Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

По законопроекту административный надзор налагается на две категории бывших заключенных:

1. Отрицательно характеризующихся освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые осуждались к лишению свободы два и более раз.

2. Бывших осужденные тех же категорий, которые после освобождения регулярно совершающих антиобщественные действия, а также те которые систематически употребляют наркотики и алкоголь.

Для бывшего осужденного надзор означает наложение следующих ограничений прав и свобод:

1) запрет посещения определенных мест;

2) запрет покидать свое жилище в определенное время суток;

3) запрет выезда из своего населенного пункта;

4) обязанность до четырех раз в месяц являться в милицию.

Административный контроль – система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Подконтрольное лицо (подконтрольный) – лицо, в отношении которого в соответствии с настоящим Федеральным законом установлен административный контроль.

Задачи административного контроля

Административный контроль устанавливается для предупреждения совершения преступлений со стороны отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и оказания на них воспитательного воздействия.

Административный контроль устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:

1) судимых за особо тяжкие преступления;

2) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и их опасности для общества;

3) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если они после отбытия наказания систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие правонарушения, несмотря на предупреждения органов внутренних дел.

4) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (химическое вещество, исходный компонент или участник промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества).

Основаниями для установления административного контроля являются:

1) приговор суда, вступивший в законную силу, – в отношении лиц, вышеуказанных в пунктах 1 и 4;

2) материалы исправительных учреждений – в отношении лиц, вышеуказанных в пункте 2;

3) материалы органов внутренних дел – в отношении лиц, вышеуказанных в пункте 3.

Срок административного контроля

1. Административный контроль устанавливается за лицом,

освобожденным из мест лишения свободы, на срок от одного года до двух лет, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступления.

2. Срок административного контроля начинается:

1) в отношении лиц, вышеуказанных в пунктах 1, 2 и 4–со дня

освобождения указанного лица от отбывания наказания;

2) в отношении лиц, вышеуказанных в пункте 3 – со дня оглашения

постановления судьи об установлении административного контроля.

3. Срок административного контроля может продлеваться, каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.

Ограничения подконтрольного

1. К подконтрольным лицам могут применяться следующие ограничения:

1) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время, которое не может превышать восьми часов в сутки;

2) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

3) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

4) явка в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

2. При осуществлении административного контроля суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности подконтрольного, его образа жизни и поведения вправе изменять (ослаблять или усиливать) ограничения.

Административный контроль устанавливается

1) в отношении лиц, вышеуказанных в пунктах 1, 2 и 4 - в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по месту нахождения исправительного учреждения по представлению начальника исправительного учреждения;

2) в отношении лиц, вышеуказанных в пункте 3 - в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по месту проживания лица, освобожденного из мест лишения свободы, по представлению начальника

органа внутренних дел.

2. В представлении должны быть указаны ограничения, которые с учетом личности подконтрольного, его образа жизни и поведения рекомендует установить соответственно начальник исправительного учреждения или начальник органа внутренних дел с обоснованием целесообразности таких ограничений. К представлению прилагаются копия приговора суда и материалы, которые свидетельствуют о необходимости установления административного контроля за указанным лицом.

3. В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного контроля, по его ходатайству - адвокат, а также представитель органа, начальник которого внес представление.

4. Судья вправе установить в отношении подконтрольного одно или несколько ограничений.

5. Постановление судьи может быть обжаловано в установленном законом порядке.

6. Постановление судьи направляется для исполнения начальнику органа внутренних дел по месту проживания лица, за которым установлен административный контроль, в отношении лиц вышеуказанных в пунктах 1, 2 и 4 - начальнику исправительного учреждения.

7. Администрация исправительного учреждения направляет постановление судьи для исполнения в орган внутренних дел по выбранному подконтрольным месту проживания в день его освобождения от отбывания наказания.

Порядок прекращения административного контроля

1. Порядок рассмотрения вопроса о досрочном прекращении административного контроля аналогичен порядку его установления;

2. Административный контроль прекращается досрочно, если будет установлено, что подконтрольный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется по месту работы и проживания.

3. Подконтрольный может подать ходатайство о снятии контроля.

4. Административный контроль автоматически прекращается в случаях:

1) погашения или снятия судимости с подконтрольного;

2) истечения срока, на который установлен административный контроль;

3) осуждения подконтрольного к лишению свободы и направления его в места лишения свободы;

4) смерти подконтрольного. Порядок осуществления административного контроля

Административный контроль осуществляется органами внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ

Контроль и надзор за осуществлением административного контроля

1. Контроль за соблюдением порядка административного контроля осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

2. Надзор за соблюдением законодательства РФ об административном контроле осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Права и обязанности органов внутренних дел при осуществлении административного контроля:

1. Сотрудники органов внутренних дел обязаны систематически контролировать поведение подконтрольных лиц, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан, устанавливать местонахождение лиц, уклоняющихся от административного контроля.

2. При осуществлении административного контроля сотрудники органов внутренних дел имеют право:

1) истребовать сведения о поведении подконтрольного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

2) возбуждать ходатайства перед государственными, муниципальными предприятиями и предприятиями иных форм собственности о трудовом и бытовом устройстве подконтрольного;

3) вызывать подконтрольного на беседы в орган внутренних дел; проводить при необходимости такие беседы в присутствии родственников подконтрольного с их согласия;

4) требовать от подконтрольного устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля;

5) посещать жилище подконтрольного.

Права и обязанности подконтрольного

1. Лицо, находящееся под административным контролем, обладает правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законом.

2. Подконтрольный обязан исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан Российской Федерации, не нарушать общественный порядок и соблюдать следующие правила:

1) прибыть в назначенный исправительным учреждением срок в выбранное место проживания и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля;

3) уведомлять сотрудников органа внутренних дел, осуществляющих административный контроль, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам;

4) при выезде по личным делам с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток - зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

5) соблюдать установленные в отношении его ограничения, предусмотренные законом.

ЛИТЕРАТУРА: [5,6,17,14,11]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какова социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания и меры по её обеспечению?

2. Распишите наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, контроль за их поведением

3. Каков административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?

Наши рекомендации