Тема 8. Институты государственной власти
В большинстве современных государств структура важнейших органов государственной власти и управления строится в соответствии с идеей о разделении властей, имеющей глубокие исторические корни. Разделение властей – демократический принцип функционирования государственной власти, предполагающий ее общее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Такое деление позволяет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктивно сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль на основе законодательной системы «сдержек и противовесов», препятствующих чьей-либо единоличной монополии на власть, ее опасному сосредоточению в одних руках. Рассматривая институты государственной власти, мы будем опираться прежде всего на схему разделения властей, реализованную в Республике Беларусь, отметив, что при ее разработке были учтены наиболее распространенные мировые политические модели и опыт. В то же время нельзя забывать, что каждое государство обладает своими особенностями построения и функционирования конкретных институтов государственной власти.
Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики уже тогда понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бесконтрольной власти в обществе тех или иных институтов, социальных групп, индивидуумов, о чем можно найти упоминания у Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье и др. авторов.
Рассмотрение названных ветвей государственной власти целесообразно начинать с законодательной, ибо, несмотря на их равенство и независимость в отношениях друг с другом, источником норм права, в соответствии со своим названием, призвана выступать именно она.
Законодательная власть — это система представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Главным органом законодательной власти во многих странах является Парламент. Самый ранний прототип Парламента (англ. parliament, от фр. parler - говорить) появился в Англии еще в XIII в. как орган сословного представительства. В большинстве стран этот важнейший законодательный орган имеет свое особое название (Дума, Сейм, Рада, Бундестаг и т.д.), в Республике Беларусь Парламент представлен как Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее, в соответствии с его классической моделью, из двух палат – т.н. верхней и нижней. Нижняя палата Парламента РБ – Палата представителей, верхняя – Совет Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.
Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет).
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 90 – 105 Конституции Республики Беларусь).
Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Право законодательной инициативы, т.е. вынесения законопроекта на обсуждение Парламента, принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, решения Совета Республики - в форме постановлений.
Суть деятельности Парламента составляет законодательный процесс,который включает в себя:
1) вынесение законопроекта на обсуждение;
2) рассмотрение, анализ и обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) промульгация принятого закона (подписание Президентом);
5) опубликование принятого закона для широкого ознакомления.
Один из самых сложных и долгих этапов, как законодательного процесса, так и общей работы Парламента – всестороннее и скрупулезное рассмотрение законопроекта, связанное прениями и дебатами. Такое рассмотрение проходит при необходимости в несколько периодов – чтений. Всего выделяют 3 чтения. Первое – наиболее принципиальное, изучаются базовые положения законопроекта, затем происходит голосование. Если законопроект одобрен, то он принимается для дальнейшей работы, направляется на согласования, в случае отрицательного результата голосования к нему больше не возвращаются, ибо сама идея законопроекта оказалась непринятой. Второе чтение – доклад лица, ответственного за подготовку законопроекта и голосование по каждой из его статей в отдельности. Третье – обсуждение и голосование в целом по законопроекту со стилистическими поправками (уточнение понятий, устранение двусмысленностей и т.д.). Законопроект принимается при большинстве голосов поддержавших его депутатов.
Исполнительная власть – это система органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивая тем самым исполнительно-распорядительную, управленческую деятельность в рамках осуществления внутренней и внешней политики государства.
Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство. На региональном уровне исполнительно-распорядительные функции выполняют местные исполннтельно-распорядительные органы – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы, которые формируют институты местной власти.
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед избраннымПрезидентом (ст. 106 Конституции Республики Беларусь). Работой Правительства руководит Премьер-министр. Правительство может издавать постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр, как непосредственный руководитель Правительства, в пределах своей компетенции вправе издавать распоряжения.
Основные функции Правительства:
· руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
· разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
· проведение единой государственной политики в области регулирования экономики, социальных отношений, образования, науки и культуры;
· разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
· принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· организация управления государственной собственностью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).
В свою очередь, институт Президентства(от лат. praesidens, букв. – сидящий впереди) среди иных органов государственной власти занимает промежуточное место, т.е. его нельзя формально отнести ни к одной из трех ветвей власти. Президент является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Он является важной фигурой в механизме реализации «системы сдержек и противовесов», предусмотренной в демократическом государстве, выступая арбитром и посредником в конфликтах между всеми другими ветвями власти. В то же время роль Президента значительна в исполнительно-распорядительной сфере через контроль за деятельностью Правительства, а также в законодательной области – через возможность подписания обоснованных декретов и указов, имеющих, как правило, силу закона.
Ключевые политико-идеологические функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаимодействия властных институтов; представительство государственных интересов в системе международных отношений.
Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения с должности закреплены в Главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 79 – 89 Конституции Республики Беларусь). Президент Республики Беларусь избирается непосредственно населением (напрямую) с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (если его поддержало более половины населения от числа включенных в списки для голосования). Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий на терретории Беларуси не менее 10 лет (ценз оседлости). Срок полномочий Президента – пять лет.
Третья ветвь власти, выделяемая на основе принципа разделения властей – судебная власть.
Судебная власть — система государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов, законов, рассматривающая дела и споры, возникшие вследствие конфликтов в обществе.
Структура судебных органов:Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные суды).
Важнейшие задачи судебных органов:защита конституционного строя Республики Беларусь, законных интересов личности, общества и государства.
Основная функция судебной власти— правоохранительная; важнейший способ ее реализации—правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.
Основные принципы правосудия: независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе (обвинение и защита); гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемому права на защиту; презумпция невиновности; недопущение осуждения по одному делу повторно; недопущение сбора документов незаконным путем; обязательность судебных актов для всех организаций и граждан; неприкосновенность судей; возможность обжалования решения суда (апелляция); ответственность суда за судебную ошибку.
Контроль конституционности принимаемых всеми ветвями власти нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).
Главными представителями органов судебной власти выступают: судьи, прокуроры (осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступление, представляют сторону обвинения), следователи (на этапе сбора доказательств и оформления документов для судебного разбирательства), адвокаты (представляют сторону защиты), нотариусы (на этапе составления и заверения документов, имеющих юридическую силу), судебная полиция (охрана), судебная экспертиза, судебные исполнители (на этапе реализации принятого судом решения).
Отдельно необходимо осветить работу органов местного управления и самоуправления,которые имеют важное значение для осуществления политики государства и руководства на региональном, местном, локальном уровне административно-территориальных единиц.
Местное управление и самоуправлениев Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собранияи другие формы прямого участия в государственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель, заместители председателя, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполкома.
Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими Советами депутатов (ст. 55 Конституции Республики Беларусь).
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, 14 отделов, комиссии – административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправленияизбираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания(сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяется законодательством.
В статье 121 Конституции Республики Беларусь закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов- представительных органов, избираемых гражданами: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в рамках, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью, назначение местных референдумов.
В заключение необходимо отметить, что в Республике Беларусь сложилась действенная система органов государственного управления, реализующая важнейшие принципы, заложенные идеей о разделении властей. Данная модель доказала свою работоспособность в период стабилизации социально-политической и экономической ситуации в стране и обладает необходимыми качествами, позволяющими ей совершенствоваться в соответствии с актуальными задачами жизнедеятельности белорусского общества.