Назвать современные тенденции в развитии политической власти
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В жизни всего человечества, а также народов, классов, социальных групп и отдельных личностей одно из центральных мест занимает феномен власти и властных отношений. Власть пронизывает все общественные отношения и предопределяет громадное большинство поступков и социальных действий людей. Являясь одним из ключевых явлений в жизни общества, мир власти, как отмечают исследователи, только в русском языке описывается более чем пятью тысячами понятий и категорий. [8, с.3.]
Осознавая важность изучения и понимания феномена власти, люди всегда пытались осмыслить властные отношения, открыть их закономерности и сформулировать законы возникновения, функционирования, развития или разрушения властного комплекса. И хотя многие аспекты власти всё ещё ждут своего исследования и объяснения, человечество уже много достигло в деле создания разнообразных технологий власти и изучении её важнейших сторон.
В литературе существует очень больше разнообразие трактовок власти. Специалисты выделяют следующие основные версии того, что такое власть:
1. Телеологическая версия власти.В рамках данной версии власть определяется как способность её носителей получать намеченные результаты, достигать с помощью определённых средств поставленные цели.
2. Психоаналитическая версия власти.Представители этой версии рассматривают властные отношения с точки зрения индивидуального поведения человека и внутренних механизмов такого поведения. Стремление к власти трактуется психоаналитиками различных направлений как проявление (сублимация) подавленного либидо, представляющего собой определённую психическую энергиючеловека. Обладание властью выполняет здесь функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности человека, подавления его глубинных потенций.
3. Бихевиористская версия власти.Бихевиористы рассматривают власть как особый тип человеческого поведения, при котором одни люди командуют, а другие им подчиняются. В рамках этой версии происходит индивидуализация понимания власти, так как акцентировка делается на исследовании субъективной мотивации властных отношений, на сведении их к взаимодействиям реальных личностей.
4. Инструменталистская версия власти.Инструменталисты определяют власть как возможность использования людьми для достижения своих целей совокупности весьма определённых средств таких, как насилие, манипулирование, авторитет, принуждение и т.п.
5. Структуралистская версия власти.В её рамках власть рассматривается как особого рода отношения между управляющим и управляемым. С точки зрения структуралистов, властные отношения соответствуют ситуации, когда «А» (индивидуум, группа) может заставить «Б» (индивидуума, группу) делать то, что «Б» не мог и не намеревался делать по своей воле.
6. Функционалистская версия власти.Представители функционализма исходят из того положения, что власть - это всего лишь определённый способ самоорганизации человеческих общностей, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека. совместная деятельность многих людей. Общество устроено иерархично, имеет различные управленческие и исполнительские статусы, разнообразные социальные роли и власть в нём связана с занятием людьми руководящих статусов и ролей, позволяющих им воздействовать на других людей при помощи различных норм, позитивных и негативных санкций.
7. Конфликтологическая версия власти.Эта версия сводит власть к способности и возможности её носителей принимать определённые решения по распределению материальных и духовных благ в различных конфликтных ситуациях.[1,с.158; 4,с.102-105.]
В связи с таким многообразием различных трактовок властных отношений, нам необходимо построить синтетическое представление о власти, с одной стороны включающее в себя все позитивные моменты указанных версий, а с другой стороны замещающее их в едином определении.
Построение необходимого нам заместителя начнём с рассмотрения вопроса о возникновении власти и властных отношений.
Для поддержания своего существования всё живое вынуждено вступать с окружающей средой в весьма определённые отношения. Одной из важнейших форм подобных отношений являются отношения активности. В обществе данная активность выступает главным образом в виде преобразования окружающей среды. Это преобразование осуществляется в процессе производства четырёх основных классов продуктов - вещей, организаций, информации и самих людей. Исходя из этого, общество можно представить в виде определённой системы производства, состоящей из четырёх основных подсистем (сфер): сферы материального производства, сферы организационного производства, сферы духовного производства и сферы производства самого человека. [ 7, с.40-41.]
Производство в указанных сферах представляет собой огромное количество различных типов и видов деятельности. Любая деятельность, как совершенно искусственный и неприродный процесс, нуждается для своего нормального функционирования в согласованности действий её участников. Эта согласованность не достигается автоматическим путём и поэтому типичным затруднением, постоянно воспроизводящимся в любой деятельности, выступает несогласованность деятелей по тем или иным вопросам взаимодействия в ходе её осуществления.
Для снятия этого типового и неизбежного затруднения в общественной практике и возник такой феномен как управление деятельностью. Важнейшей функцией управления выступает согласование, упорядочивание и оптимизация взаимодействий участников деятельности. Существование функции управления постоянно порождает социальное неравенство между людьми, при котором одни из них находятся в позиции управленцев, а другие в позиции исполнителей.
