Общественное движение в России в 60–90-х годах XIX века. Рабочее движение и возникновение российской социал-демократии
Опубликование «положений» 19 февраля 1861 года о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. В статьях Н. П. Огарева в «Колоколе» провозглашалось, что крепостное право вовсе не отменено и что «народ царем обманут». Крестьяне, ожидавшие полной воли, были недовольны переходным состоянием «временно обязанных». В ряде мест произошли волнения, т. к. в среде крестьян возникло убеждение, что «господа спрятали настоящую, цареву волю и предлагают им какую-то подложную». Сильные волнения произошли в с. Бездна Казанской губернии, где войска стреляли в толпу крестьян. Свыше 100 человек было убито и ранено.
Весть об усмирении произвела сильное впечатление на общество. Осенью 1861 года происходили серьезные студенческие волнения в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Стали распространяться революционные воззвания и прокламации «К молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно народу?», «Что нужно делать войску?» Предпринимались шаги и к созданию революционных организаций. Кружок «Великорусс» (1861–1863 годы) и общество «Земля и воля» (1861–1864 годы) ставили своей задачей объединение революционных и оппозиционных сил для натиска на самодержавие. Но надежды революционеров носили стихийный характер, и разрозненные бунты легко подавлялись правительством. Революционно-демократическое движение, не имея социальной опоры, потерпело поражение. В 1862 году правительство переходит в наступление на революционеров. В июле 1862 году по доносу провокатора был арестован Н. Г. Чернышевский. Его обвиняли в составлении прокламации «Барским крестьянам от их благожелателей поклон». Хотя суд не имел весомых доказательств авторства Чернышевского, он был осужден к 14-летней каторге. Репрессиям подверглись: поэт М. Л. Михайлов, публицист Д. И. Писарев, издатель Н. А. Серно-Соловьевич, автор ряда прокалмаций Н. В. Шелгунов, казанский профессор А. П. Щапов. На 4 года был закрыт журнал «Современник».
В 1863–1864 годах произошло восстание в Польше: толчком послужила акция царского правительства, объявившего в январе 1863 года рекрутский набор особо подозреваемых в революционной деятельности лиц. Было создано Временное национальное правительство, сформированы повстанческие отряды. Польские патриоты требовали восстановления государственной независимости Польши в прежних границах. Среди повстанцев не было единства. В начале руководство восстанием было в руках революционно-демократического направления, которое, помимо основного лозунга — национальное освобождение Польши,— выдвигало требование уничтожения помещичьего землевладения. Но затем руководство восстанием захватили сугубо националистические круги, не ставившие задачи решения социальных и демократических проблем и стремившиеся придать восстанию антирусский характер. Восстание лишилось широкой социальной базы в крестьянстве. В 1864 году национальные выступления за независимость Польши и Литвы было подавлено. Царство Польское было переименовано в Привислинский край. На его территории было введено общероссийское административное управление и начался процесс русификации. Однако под влиянием польского восстания царское правительство пошло на социальные уступки в Польше и в западных русских губерниях.
Наиболее ярким выразителем русских национально-патриотических чувств во время польского восстания был московский публицист М. Н. Катков, писавший в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях». А. И. Герцен стал на сторону польского восстания и в «Колоколе» призывал русских офицеров соединиться с поляками и вместе с ними бороться под лозунгом «за нашу и вашу свободу!». В самой России в поддержку польскому восстанию выступили члены кружков «Земля и воля» (Казань, Санкт-Петербург); казанцы намеревались организовать крестьянское движение в Поволжье. «Казанский заговор», однако, был быстро раскрыт правительством, а пять его руководителей преданы военному суду и расстреляны.
