Административные правонарушения в области дорожного движения

Под административным правонарушением в области дорож­ного движения следует понимать посягающее на безопасность дорожного движения, здоровье и законные права граждан, уча­ствующих в дорожном движении, а также на установленный по­рядок использования транспортных средств и порядок управле­ния по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, противоправное, виновное действие либо бездействие физического (а в ряде случаев — и юридического) лица, за которое Кодексом РФ об администра­тивных правонарушениях предусмотрена административная от­ветственность. Данная группа административных правонаруше­ний содержит 36 видов составов, сгруппированных в главе 12 КоАП РФ. Среди них, в частности: управление транспортным средством(1), не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистра­ционных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем(2), не имеющим при себе документов, пред­усмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ); нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сиг­налов (ст. 12.4 КоАП РФ); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП РФ); нарушение правил применения ремней безопасности или мо­тошлемов (ст. 12.6 КоАП РФ); управление транспортным сред­ством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ); управление транспортным сред­ством водителем, находящимся в состоянии опьянения, пере­дача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 КоАП РФ); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ); проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ); на­рушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13 КоАП РФ); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14 КоАП РФ); на­рушение правил расположения транспортного средства на про­езжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП РФ); несоблюдение требований, предписанных дорож­ными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16 КоАП РФ), и др.

Субъектами данных правонарушений в большинстве случаев являются водители транспортных средств, нарушающие те или иные положения единых на территории Российской Федерации Правил дорожного движения, утвержденных Правительством РФ. Отчасти это также должностные лица либо ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.4 «Нарушение правил установки на транспортном сред­стве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов» и ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным сред­ством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством» КоАП РФ, например), либо организующие перевозку людей (ст. 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» КоАП РФ, например). Санкции двух статей КоАП РФ (а именно — ст. 12.33 «Повреж­дение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных со­оружений» и ст. 12.34 «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорож­ных сооружений») в качестве субъекта правонарушения указы­вают и юридических лиц.

Наиболее жесткие санкции в этой группе административных правонарушений для водителей как основной категории субъектов правонарушения (или административный штраф в размере от Ю до 15 минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года, или административный арест на срок до пятнадцати суток) установлены за невыполнение обязанно­сти в связи с дорожно-транспортным происшествием в части оставления водителем в нарушение Правил дорожного движе­ния места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), а также (админи­стративный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда) за управление транспортным средством водителем, на­ходящимся в состоянии опьянения, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опья­нения (ст. 12.8 КоАП РФ). Кроме того, лишение права управ­ления транспортными средствами на различные сроки пред­усмотрено за:

• выезд на сторону проезжей части дороги, предназна­ченную для встречного движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15 КоАП
РФ);

• превышение установленной скорости движения на вели­чину более 60 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ).

В то же время (и это стоит отметить) в КоАП РФ появилась статья (ст. 12.36), позволяющая защитить водителей от произ­вола должностных лиц дорожно-патрульной службы Госавтоин­спекции и иных служб посредством установления администра­тивной ответственности (в виде административного штрафа от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудия совершения и предметов правонарушения) за блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, снятие номер­ных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, получивших в установ­ленном порядке водительские удостоверения, а также за при­менение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер ад­министративного принуждения, не предусмотренных нормами КоАП РФ. остановлена; нарушение порядка объявления выходных данных продукции средства массовой информации (ст. 13.22 КоАП РФ); нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а также материалов теле- и радиопе­редач (ст. 13.23 КоАП РФ); повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ). Причем правоприменительная статистика показывает, что последний вид административного правонару­шения в области связи и информации является самым распро­страненным и, к сожалению, почти «обыденным», хотя и пред­усматривает ответственность в виде административного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Наши рекомендации