Правотворческий процесс в сфере государственного управления
Одно из важнейших направлений государственной деятельности- правотворчество. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Правотворчество – это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определённых нормативных актов. Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.
Структурное содержание правотворческого процесса складывается из 2-х частей:
1-ая – включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение соответствующей государственной или общественной организации и т .д.),
2-ая – опирается на правовые начала , а точкой отсчёта её функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа.
Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют 2 основные стадии:
1-ая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии имеют подготовительный характер и не влекут правовых последствий.
2-ая – превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер ,это официальное закрепление государственной воли в нормах права.
Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актоы в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.
Правотворческий процесс основывается на определённых принципах, к числу которых можно отнести: демократизм и гласность правотворчества, профессионализм, законность, научный характер, связь с правоприменительной практикой.
Ведущее место среди источников права в РФ выступает нормативно-правовой акт – акт государственных органов, содержащий юридические нормы.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (под правовой нормой понимается общеобязательное государственной предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение).
Административный акт (правовой акт управления) — правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешаюший конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, т.к. в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления. Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, а также гос.органами законодательной и судебной властей.
Правовой акт управления имеет широкую нормативную основу, т.е. порядок издания таких актов установлении в законодательных и иных актах.
Например, Конституция РФ определяет, что Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты, под которыми законодатель понимает решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Глава 7 указанного Закона устанавливает систему муниципальных правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, отмены и приостановления их действия. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению. Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).
Важнейшими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов органами публичного управления, являются: Конституция РФ; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.