Публицистическое обозрение
Это один из старейших газетно-журнальных жанров, ставший весьма популярным еще в XIX веке.
Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основанную на рассмотрении определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, картину действительности в форме панорамы жизни общества.
Обозрение представляет собой текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период (ежедневное международное обозрение, ежемесячное театральное обозрение и т. д.). Этот жанр близок к статье и к комментарию. Со статьей его сближает сюжет как движение мысли, а с комментарием – личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но в отличие от этих двух жанров, в обозрении нет фактологического единства: здесь могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает «цепочечно-эпизодический» характер: мысль автора движется как по цепочке от описания и анализа одного эпизода к другому.
Вместе с тем обозрение – это не механическое объединение разрозненных сведений в одном материале, а совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается не изолированно, а в качестве элемента системы, о которой идет речь в обозрении (например, отдельная театральная постановка – элемент театральной жизни города). Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает читателю различную степень «прорисовки» элементов изображения: крупный план, средний, общий. «Крупный план – это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план – описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план – установление взаимосвязи между отдельными фактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий»[69].
Разновидности обозрения многообразны: в СМИ встречаются обозрения нравов, спортивные, театральные, политические, о состоянии дел в науке, военном деле, спорте и т. д.
Обозрение – синкретичный жанр, элементы других жанров в его тексте выступают не как чужеродные вкрапления, а как естественные компоненты структуры.
В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, автор приводит аудиторию к необходимой идее.
В отличие от статьи, где строится система умозаключений, в обозрении аргументами являются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядность, конкретный характер.
А.А. Тертычный считает, что стремление объединить часто разнородные примеры в качестве иллюстрации общей мысли сказывается уже на формулировке заголовков обозрений[70]. Например, они могут звучать так: «Что происходит в большом городе?», «Что радует?», «Победа над собственной трагедией», «Объяснение в любви», «О разрушении и сохранении», «Доверять ищущим» и т.д.
Чтобы понять суть обозреваемых явлений, разобраться в анализируемой ситуации, обозревателю важно в своем тексте ответить на следующие вопросы:
1. Как возникло данное явление (группа явлений), что было его причиной?
2. Какова значимость обозреваемых событий? Как они влияют на разные стороны общественной жизни, на жизнь отдельных граждан или групп? Обычно ответы на эти вопросы и занимают большую часть текста обозрения (если оно является аналитическим выступлением, а не детализированной информационной подборкой).
3. Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуации и что нужно делать в связи с этим? Эти вопросы наиболее трудны для обозревателя. Пытаясь ответить на них, дать прогнозы, обозреватели часто опираются не только на чье-то мнение, и на знание тенденций, закономерностей, которые порождают события, управляют ими. В этом случае журналиста нередко выручает знание развития аналогичных событий, ситуаций в каких-то иных сферах или в прошлом.
Приведем пример обозрения печатных СМИ г. Омска.
Газеты от власти не заметили роста тарифов