Розыск лиц, пропавших без вести
Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых для окружающих неизвестны, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками.
Розыск лиц, пропавших без вести, относится к компетенции ОВД, которые обязаны безотлагательно реагировать на сигналы о безвестном исчезновении граждан. Дежурный по ОВД, получив заявления (сообщения) о безвестном исчезновении человека, регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, независимо от места его последнего нахождения, при этом он не вправе отказать в приеме заявления о безвестном исчезновении человека по мотивам исчезновения на территории, обслуживаемой другим ОВД.
После этого заполняется предусмотренный Инструкцией об организации и тактике розыскной работы ОВД формализованный бланк протокола заявления. С целью проверки заявления (сообщения) проводятся опросы граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего.
Пропавшее лицо проверяется по учетам бюро регистрации несчастных случаев (БРНС), задержанных и арестованных, медицинских вытрезвителей, спецприемников для административно арестованных и приемников-распределителей. О приметах пропавшего ориентируются наряды патрульно-постовой службы, дежурные части соседних ОВД, в том числе на транспорте.
В случае необходимости организуется выезд к последнему месту жительства разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы для выяснения обстоятельств исчезновения, осмотра жилища пропавшего, прилегающей местности и проверки мест его возможного нахождения.
При наличии сведений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни (здоровью), и во всех случаях исчезновения малолетних детей дежурным по ОВД организуются поисково-спасательные работы.
Получив достоверные данные об исчезновении человека с территории, обслуживаемой другим ОВД, необходимые для розыска сведения немедленно передают в ОВД по территориальности телеграфом, а материалы первичной проверки затем высылаются почтой. При безвестном исчезновении лица в пути следования железнодорожным, воздушным, водным транспортом или на объектах обслуживания ОВД на транспорте неотложные действия по розыску осуществляются их дежурными частями. Если в процессе первоначальных розыскных мероприятий будут установлены признаки, дающие основания полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, организуются мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных. К числу таких признаков относятся:
· отсутствие намерений к отъезду и причин для сокрытия от близких родственников, ухода из дома на длительное время;
· отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть либо потерю памяти;
· наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов и вещей, без которых он не может обойтись длительное время;
· наличие длительных и острых конфликтов в семье;
· наличие преступных связей и угроз в адрес исчезнувшего лица;
· наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
· не сообщение либо беспричинно запоздалое сообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы близкими родственниками;
· исчезновение с автотранспортом либо связанное с отторжением собственности, обменом жилья, а также некоторые другие обстоятельства.
Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится ОВД, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее место пребывания (нахождения) разыскиваемого. Это правило распространяется и на лиц, пропавших без вести в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом.
Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установлено иное место последнего пребывания (нахождения) разыскиваемого, розыск может быть перепоручен вышестоящим ОВД соответствующему территориальному подразделению. Перепоручение розыска ОВД другого субъекта РФ осуществляется МВД России. Основанием для заведения розыскного дела на без вести пропавших являются:
· заявление или сообщение о пропавшем без вести;
· заявление об утрате связи с родственниками по прямой линии;
· заявление или сообщение об ушедшем из дома, школы-интерната, детского
· дома, а также бежавшем из приемника-распределителя, специальной школы или
· специального училища несовершеннолетнем;
· заявление или сообщение о психически больном, ушедшем из дома или специального медицинского учреждения, где он содержался.
Розыскные дела не заводятся на лиц, пропавших при очевидных обстоятельствах (при морских, речных, железнодорожных и авиационных катастрофах, при стихийных бедствиях, гибели в водоемах и т.д.), подтвержденных соответствующими документами или показаниями свидетелей, но трупы которых обнаружены не были. Опознавательные карты на этих лиц выставляются в информационные центры в обычном порядке, с отметкой «Без заведения розыскного дела».
Розыск граждан, потерявших связь с родственниками, осуществляет ОВД по месту постоянного жительства заявителей. При изменении заявителем места жительства розыскное дело пересылается в ОВД по новому постоянному месту жительства. Лица, пропавшие без вести при криминальных обстоятельствах, объявляются в федеральный и межгосударственный розыск немедленно, одновременно с заведением розыскного дела. Во всех остальных случаях — по истечении трех месяцев с начала объявления местного розыска.
Лица, пропавшие без вести, могут объявляться в международный розыск в порядке, аналогичном для розыска скрывшихся преступников, если получены данные о выезде разыскиваемого за пределы РФ.
При обнаружении без вести пропавшего или утратившего связь с родственниками, если он совершеннолетний и не является психически больным, ОВД сообщает заявителю лишь при его согласии на это. При обнаружении разыскиваемых несовершеннолетних они доставляются в ближайший центр временной изоляции несовершеннолетних, о чем уведомляется инициатор розыска.
Розыскное дело на без вести пропавшего может быть прекращено, если со времени объявления в розыск прошло 15 лет, а уголовное дело по данному факту не возбуждалось. По истечении 5 лет производство по делу может быть приостановлено по мотивированному постановлению руководителя ОВД. если исчерпаны все возможности для обнаружения без вести пропавшего. При этом учетные документы на лицо и розыскное дело продолжают находиться в картотеках адресного бюро, ИЦ МВД (УВД) субъектов РФ и ГИЦ МВД России в течение 10 лет. Приостановленные дела не учитываются в статистической отчетности как находящиеся в производстве. При вновь открывшихся обстоятельствах розыск возобновляется и розыскное дело ставится на учет.
