Период становления социального туризма (1918-1939)
Это туризм межвоенного периода – с 1918 по 1939 г. В этот период начинает свое становление социальный (массовый) туризм. I и II мировые войны, экономическая депрессия 1930-х гг. оказали негативное влияние на развитие туризма, но именно тогда, в период между войнами, начал зарождаться массовый туризм.
Во время экономической депрессии пришло в упадок хозяйство многих стран, в т. ч. и гостиничное хозяйство. В это время в голову швейцарца Г.Дуттвайлера приходит гениальная идея о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. В 1935 г. он создает фирму «Отель-план», которая организовывает дешевые турпоездки. Такие туры имеют успех у массового туриста. С этого момента можно говорить о начале развития т.н. «народного туризма».
А именно в период после II Мировой войны туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме. После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».
На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.
Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства.
Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.
Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Тема 2: «История путешествий и туризма в Беларуси»
Путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с древних времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Как известно из исторических источников, еще в древности наши далекие предки совершали путешествия в другие страны. Так, отряды кривичей в составе дружин киевских князей ходили на Царьград, т.е. в Византийскую империю, что нашло отражение в Лаврентьевской летописи. В сочинении Византийского императора К. Багрянородного 952 г. упоминается прибытие к берегам Босфора и Мраморного моря руссов на судах-однодревках, изготовленных кривичами и любичами. Полоцкая игуменья Ефросинья побывала в Иерусалиме, описав это путешествие, отдельные факты которого использовались при богослужении. По белорусским землям также совершали путешествия как иностранцы, так и подданные Великого княжества Литовского, о чем свидетельствуют отдельные статьи Судебника Казимира IV (1468), защищавшие права иностранных граждан, путешественников и купцов. Юридическая защита путешествующих по Белорусско-литовскому государству была закреплена в основном законе — Статуте Великого княжества Литовского (1566). Были страстными путешественниками многие представители знаменитого рода Великого княжества Литовского Радзивиллов. Они совершали поездки с целью обучения и паломничества, делали щедрые пожертвования в святых местах, а Н.К.Радзивилл (Сиротко) – государственный и военный деятель ВКЛ издал в 1601 году описание своих многочисленных путешествий под названием «Перегринация». Эта книга была переведена на многие европейские языки и выдержала около 20 переизданий как единственный на то время справочник-путеводитель.
Интересны и другие старинные путеводители, редкие книги о Беларуси, в которых собраны исторические данные XVIII – начала XX в. о нашей стране:
1. «Топографические примечания на знатнейшие места путешествия Ее
Императорского Величества в Белорусские наместничества».
Путеводитель по Беларуси для российской императрицы Екатерины ІІ был издан в Санкт-Петербурге в 1780 г. Эта редкая книга – путеводитель по Беларуси, в котором повествуется о культуре, природе, административном устройстве белорусского края.
2. «Полоцк, Витебск и Минск в 20-х годах прошлого века»,
издана в Витебской губернской типолитографии в 1901 г. Известный белорусский историк и краевед А.П.Сапунов издал описания белорусских городов. В книге описываются белорусские города – Полоцк, Витебск и Минск.
3. «От г. Пинска до г. Новогрудка» –
сочинение Стефана Куклина 1869 года издания – это восторженные отзывы о природе Беларуси. Этот текст ассоциируется с песней о белорусском крае.
Таким образом, беларусы и выходцы из Беларуси внесли значительный вклад в историю путешествий.
Развитие туризма как социально-экономического явления в Беларуси начинается с XIX века. До этого времени качественных изменений в структуре потребления населения Беларуси практически не происходило, хотя туризм в современном понимании уже существовал и был представлен двумя формами: поездками с развлекательными целями местной знати и паломничеством. И все же туризм как коллективное явление начинает зарождаться в Беларуси в XIX в., и связано это с массовым появлением такого средства передвижения, как велосипед. Первый велосипед в Беларуси появился в Витебске в 70-х годах; в 1890 г. в городе было уже 12, а в 1894 г. — 70 велосипедистов. Тем не менее, экскурсии и туризм в условиях царской России не стали массовыми, а начавшаяся первая мировая война и оккупация значительной территории Беларуси вообще приостановили этот процесс.
После Октябрьской революции Государственная комиссия по народному просвещению принимает решение о введении в школах прогулок и экскурсий с целью физического воспитания школьников. В 1925 г. в Минске началась подготовка инструкторов физкультуры, владеющих методикой проведения походов и экскурсий, а с 1928 г., с открытием техникума физической культуры в Минске, стали планомерно готовить квалифицированных специалистов по различным видам спорта, в том числе и по туризму.
Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий: курортные, с целью отдыха и лечения; экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями; деловые – для проведения деловых переговоров; научные – для знакомства с достижениями науки. К 1961 г. в республике работало 36 летних туристских оздоровительных лагерей, организованных промышленными предприятиями и высшими учебными заведениями, в которых отдохнули 31 200 человек. В походах выходного дня участвовало 176 628 человек, работало 17 пунктов проката туристского снаряжения. С 1961 г. в республике начинают работать первые клубы туристов. С 1964 г. во всех вузах и техникумах начали создаваться туристские секции, а в крупных институтах образованы клубы туристов. Кафедра физического воспитания и спорта Минского государственного педагогического института им. М. Горького в сентябре 1965 г. приняла решение о введении спортивной специализации по туризму для студентов института. 20 ноября 1966 г. был создан туристский клуб "Горизонт" МГПИ им. М. Горького. Начиная с 1967 г. при турклубе "Горизонт" постоянно действовала школа по подготовке инструкторов пешеходного и лыжного туризма, а также курсы туристских организаторов. Таким образом, "Горизонт" стал первым крупным студенческим туристским клубом, положившим начало широкому развитию туризма и экскурсий в молодежной среде.
Такова история «советского периода» в туристско-экскурсионном бизнесе. А со второй половины 90-х годов начался "цивилизованный" период развития туризма и в Республике Беларусь. В 90-е годы Беларусь вместе с рыночной экономикой позаимствовала у Запада современную туристическую индустрию. То, к чему шел цивилизованный мир веками, мы освоили за считанные годы. После того как страна перестала быть частью социалистического лагеря первые турпоездки (шоп-туры) беларусы совершали в Польшу. С этих туров, пожалуй, и начинался наш туризм. Одними из первых турфирм, начинавших в те годы и успешно работающие в сфере туризма и по сей день были: «Экотур-6», «Виаполь», «Экстратур», «Туссон Вояж», «АлатанТур» и другие.
В 2012 году в Республике Беларусь осуществляли туристическую деятельность 958 организаций, услугами которых воспользовалось более 670 тыс. организованных туристов и 602 тыс. экскурсантов.В сентябре 2012 года состоялся первый съезд экскурсоводов и гидов-переводчиков Беларуси. На территории Республики Беларусь функционируют: 448 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в том числе 74 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 2 дома отдыха, 1 пансионат, 97 баз отдыха, 5 туристско-оздоровительных комплексов, 17 туристических баз, 20 оздоровительных центров.