Германия
В Германии промышленная революция долгое время сдерживалась раздробленностью страны и наличием многочисленных внутренних таможен. До середины XIX века Германия оставалась аграрной страной; в сельском хозяйстве преобладала крупная помещичья собственность. Крестьяне получили свободу лишь в 1807 году, после разгрома Пруссии Наполеоном. Отсутствие у крестьян земли обусловило дешевизну рабочей силы в Германии, что стимулировало приток в страну английских капиталов. Так же как во Франции, промышленный бум в Германии относится к 1850-70 годам, в это время мощность паровых двигателей возросла в 9 раз; по этому показателю Германия обогнала Францию. Однако в целом, по объему производства Германия в 2,5 раза уступала Англии.
· мануфактуры развиваются слабо, 70 % населения - в с.х.
· специализация регионов (1 место по картофелю и свекле в мире)
промышленный переход в несколько этапов: до 50х годов – текстильная, 60е-70е – тяжелая промышленность, 70е – создание крупных монополий
· 50е-60е – пик промышленного подъема, высока роль государства ( в т.ч. жд – 40 % дорог)
· научные достижения стимулировали развитие промышленности (2 половина века) – 1867 год – Сименс
· расширяется торговля на ярмарках – Лейпцигская;
· 1871 – победа во франко-прусской войне и объединение Германии
Германия значительно позже Англии и Франции вступила на этот путь, т. е. была "молодой" промышленной страной;
Промышленный переворот мог завершиться только после объединения страны, т. е. с созданием централизованного государства;
В отличие от Англии и Франции, Германия начала переворот в тяжелой, а не в легкой промышленности, чтобы быстрее переоснастить, технически перевооружить остальные отрасли; милитаризация к франко-прусской войне!! В преддверии объединения под эгидой Пруссии и сопутствующих этому процессу военных действий Германия нуждалась в широкой сети железных дорог. Одновременно это было развитием промышленной инфраструктуры;
Не имея давно работавших мануфактур капиталистического типа, немцы не имели и устаревшего в физическом и моральном смысле оборудования, сразу создавали новый машинный парк;
В связи с этим у них были очень высокие темпы развития промышленности. За 1850-е гг. прирост промышленной продукции составил 100%, а в 1860-е — 150%;
Развивалось грюндерство — учреждение в короткое время многочисленных акционерных компаний, которое проходило на капиталы помещиков, полученных от выкупных операций;
Велика была роль государства, в том числе в создании военной промышленности. И, наконец, нужно учитывать и менталитет народа, немецкую привычку к организованности, порядку, подчинению. Германия в 1870 г. вышла на третье место в мире по объему промышленного производства после Англии и США, вдвое больше Франции и почти вровень с Англией выплавляла стали. Широко известными стали артиллерийские и сталелитейные заводы Круп-па в Рейнской области. Уже к середине XIX в. в Германии насчитывалось 90 пароходов и 429 паровозов. По мощности паровых двигателей, добыче угля, выплавке чугуна, протяженности железных дорог Германия превзошла Францию.
Скандинавия – нигде инфы нет!!! только то, что происходил переворот в 1870х годах.
Россия
В отличие от стран Запада, в России промышленная революция началась значительно позже. Становление фабричного производства в России относится уже к периоду после отмены крепостного права. До реформы 1861 года развитие промышленности сдерживалось недостатком свободной рабочей силы – большую часть населения страны составляли крепостные, обязанные работать на своих помещиков. В 1859 году производство хлопчатобумажных тканей в России было в 20 раз меньше, чем в Англии; железнодорожное строительство еще только начиналось. В конце XVIII века российская металлургия занимала первое место в мире, но после промышленного переворота Россия более чем десятикратно уступала Англии.
начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах
— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны);
— сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства.
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);
— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).