Розыск потерявших связь с родственниками, как правило, ведется в течение года, однако в отдельных случаях он может быть продлен начальником органа внутренних дел на срок, необходимый для проверки новых данных.
точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскная профилактиканаряду с оперативным поиском и оперативной разработкой является одной из основных форм ОРД. Оперативно-розыскная профилактика - система агентурно-оперативных мероприятий, направленных на предварительную оперативную проверку первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, обнаружению признаков замышляемых и подготовки преступных деяний, установления причастных к ним лиц, допускающих отклонения от нормального поведения.
рамках оперативно-розыскной профилактики достигают и общепрофилактических целей. От конфидентов могут быть получены сведения об условиях, способствующих совершению преступлений в местах исправления и перевоспитания осужденных. Часто вне рамок оперативной разработки источники сообщают о фактах круговой поруки, о проблемах в организации охраны материальных ценностей, нарушении норм нравственности, подогревании враждебных отношений между людьми на национальной и религиозной основе и прочих негативных явлениях, которые способствуют антиобщественному и преступному поведению. Подобная информация не всегда может быть реализована без предварительного документирования и принятия мер к зашифровке ее источников. Лишь после принятия таких мер она может быть использована в методах общей профилактики, которая предполагает:
§ устранение условий, способствующих формированию личности правонарушителя;
§ устранение возможности возникновения острых конфликтных ситуаций, в том числе этнических, в отношениях между осужденными;
§ устранение условий, облегчающих подготовку и совершение преступлений;
§ исключение посягательств на сотрудников администрации.
Структурно оперативно-розыскная профилактика включает в себя оперативно-розыскные меры, обеспечивающие эффективность этих методов, такие как воздействие через негласных источников на членов групп, участников конфликтов, разобщение путем оперативных комбинаций враждующих групп, оперативное прикрытие объектов с целью сорвать планы злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания; невыполнение требований администрации и т.д.
звестны два основных направления, применяемые при изучении осужденных в рамках оперативно-розыскной профилактики. Первое направление - изучение лиц, представляющих оперативный интерес, в целях обнаружения признаков (процесса) развития преступного поведения. Наиболее полную информацию можно получить в ходе ОРМ в среде изучаемых лиц. Здесь нет конкретного объекта, как при оперативной разработке, который требует целевого «прикрепления агента. Поэтому тактически оправданы приемы, направленные на то, чтобы вызвать обмен мнениями, суждениями, знаниями о фактах, которые могут раскрыть системы личностных ценностей, отношений, взглядов, предпочтений, а также свидетельствовать о преступном опыте и даже конкретной преступной деятельности. Содержание суждений по поводу преступности, моральные оценки, взгляды на выбор средств удовлетворения потребностей позволят судить о ценностных ориентациях, планах на ближайшую перспективу, интересах, о представлениях допустимости или недопустимости удовлетворения тех или иных потребностей преступным путем. В среде общения выявляются и такие весьма значимые в структуре мотивации преступного поведения личностные качества, как цинизм, пренебрежение к интересам других людей, агрессивность, безжалостность, ненависть к тем или иным лицам, игнорирование норм права и нравственности.
Сложность заключается в том, как выявить признаки развития преступного поведения в процессе общения с осужденными, когда нет материализованных последствий его преступной деятельности. Эту проблему решают результаты криминологических исследований. Речь идет о признаках, неоднократно проявлявшихся в развитии преступного поведения осужденных. Эти признаки должны систематизироваться по частоте их повторяемости и, следовательно, по степени значимости в развитии преступного поведения. Полученные прогностические оценки должны корректировать задания для источников, ориентируя их на конкретизацию получаемой информации.
Например, выяснить, для какой цели нужны осужденному деньги, источник их приобретения, проявляется ли интерес к состоянию охраны, режима ее функционирования; установить факты поиска единомышленников, проявляющих криминальную активность; уточнить весь набор нравственных характеристик, свидетельствующих об антиобщественной или преступной ориентации.
Второе направление - изучение лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, в целях определения эффективности и корректировки мер индивидуальной профилактики. Это направление обеспечивает взаимодействие различных оперативных аппаратов и делает предметным профилактическое вмешательство самих оперативников.
Корректировка необходима часто потому, что внешние изменения в поведении и образе жизни, наступающие под влиянием профилактических мер, не всегда отражают действительную перестройку в сознании профилактируемых. Требуется проникновение в его внутренний мир, получение достоверной информации о его истинном отношении к мерам воспитательного и административного воздействия, к тем советам и рекомендациям профилактической направленности, которые он получает. Корректировка означает также изменение структуры профилактических мер и режима контроля. Необходимость в этом возникает и при отсутствии положительных сдвигов, и при их констатации. Внося коррективы в систему профилактических мер, можно развить начавшийся успех, закрепить положительные результаты.
Поскольку индивидуально-профилактическое воздействие сталкивается со сложными криминогенными механизмами, в структуре которых преобладают умышленно маскируемые информационные связи, проблема получения информации о результатах профилактических мер решается с применением оперативно-розыскной тактики, что позволяет получать достаточно объективную информацию и преодолевать противоборство криминально активных сил. В изучении осужденных, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, основная роль отводится оперативно-розыскным мерам. Но в отличие от поисковой работы в криминогенной среде, характерной для изучения выявленных лиц, оценка эффективности индивидуально-профилактических мер в большей степени требует сближения источников с конкретными