В отношениях между управленцами и исполнителями и возникает такой специфический тип социальных отношений как властные отношения, возникает феномен власти. Это связано с тем, что исполнитель в процессе своего функционирования обязан реализовать те нормы, которые предписаны ему управленцем. Реализация предписанных, и по сути своей, чуждых ему норм, существенно ограничивает свободу действий и волеизъявления исполнителя, а поэтому не может осуществляться автоматически. Для того, чтобы исполнитель всё же реализовал норму, довёл дело до конца и необходимо такое специфическое отношение как власть одного субъекта деятельности над другим.
Из этого следует, что власть возникает в мире деятельности как такое социальное отношение, которое проявляется в возможности и праве одного субъекта деятельности (управленца) принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта деятельности (исполнителя).
Власть обладает весьма характерными признаками, позволяющими отличать её от всех других типов общественных отношений. К ним относятся:
· доминирование властной воли;
· монополия на регламентацию поведения;
· наличие норм, правил и санкций в отношениях между управленцами и исполнителями;
· возможность принуждения;
· неравенство позиций субъекта и объекта власти.
Власть в обществе носит устойчивый характер. Она постоянно воспроизводится в достаточно определённых формах, независимо от её конкретных участников. По мнению исследователей, причиной такой устойчивости является то, что власть приобретает институализированный характер, т.е. власть, основанная на социальном неравенстве выступает в форме социального института. [ 6. с.85-86.]
Источниками власти выступают:
· положение в обществе;
· сила;
· богатство;
· организация;
· наличие определённой информации и знаний.
Для своей реализации властные отношения нуждаются в определённых средствах. К ним относят:
· право;
· авторитет;
· насилие;
· принуждение;
· манипуляции;
· традиции; убеждение.
Обобщая всё вышесказанное, введём следующее определение власти.
Власть - это социальное отношение, возникающее в процессе управления деятельностью, принимающее в обществе институализированный характер, выражающееся в способности, праве или возможности одних людей распоряжаться другими людьми, оказывать решающее воздействие на их поведение и судьбы с помощью различного рода средств и имеющее определённые источники своего существования.
Властные отношения в обществе выступают в различных видах. К основным видам власти можно отнести:
· экономическую власть;
· политическую власть;
· духовную власть;
· военную власть;
· правовую власть;
· семейную власть;
· личностную власть.
Для нас наибольший интерес представляет политическая власть. Специалисты отмечают, что понятие «политическая власть» является одним из самых важных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию природы политики и всех её проявлений, позволяет выделить политику из всей совокупности общественных отношений. Это связано с тем, что властные отношения выступают основой политики и политических взаимодействий различных социальных групп и общностей. [2, с.27; 3, с.55.]
Политическая власть, по мнению политологов, является особым видом власти. Её главной отличительной чертой является то, что решения принимаемые субъектом политических властных отношений, становятся обязательными для всех членов общества.
В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства, а именно, неравенство политическое. Это неравенство вызвано тем, что в процессе развития и всё большей дифференциации сфер общественного производства возникает социальная неоднородность общества, появляются классы, социальные слои и группы с разнообразными и зачастую противоположными интересами. Эти интересы заставляют людей бороться между собой, раскалывают общество, вносят в него антагонизмы и социальные конфликты.
Для нормального же функционирования и развития общества необходимо постоянно преодолевать классовый, групповой и индивидуальный эгоизм его членов, устранять неизбежно возникающие центробежные тенденции в деятельности его сфер. Политическое неравенство и призвано обеспечивать этот процесс. Оно позволяет управлять социально-неоднородным обществом.
В основе политического неравенства лежит разделение людей на тех, кто принимает политические решения, осуществляет управление общественными процессами и тех, кто исполняет эти решения. Как указывает в своей статье Г. В. Пушкарёва, равенство всех перед законом (юридическое равенство) не может ликвидировать политическое неравенство. Юридическое равенство устраняет лишь исключительное право каких-либо одних социальных слоёв и групп управлять делами всего общества. Поэтому история человечества - это не история ликвидации политического неравенства, а постоянный поиск и создание всё более эффективных способов его организации, обеспечивающих прогрессивные изменения в жизни общества. [6, с.87.]
Введём следующее определение политической власти:
Политическая власть - это особый вид власти, возникающий в процессе управления социально-неоднородным обществом, выражающийся в возможности, праве и способности представителей различных классов, социальных слоёв и групп выступать от имени всего общества и оказывать решающее воздействие на судьбы и поведение всех его членов с помощью экономических, правовых, силовых, социальных, духовных и иных средств.
Политическая власть обладает следующими неотъемлемыми (атрибутивными) характеристиками:
· наличием единого центра принятия решений;
· обязательностью принятых решений для всякой иной власти;
· обращением ко всем гражданам;
· многообразием средств для реализации своих функций.
Концентрированным выражением политической власти выступает государственная власть. Она представляет собой такую форму политической власти, которая в процессе своего осуществления опирается на организацию и специальный аппарат управления и принуждения.
Политическая власть обладает весьма определённой структурой, позволяющей ей выполнять целый ряд важнейших общественных функций. Их анализу и посвящён второй вопрос нашей темы.