гос органы).

Содержание КП отношений составляют права и обязанности, которые осуществляют участники КП отношений.

Юридический факт является основанием возникновения, изменения и прекращения КП отношений. Юридические факты делятся на 2 группы: события(не зависят от воли людей) и действия (зависят от воли людей).

Классификация КП отношений:

1. В зависимости от характера взаимоотношений субъектов КП отношений выделяют: общие КП отношения (в них определены конкретные субъекты), конкретные (в них определены конкретные субъекты с правами и обязанностями.

2. По содержанию выделяют: материальные (возникают при реализации материальных норм), процессуальные (возникают при реализации процессуальных норм)

3. По времени действия: постоянные и временные.

4. в зависимости от субъектного состава: например, между гос-вом и народом в целом (республиканский референдум), между избирателями и органами гос власти ( выборы президента), между избирателями и депутатами (отзыв депутата), между различными гос органами (президент и палата представителей – роспуск палаты и т.д.) и ряд других.

Система КП.

Система КП – это совокупность частей КП и отношения между этими частями (взаимосвязь). Из определения видно, что в системе КП, как и в системе любого объекта 2 аспекта: элементы и структура (отношения, взаимосвязь частей). К элементам системы КП относится: принципы КП, КП нормы и институты КП.

Принципы КП – основополагающие начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Различают общие и специальные принципы. Специальные принципы КП имеют руководящее значение лишь для отдельных норм и институтов КП, а общие – для всех КП норм и институтов. К общим принципам КП можно отнести: принцип народного суверенитета (ст. 3 Конст), принцип разделения властей (ст. 6 Конст), принцип верховенства права (ст. 7 Конст) и т.д.

КП нормы – общеобязательные правила поведения, установленные гос-вом в целях охраны и регулирования определенных общест отнош, входящих в предмет КП, которые обеспечиваются принудительной силой гос-ва. Норма КП обладают общими чертами, присущими нормам КП, а также имеют свои особенности (например, КП нормы регулируют наиболее широкие и существенные обществ отнош, оформляют правовые основы деятельности гос-ва и общества; многие КП нормы имеют общий характер и не являются предоставительно-обязывающими; многие нормы КП обладают учредительным характером; в КП встречаются общерегулятивные нормы (нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели).

Классификация КП норм:

· по характеру обязательности содержащихся в них предписаний (императивные (не допускают отступлений), диспозитивные (допускают регулирование отношений по соглашению сторон) и альтернативные (допускают различные варианты поведения участников отношений.

· По функциональной направленности (регулятивные (направлены на регулирование обществ. отношений), охранительные (представляют собой отдельные запреты).

· По действию во времени (постоянные (неопределенный срок действия), временные (определенный срок действия), исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях) и др.

Институт КП – определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. К институтам КП РБ можно отнести: институт основ конст строя, институт правового статуса личности, институт референдума, институт президентства, институт конст контроля.

Классификация:

1. С точки зрения структуры: простые (унитарные) и комплексные. Простой – не может быть разделен на меньшие по объему. Комплексный – состоят из подинститутов.

2. По содержанию: основ конст строя, основ правового статуса личности, институты избирательного права, президентства, законодат власти…

Источники КП.

Источники КП — это внешние формы выражения КП норм. Источиками КП РБ яв­ляются нормативные правовые акты, которые содержат нормы КП. Нормативный правовой акт — это офиц документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполно­моченного гос органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, со­держащий общеобязательные правила поведения, рассчи­танные на неопределенный круг лиц и неоднократное при­менение (ст. 1 Закона «О нор­мативных правовых актах РБ»).

Источники КП РБ подразделяются:

1) в зависимости от территории действия:

—которые действуют на всей территории РБ(Конст, законы РБ);

—которые действуют на территории адми­нистративно-территориальной единицы (поста­новление местного Совета депутатов о делегирование ка­ких-либо полномочий местному исполнительному и рас­порядительному органу);

2) в зависимости от содержания, конкретного харак­тера регулируемых общественных отношений (Закон «О гражданстве РБ», Закон «О печати и других СМИ»);

3) в зависимости от круга участников КП отношений, на которые эти акты распространяются (положения Избирательного кодекса
РБ распространяются на граждан РБ, а нормы Закона «О беженцах» — на иностр гражд и лиц без граж).

Нормативные правовые акты — источники КП РБ различаются по сво­ей юридической силе.

1) Конституция РБ — Основной за­кон белорусского государства. Является основным источ­ником КП РБ;

2) законы — нормативные правовые акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые обществен­ные отношения. Можно выделить следующие виды зако­нов — источников КП РБ:

—конституц законы —о внесении из­мен и дополн в Конст РБ, законы о введении в действие указанных законов, законы о толковании Конст РБ.

—программные законы - законы об основных направ­лениях внутр и внеш политики РБ, о военной доктрине;

—референдарные законы — законы, приним пу­тем референдума. По своей юрид силе они стоят выше обычных законов: их нельзя отменить или изменить обычным законом;

—обычные законы — регулируют отдельные виды об­щест отношений

3) международные договоры, действующие на территории РБ. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Конст РБ не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конст. К числу международ­ных договоров, являющихся источником КП РБ, можно от­нести Договор о создании Союзного государства Бел и России, заключ в 1999 г.;

4) декреты и указы Президента РБ;

5) постановления палат Нац собрания РБ;

6) постановления Правительства РБ;

7) нормативные акты республиканских органов гос управления;

8)нормативные акты органов местного управления и самоуправления.

Особое место в иерархии нормативных правовых актов занимают заключения Конст Суда РБ, который вправе признать нормативный пра­вовой акт в целом либо его часть неконституционными.


Наши рекомендации