В середине 60-х годов XIX века среди русского студенчества возникает несколько новых революционных кружков. Пропагандой революционных идей занимался московский кружок Н. А. Ишутина. Член этого кружка Дмитрий Каракозов совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 года в Петербурге у Летнего сада он стрелял в царя, но промахнулся, был схвачен и повешен; ишутинский кружок был разгромлен. В 1867 году образовался кружок Германа Лопатина с целью просвещения крестьян посредством написанных для них популярных брошюр. В 1868 году кружок был раскрыт, а руководители отправлены в ссылку. В 1868–1869 годах вольнослушателем университета С. Г. Нечаевым был организован нелегальный кружок под названием «Народная расправа». Кружок издал ряд воззваний для распространения среди студенчества. Были созданы две ячейки кружка — в Петербурге и Москве. Нечаев требовал слепого подчинения и проповедовал принцип вседозволенности для достижения своих целей. Он полно и ярко изложил свое политическое кредо в «Катехизисе революционера» (который был одобрен М. Бакуниным). По настоянию Нечаева в Москве был убит член кружка студент И. И. Иванов, отказавшийся подчиняться и принять методы Нечаева. Кружок был раскрыт, Нечаеву удалось скрыться. Но в 1872 году Нечаев был выдан швейцарским правительством русским властям как организатор убийства Иванова. Русское правительство устроило показательный процесс над Нечаевым, чтобы дискредитировать революционно-демократическое движение. Нечаев был заточен в Петропавловскую крепость, где умер в 1882 году. «Нечаевское дело» послужило сюжетом для романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
В 1869 году в Петербурге возникли нелегальные студенческие кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина, ставившие задачи революционной пропаганды среди народа.
Русская радикальная интеллигенция 70-х годов XIX века разделилась по направлениям на «лавристов», или пропагандистов (П. Л. Лавров), «бакунистов», или бунтарей (М. А. Бакунин), заговорщиков (П. Н. Ткачёв). В сочинениях идеологов революционного народничества были разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы. Термин «народник» появился в литературе в середине 60-х годов XIX века. Тогда под народничеством понимали интерес к сторонам жизни народа, стремление познать культуру народа, традиции народного быта и желание облегчить тяготы крестьянства. Как общественное направление оно стало складываться в конце 60-х — начале 70-х годов, когда в народниках сложилось убеждение, что революционный переворот может быть произведен силами самих народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией. Сложилась и доктрина народничества.
Кто же они — идеологи народничества? Петр Лавров (годы жизни — 1823–1900) был сыном богатого псковского помещика. Блестяще окончил Артиллерийскую академию и впоследствии стал ее профессором. В молодости активно участвовал в студенческом движении, а в 1866 году за принадлежность к кружку Ишутина был отправлен в ссылку. В 1868–1869 годах, подписавшись псевдонимом Миртов, напечатал в журнале «Неделя» серию статей под заглавием: «Исторические письма». В них поднял тему о долге интеллигенции перед народом, предложил «формулу прогресса»: «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости». Лавров разделял тезис Бакунина о социальной революции, «которая выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение Бакунина о готовности крестьянства к революции. В 1870 году при содействии Германа Лопатина Лаврову удалось бежать из ссылки за границу. Участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала, издавал журнал «Вперед!». Лавров считался «ветераном революционной теории». М. А. Бакунин (годы жизни — 1814–1876) происходил из семьи тверских дворян и получил блестящее образование. Революционные идеи овладели им еще в 30-х годах. Находясь в 1848–1849 годах за границей, принял активное участие в революционных событиях тех лет в Австрии и Саксонии. Был приговорен к смертной казни. В 1861 году Бакунин бежал из сибирской каторги. В Лондоне сотрудничал с Герценом и Огаревым. В 1864 году вступил в I Интернационал. Создал «Альянс социалистической демократии», не разделявший взгляды Маркса. Был исключен из Интернационала в 1872 году. Считался наиболее видным теоретиком анархизма. Свои идеи изложил в книге «Государственность и анархия» (1873). Бакунин считал источником всех зол «государственность». Любая государственная власть рассматривалась им как «источник эксплуатации и деспотизма». По мнению Бакунина, необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные свободы. Любой форме государства он противопоставлял федерацию самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций. Бакунин доказывал, что «русский мужик» — «социалист по инстинкту», и его не надо агитировать, он готов бунтовать. «Учить народ? — писал он.—Это было бы глупо. Народ сам и лучше нас знает, что ему надо». «Отечеством» Бакунина была «всемирная революция». Петр Ткачев (годы жизни — 1844–1885) считался идеологом «заговорщической» тактики, теоретиком «русского бланкизма» (последователем французского коммуниста-утописта О. Бланки). Ткачев полагал, что революционный переворот в России должен быть произведен не крестьянской революцией, а путем заговора — захвата власти группой революционеров. Эти идеи нашли свое практическое воплощение в тактике «Народной воли».
