Формы российского государства в 20 веке

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

6 форма правления — определяет кому принадлежит власть;

7 форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

8 политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

• абсолютная (всевластие главы государства);

• конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

• парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

• президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

• Унитарные

• Федеративные

• Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

• существование одноуровневой системы законодательства;

• подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

• существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

▪ союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

▪ наличие двухуровневой системы государственных органов;

▪ двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

▪ по принципу формирования субъектов:

▪ административно-территориальные;

▪ национально-государственные;

▪ смешанные.

▪ по юридической основе:

▪ договорные;

▪ конституционные;

▪ по равенству статусов:

▪ симметричные;

▪ ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

▪ межгосударственные союзы;

▪ содружества;

▪ сообщества государств.

Территориально-политическое устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Данная категория определяет степень самостоятельности частей государства от центральной власти, то есть уровень централизации и децентрализации.

Долгое время в отечественной правовой науке и в официальных документах при характеристике системы территориально-политического устройства использовался термин «государственное устройство» (Курс советского государственного права / под ред. Б. В. Щетинина, А. Н. Горшенева. М.: Высш. шк., 1971. С. 232; Советское государственное право / под ред. В. С. Основина. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1991. С. 28). Но в общественно-политических науках это понятие означало не только территориальное устройство страны, но и устройство органов государственной власти, общественный строй и т. д. Вследствие этого в последнее десятилетие более адекватным при характеристике территориальной организации государства и системы отношений центральной власти с региональными органами считается понятие «территориально-политическое устройство».

В настоящее время выделяются унитарная и федеративная формы территориально-политического устройства. Унитарное государство – это государство, которое не имеет в своем составе государственно-правовых образований, обладающих политической самостоятельностью. Федеративное государство – это сложное суверенное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.

На форму территориально-политического устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции, национальный состав, система отношений между центральной властью и регионами и др. В развитых демократиях выбор формы территориально-политического устройства, как правило, не связан с национальным составом населения. Поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть как однонациональными, так и многонациональными (Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: НОРМА, 2005. С. 154).

До 1980-х гг. к формам территориально-политического устройства относили конфедерацию. Конфедерацией является международно-правовое объединение суверенных государств, преследующее военные, экономические, политические и другие цели. В настоящее время конфедерацию не рассматривают как форму политико-территориального устройства, так как последнее является характеристикой единого государства. Государства – члены конфедерации продолжают выступать в международно-правовых отношениях в качестве самостоятельных субъектов. С течением времени конфедерация можно стать федеративным государством. Примером может служить Швейцария, ОАЭ. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако элементы конфедерации имеются у таких межгосударственных образований¸ как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств. В 1997 г. было образовано Союзное государство России и Республики Беларусь (Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 7. Ст. 786), которое также имеет элементы конфедерации.

Унитарные государства являются самой распространенной формой территориально-политического устройства. Из 180 государств – членов ООН 159 являются унитарными. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, а их правовой статус определяется центральными органами государственной власти. Именно центральная власть определяет виды и территорию административных единиц.

Унитарное государство обладает рядом характерных черт, к которым относятся: 1) единая система законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти; 2) один основной закон и единая система правовых источников, то есть в регионах отсутствует своя система законодательства; 3) территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; 4) наличие единого гражданства (Чудаков, М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. Мн.: Белорусский дом печати, 1998. С. 318–319).

Унитарные государства по степени самостоятельности местных органов по отношению к центральным делятся на централизованные, относительно централизованные и децентрализованные.

В централизованном унитарном государстве все звенья административно-территориального деления управляются назначаемыми из центра чиновниками, а выборные местные органы либо отсутствуют, либо их роль сильно ограничена (Бутан, Таиланд). В относительно централизованных государствах представители центральных органов исполнительной власти работают параллельно с избираемыми населением представительными органами (Франция). Децентрализованное государство характеризуется отсутствием в административно-территориальных единицах специально назначаемых центральным правительством чиновников, а местное самоуправление и управление осуществляются выбираемыми населением органами и муниципальными чиновниками. Контроль за деятельностью местных органов и должностных лиц осуществляется через центральные министерства (например из территориального подразделения в крупных административно-территориальных единицах) и судебные органы (Великобритания, провинции Канады и др.) (Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. С. Автономов. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. С. 219–220).

По форме унитарные государства можно разделить на простые и сложные. В простых унитарных государствах территория разделена на одинаковые по статусу административно-территориальные единицы. В сложных унитарных государствах могут существовать автономные образования (Италия).

В зарубежных странах в рамках унитарного государства могут существовать более самостоятельные (по сравнению с другими административно-территориальными единицами) по отношению к центральной власти политико-территориальные образования – автономии. Автономия не меняет характер унитарного государства, хотя делает его более децентрализованными.

В большинстве стран, где имеются автономные единицы, они охватывают лишь часть территории государства, отличающуюся спецификой географического положения, национального состава и т. п. (например Аландские острова Финляндии, автономные районы, области и уезды в Китае). В некоторых государствах вся территория поделена на автономные единицы (Италия, Испания, Дания).

