Правовые основы управления иностранными делами
Важнейшими внешними функциями государства, которые реализуются в социально-политической сфере управления, являются поддержание международных политических отношений (т.е. дипломатическая деятельность), осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. При построении отношений с другими странами Российское государство исходит из принципов суверенного равенства, нерушимости границ и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, взаимного отказа от применения силы и мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, взаимовыгодного сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных норм международного права, и заключенных Россией международных договоров.
Управление иностранными делами — это непосредственное осуществление компетентными органами внешнеполитических функций Российской Федерации, повседневное руководство внешнеполитической деятельностью государства, направленной на достижение его целей и задач во взаимоотношениях с другими странами.
Главная цель внешнеполитической деятельности Российской Федерации состоит в создании и обеспечении международных условий, способствующих защите ее государственных интересов, поступательному экономическому развитию, построению подлинно демократического государства, предотвращению международных конфликтов и мирному сосуществованию всех стран. К числу приоритетных направлений внешней политики Российского государства относится налаживание тесного всестороннего сотрудничества со странами СНГ и другими республиками бывшего СССР.
По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой достаточно широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. В силу своей специфики оно обладает политическим характером и является средством осуществления внешних функций Российской Федерации. Именно поэтому важнейшие решения по вопросам внешней политики принимают глава государства — Президент Российской Федерации, а также высшие органы представительной и исполнительной власти — Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею. Как глава государства он принимает меры по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; ведет переговоры с руководителями иностранных государств; подписывает международные договоры Российской Федерации и ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность министра иностранных дел Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации и др.
Важную роль в создании необходимых условий для определения Президентом Российской Федерации основных направлений внутренней и внешней политики государства, принятия им в установленном порядке мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности играют Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики государства и Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации2.
Так, основными задачами Главного управления Президента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики государства являются: разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики; организация и межведомственное согласование в связи с рассмотрением Президентом Российской Федерации вопросов, касающихся отношений с зарубежными странами, подготовкой международных визитов Президента Российской Федерации и визитов иностранных политических деятелей на высшем уровне; взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования внешнеполитических мероприятий Президента Российской Федерации; организация взаимодействия и сотрудничества Администрации Президента Российской Федерации с аппаратами президентов и высших органов исполнительной власти зарубежных стран.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации, а также обязательное рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и пира.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации. В этих целях оно обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению международных договоров; заключает межправительственные соглашения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых позволяет устанавливать отношения с органами и организациями иностранных государств.
Правовыми основами управления иностранными делами являются Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации по вопросам внешней политики, соответствующие указы и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации, положения об органах, непосредственно реализующих внешнеполитические функции государства, нормы международного права, международные договоры и соглашения, заключенные и подписанные Российской Федерацией.