Массовое «хождение в народ» началось летом 1874 года и было стихийным движением, в котором приняли участие свыше 2 тыс. «пропагандистов». Многие юноши и девушки шли в деревни в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, акушерок, торговцев, разносчиков, чернорабочих, чтобы жить среди народа и пропагандировать свои идеалы. В 1874 году «хождение в народ» потерпело неудачу. Социалистические идеи, которые пропагандировали народники, были чужды крестьянам. Аресту подверглось свыше тысячи человек. В 1877 году состоялся «процесс ста девяносто трех» (193 народника предстали перед царским судом). Уцелевшие от арестов в 1876 году создали организацию «Земля и воля», в которую вошли Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Кравчинский, В. Фигнер, Н. Морозов. Программа предусматривала социалистическую революцию путем восстания и передачи всей земли крестьянам, организацию «мирского самоуправления» при опоре на крестьянские общины. Разочарование в деревенской пропаганде, полицейские преследования привели часть народников к тактике террора. В 1878 году В. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. С. Степняк-Кравчинский убил шефа жандармов генерала Мезенцева. В 1879 году был убит харьковский губернатор князь Кропоткин. Очередной целью террористов было убийство самого Александра II.
В 1879 году, после съездов в Липецке и Воронеже, в организации «Земля и воля» произошел раскол на две группы. «Черный передел» (1879–1881) — группа, относившаяся отрицательно к политическому террору («деревенщики») — во главе с Г. Плехановым, П. Аксельродом и В. Засулич образовали организацию под названием «Черный передел». «Чернопередельцы» вели пропаганду среди крестьян, рабочих, студентов, во флотских экипажах. Указывали, что увлечение террором и отсутствие опоры на массы — ошибка. «Народная воля» (1879–1881) — группа сторонников террора — образовала партию во главе с А. Михайловым, С. Перовской, А. Желябовым, В. Фигнер, Н. Морозовым. Партия требовала созыва всенародного учредительного собрания для осуществления радикально-демократических реформ, в т. ч. для передачи земли народу. Средством для воздействия на правительство к исполнению этого требования партия считала террор. Ставший во главе организации Исполнительный комитет поставил своей прямой задачей цареубийство. Последовал ряд покушений на жизнь императора Александра II. В ноябре 1879 года была предпринята попытка взорвать императорский поезд под Москвой, а в феврале 1880 года одним из членов организации С. Халтуриным был устроен взрыв в Зимнем дворце. Царь остался жив.
Для борьбы с народовольцами правительство учредило верховную распорядительную комиссию с чрезвычайными полномочиями, во главе которой был поставлен граф М. Т. Лорис-Меликов. В своем воззвании «К жителям столицы» (15 февраля 1880 года) он обещал самые строгие меры «для наказания преступных действий» — с одной стороны, а с другой — «оградить интересы “благонамеренного” общества». При этом он надеялся «на поддержку общества», которую рассматривал как «главную силу, могущую содействовать власти». Лорис-Меликов стремился к сближению правительства с «благонамеренными» кругами общества, особенно с органами земского самоуправления. Диктатура Лорис-Меликова получила шутливое название «диктатура сердца». В конце 1880 года правительство закрыло верховную распорядительную комиссию, и граф Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел. В начале 1881 года Лорис-Меликов подготовил план привлечения представителей земского самоуправления к участию в обсуждении проектов реформ, необходимых государству. Утром 1 марта 1881 года император Александр II одобрил и подписал проект Лорис-Меликова (который часто называют «конституцией» Лорис-Меликова). Но через несколько часов после подписания проекта благодаря усилиям Софьи Перовской, возглавившей террор после ареста большинства членов Исполнительного комитета (в т. ч. Желябова), Александр II был убит.