В зарубежных странах выделяют административную и политическую автономии. Субъекты политической автономии имеют почти все внешние признаки государства: парламент, правительство, законодательство, символику и т. д. (Шотландия, Фарерские острова, Гренландия). Их статус близок к статусу субъектов федерации, за исключением нескольких черт: они не имеют собственных конституций (хотя может приниматься акт, выполняющий функцию конституции) и их учредительные документы утверждаются общенациональным парламентом. Например статусом политической автономии обладает Северная Ирландия, в которой в соответствии с законом должен действовать двухпалатный парламент. Одна палата парламента выбирается населением, другая – назначается парламентом основного государства – Великобритании. Датские автономии (Гренландия и Фарерские острова) вправе участвовать в международном сотрудничестве самостоятельно при делегировании им соответствующих полномочий. Гренландия вправе назначать своих представителей в дипломатические миссии Дании в тех странах, где у автономии имеются коммерческие интересы (Конституционное право стран Европы / отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 171).

Административно-территориальная автономия создается в связи с особым географическим положением какой-либо территориальной единицы. Например данная территория может представлять собой остров или труднодоступную территорию в горах. У автономий этого вида отсутствует право принимать законы и их статус аналогичен статусу муниципальных образований, но с более широкой компетенцией. К административной автономии относят ряд областей Италии (Сицилия, Сардиния), Азорские острова, остров Мадейра.

В зависимости от причин образования автономных единиц различают национально-территориальную и территориально-историческую автономии. Первый вид автономии представлен территориальными образованиями, отличающимися спецификой этнического состава населения, и является формой решения национального вопроса (автономия КНР). Территориально-историческая автономия обусловлена другими причинами, довольно часто – стремлением осуществить децентрализацию власти.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Выделяются две основные группы политических режимов: демократический и недемократический. Признаками демократического режима является наличие многопартийной системы, при которой оппозиционные политические партии могут свободно осуществлять свою деятельность, проведение свободных выборов, провозглашение и защиту прав и свобод личности, построение системы государственной власти на основе разделения властей, свободу средств массовой информации.

Некоторые авторы выделяют два вида демократического режима: демократический политический режим в наиболее развитой форме и ограниченно демократический политический режим. Демократический политический режим в наиболее развитой форме в настоящее время существует Великобритании, Италии, Швейцарии. Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не в полной мере. Так, в США существует демократический политический режим, но в двенадцати штатах сохраняется запрет на регистрацию Коммунистической партии в качестве легальной политической партии, не получила в достаточной мере поддержки и не вступила в силу поправка, закрепляющая равноправие женщин и мужчин (Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. С. Автономов. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. С. 139–140).

В рамках недемократического политического режима выделяют авторитарный и тоталитарный политические режимы. Авторитарный политический режим иногда называют переходной формой между демократическим и недемократическим режимами. Для авторитарного режима характерно существенное ограничение полномочий либо отсутствие представительных органов, ограничение прав и свобод личности, наличие формальной многопартийности при реальном преобладании правящей партии, ограничение свободы средств массовой информации, но при этом могут существовать независимые от государства средства массовой информации.

Тоталитарным режимом является такая форма осуществления власти, при которой признаки, присущие демократическому режиму, отсутствуют либо их можно применять со знаком «не». В государствах с тоталитарным политическим режимом отсутствует многопартийная система, не проводятся реально свободные выборы, не соблюдаются права и свободы личности и отсутствуют механизмы их защиты, отсутствует демократическое законодательство, независимые средства массовой информации.

Тоталитарный режим имеет несколько разновидностей. Самой крайней его формой является фашисткой режим, который означает полное запрещение любых политических партий, кроме одной господствующей, то есть происходит сращивание аппарата этой партии с государственным аппаратом. В странах с фашистским режимом запрещаются основные права и свободы, применяется политический терроризм для борьбы с противниками. Данный режим был установлен в Греции в период режима «черных полковников» (1967–1974.), период правления Пиночета в Чили (1973–1988).

Монократический режим означает установление власти одного человека или группы лидеров при формальном сохранении атрибутов демократического государства. Но все атрибуты демократии носят несущественный характер. Государств с монократическим режимом много в Африке: Заир, Малави, Габон. Расистские режимы установлены в Южной Родезии и Южно-Африканской Республике и характеризуются принадлежностью власти к представителям одной расы. Диктаторские тирании являются самыми дикими и абсолютно нецивилизованными режимами, при которых действия правителей выходят за рамки человеческого поведения. Эти режимы существовали в Центрально-Африканской империи (режим Бокассы), Экваториальной Гвинее (режим Масиаса Нгуема), Уганде (режим Иди Амина Дада) (Чудаков, М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. Мн.: Белорусский дом печати, 1998. С. 310–312).

Период Форма государственного правления Форма государственного устройства Политический режим
до 1905 года Абсолютная монархия    
1905- февраль 1917 Конституционная монархия    
февраль 1917 – сентябрь 1917 Республика    
октябрь 1917 - 1993 Советская республика    
1993 - сейчас Президентская республика    

РФ сегодня

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Наши рекомендации