Развитие права России во второй половине XIX в

На основе кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть пореформенного законодательства. Такие же новеллы включались и в Свод законов.

В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. издается периодическое Собрание указаний и распоряжений правительства, издаваемое под контролем Сената. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам, они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться. С 1899 г. появилась новая категория недвижимости – временнозаповедные земли.

Закон давал определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в 10 лет. Также существовали ограничения, налагаемые на право собственности, в том числе «сервитуты».

В 1895 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам.

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю – лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши, незаконнорожденные. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. Законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, «как бы договор», правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». Заключалось много договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа и ссуды (допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества (полного, на вере, на паях).

В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме, доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами были договор запродажи и мировая сделка.

Договора могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием, домашним порядком.

В 1831 г. принимается положение «О найме рабочих для казенных общественных работ», в 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. Ограничивалась продолжительность рабочего времени – не более 11,5 часов в сутки, - использование труда детей и подростков. Начала образовываться фабричная инспекция, которая осуществляла надзор за соблюдением фабричного законодательства.

Быстро развивалось коммерческое законодательство. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности».


89

Принципы и порядок рассмотрения уголовных дел по Уставу уголовного
судопроизводства 1864 г.

Особенности рассмотрения дел:допустимость отвода судей; равенство прав судей и присяжных заседателей; вынесение приговора и определение меры наказа­ния. Стадии уг. процесса:дознание(компетенция полиции); предварительное следствие; подготовительные действия к суду(материалы уг. дела готовили следователи, далее они предъявлялись обвиняемому и переданы прокурору, который составлял обвинительный акт и на­правлял его в судебную палату, палата выносила дела в суд); судебное следствие(оглашения обвинительного заключения, допрос обвиняемого, свидетелей и провер­ка доказательств); вынесение приговора(вынесение приговора и меры наказания); исполнение приговора (приговоры окружных
судов окончательные); пересмотр приговора(обжалование в кассационном по­рядке в Сенате). Сенат и Верховный уголовный суд - выс­шие судебные органы. Поводы для возбуждения уг. дела:жалобы частных лиц; явка с повинной; усмотрение следователя или прокурора.


90

Правовые основы и сущность реформы полиции и политического сыска во второй
половине XIX - начале XX в.

В 1880 г в составе МВД департамент гос-ой полиции, в 1883 Судебный отдел, осуществляющий надзор за полит. делами. В Департаменте находятся: охранные отделения, городские и уездные полицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. С Департаментом связан корпус жандармов, входящий в состав МВД. В состав МВД входило совещание, ведавшее вопросами административной ссылки. Департамент полиции состоял из нескольких делопроизводств, в задачи которых входили: вопросы полит. сыска, работа с заграничной агентурой, негласный надзор. Губернатор контролировал деятельность органов местного управления. Министр юстиции контролировал деятельность органов местного управления, осуществлял подбор кадров. В 1881 Министерство юстиций разрабатывало Уголовное уложение. В гос-ом совете сосредоточивалась работа по кодификации законов.

91

Правовые основы тюремной реформы. Пенитенциарная система Российской
империи во второй половине XIX - начале XX в.

Этапы тюр. Реформы: смягчение наказания заключённым; отмена телесных наказаний для женщин; запрет клейменья. 1879 – главное тюремное управление. Кол-во заключённых росло с каждым годом. В тюрьмах были лица, находившиеся под следствием. Росло кол-во тюрем. Они были переполнены. Направление реформы: увеличение тюрем, улучшение санитарии, воспитательной работы, увеличение трудоиспользования. Трудились 58-60%. Причины: поражение России в Крымской войне.

Наши рекомендации