К восстанию, как рассчитывали народовольцы, убийство не привело. Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков были повешены. Последним актом революционной борьбы этой организации явилась неудачная попытка 1 марта 1887 года убить Александра III.
С этого момента активное революционное народничество сходит на нет. Ведущее положение в народническом направлении начали занимать либерально настроенные народники, которые выступали за мирные пути социальных преобразований и были вооружены «теорией малых дел» (Н. К. Михайловский, В. В. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон).
Отмена крепостного права и развитие капитализма в России во второй половине XIX века вызвали к жизни новое явление в социальной жизни — рабочее движение. Рост крупной фабрично-заводской промышленности на начальных стадиях развития капитализма в России (как и в др. европейских странах) сопровождался усиленной эксплуатацией рабочих. Это вызывало недовольство и протесты рабочей массы. Из рабочих стачек наиболее значительные: на Невской бумагопрядильне в мае 1870 года, на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 году, на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 года. Стачка ткачей Морозовской мануфактуры, вызванная высокими и необоснованными штрафами, кончилась победой рабочих: 33 активных участника стачки, преданные суду, были оправданы, требования рабочих были удовлетворены.
В 1882–1886 годах был издан ряд фабричных законов для упорядочения отношений между фабрикантами и рабочими. Вводится фабричная инспекция, в 1885 году появился закон о запрещении ночной работы для подростков и женщин. 3 июня 1886 года, под непосредственным влиянием Морозовской стачки, был издан закон о штрафах (штрафы не должны были достигать свыше трети заработной платы, а штрафные деньги должны были использоваться только на рабочие нужды). В 1897 году правительством принят закон об ограничении рабочего времени (максимальная продолжительность рабочего дня составила 11,5 часа).
Из среды рабочих выделились видные вожаки — Виктор Обнорский, Степан Халтурин, Петр Алексеев, Петр Моисеенко (руководитель Морозовской стачки). Во второй половине 70-х годов XIX века появились рабочие организации. Первая рабочая организация «Южнороссийский союз» была создана в 1875 году в Одессе бывшим студентом, профессиональным революционером Евгением Заславским. Ядро «Союза» составили 50–60 рабочих, разделенных на 6–7 кружков. К ним примыкало до 150–200 (по другим данным — 300) рабочих. Устав «Союза» предусматривал «пропаганду идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов». «Южнороссийский союз» просуществовал недолго. Он был раскрыт полицией (15 руководителей во главе с Заславским преданы суду, состоявшемуся в 1878 году). В 1878 году в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих» во главе с Виктором Обнорским и Степаном Халтуриным. Программой этой организации ставилась задача борьбы за политические свободы и социальное переустройство. «Союз» просуществовал до 1880 года.
В 80–90 годы XIX века в радикальном движении произошли коренные изменения. Многие участники 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел главную силу общественного прогресса в пролетариате. В 1870 году группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала и просила К. Маркса быть ее представителем в Генеральном совете. В то же время глава анархизма М. А. Бакунин вел борьбу с Марксом и его учением в I Интернационале. В 1872 году Г. Д. Лопатин начал перевод на русский язык 1-го тома «Капитала». В 1883 году в Женеве бывшие члены «Черного передела» Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич и др. создали первую марксистскую организацию русских революционеров — группу «Освобождение труда». Основные цели группы: распространение идей марксизма в России, критика народничества, анализ вопросов русской жизни с позиций марксизма. В трудах Г. В. Плеханова «Наши разногласия», «Социализм и политическая борьба» обосновывался вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм, т. к. капиталистические отношения уже утвердились в пореформенной действительности. Основной революционной силой в России вместо крестьянства объявлялся пролетариат. Параллельно с группой «Освобождение труда» возникают и действуют марксистские кружки и группы в самой России: Димитра Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др. Эти кружки вели пропаганду марксизма среди студенческой молодежи и рабочих. Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Л. Мартов (Ю. О. Цедельбаум), Л. Д. Троцкий. В 1895 году был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 году на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (9 делегатов). В своей программе новая партия заявила, что она считает себя «одним из отрядов всемирной армии пролетариата» и ставит своей конечной целью социальную революцию, которая должна осуществлять «замену капиталистических производственных отношений социалистическими».