Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»
Исполнительная власть | Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов (3578 организаций). |
Законодательная власть | Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации (82 организации). |
Судебная власть | Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (2643 организации). |
Иное | Органы власти не входящие ни в одну из трёх основных ветвей власти (280 организаций, например, Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Российская Академия Наук РФ и т.д.). |
9)
Конституционный строй Российской Федерации определяется Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Глава государства — Президент Российской Федерации. Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. В 1990—1993 существовал пост вице-президента, но указом Президента, а затем Конституцией 1993 г., он был упразднен.
Законодательный (представительный) орган государственной власти (парламент) Российской Федерации — двухпалатное Федеральное Собрание Российской Федерации. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации — верхняя палата и Государственная Дума — нижняя палата.
В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. В 1994—1995 годы действовал выборный Совет Федерации, в 1996—2002 в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001—2002. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее часть депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 4 года.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
О форме правления в России нет единой точки зрения: согласно некоторым исследованиям, Россия — президентская республика, согласно другим — полупрезидентская или суперпрезидентская республика.
В отличие от классической президентской модели (США), в России имеются должности и президента, и премьер-министра. Правительство во главе с премьер-министром подотчетно и президенту, и парламенту.
Однако от классической смешанной модели (Франция) Россию отличает то, что, несмотря на одновременное наличие постов президента и премьер-министра, ответственность правительства перед парламентом носит во многом теоретический характер: президент всегда сохраняет возможность назначить устраивающего его премьер-министра, а во многих случаях и распустить парламент.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Смешанная республика (ошибочно называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.
Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.
Политические партии.
В современной России существует множество различных политических партий и организаций, крупнейшими из которых являются: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Союз правых сил и Партия "Яблоко".
10)
1.Конституционное судопроизводство является одним из видов судопроизводства. Согласно части 2 ст. 118 Конституции РФ 1993 г. «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это, прежде всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.
а) Независимость
В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий: учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
б) Коллегиальность
Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
в) Гласность.
Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
г) Устность разбирательства.
В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Д) Непрерывность судебного заседания.
Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
е) Состязательность и равноправие сторон.
Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
ж) Язык конституционного судопроизводства.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
2. Гражданское судопроизводство. Гражданский процесс – совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Виды гражданского судопроизводства
- исковое производство;
- производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
- особое производство.
Исковое производство – урегулированная нормами гражданского процессуального законодательства деятельность участников процесса при определяющей роли суда по рассмотрению и разрешению споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений.
Производство по делам, возникающих из административно-правовых отношений.
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, являются своеобразной формой судебного контроля над деятельностью органов исполнительной власти: возбуждая дела по жалобам граждан, суд проверяет законность действий административных органов и должностных лиц.
Особое производство – разновидность гражданского судопроизводства, не связанная с разрешением спора о праве.
Главная особенность – отсутствие спора о праве. Соответственно в судопроизводстве по делам особого производства отсутствуют такие правовые институты, как предъявление встречного иска, замена сторон, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и др.
3. Административное судопроизводство.
Указывая на самостоятельность арбитражного процессуального права, исследователи ссылаются обычно на то, что данная отрасль призвана обслуживать систему арбитражных судов, имеющих большое значение для развития экономики, а также на существование отдельных источников арбитражного процессуального права. При этом не оспаривается сходство с гражданским процессуальным правом: оба регулируют правоотношения, возникающие в процессе осуществления правосудия, только разными судами.