Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.
Реализация государственных и групповых интересов в процессе
Институционализации.
Роль институционализации заключается в том, что она является фактором снижения неопределенности и основой для прогнозирования поведения субъектов. Институты предлагают схему действия в тех сферах, где эта схема не существовала и поэтому в ней была неопределенность. Так в процессе институционализации происходит замена спонтанного поведения на предсказуемое, которое ожидается и моделируется. Общество, создавая институты, закрепляет определенные виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными. Далее на этой основе разрабатывается система санкций. Финалом институционализации интересов можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой институционально-ролевой структуры интересов, одобренной большинством участников социально-экономического процесса.
Субъектом институционализации интересов выступает социальная общность, обладающая совместным интересом и стремящаяся к его реализации и защите.
Объект институционализации интересов – это круг проблем, фактов, явлений, затрагивающих интересы тех или иных социальных групп или общества в целом.
Итак, характерные признаки институционализации интересов:
-в основе институционализации лежит процесс согласования интересов; обеспечивается необходимая мера подчинения индивидуальных интересов групповым или общественным, происходит их деиндивидуализация;
- в процессе институционализации интересов социальные практики становятся регулярными, долговременными и обрастают признаками института;
- институционализация интересов обусловливает образование набора норм и правил, задающих контекст существования и взаимодействия субъектов;
- институционализация интересов связывает (интегрирует) социальное поведение носителей интересов, обеспечивает соответствие реальным ожиданиям и развивает силу социального действия (приближение функций институтов реальным интересам);
-институционализация интересов сопровождается созданием организаций и учреждений, обеспечивающих устойчивость функционирования соответствующего института, управление и контроль его деятельности. Одним из критериев степени завершенности процесса институционализации интересов может служить массовое предсказуемое и нормальное поведение носителей интересов в соответствии с институциональными образцами поведения.
Наличие сформированных институтов гражданского общества предполагает, что урегулирование конфликтов интересов происходит с помощью механизмов самого гражданского общества. В тех случаях, когда такие механизмы отсутствуют, гражданское общество только формируется, группы интересов вынужденно обращаются к государству и его структурам, признавая, с одной стороны, их право на вмешательство в дела этих групп, с другой — возможность этих структур выступать в качестве более или менее независимых арбитров. В результате такого обращения к государству степень урегулированности отношений гражданского общества возрастает, происходит дальнейшая политизация групп интересов, развитие институтов гражданского общества замедляется или вообще приостанавливается. Другими словами, стратегическая схема становления институтов гражданского общества предполагает наличие возможности того, что зарождающиеся институты гражданского общества сами создают препятствия для своего развития. Группы интересов, лоббируя свои тактические интересы, конкурируя в их реализации друг с другом, влияя на власть, а иногда и формируя ее, вполне способны замедлить политические процессы, поставив под сомнение реализацию своих собственных стратегических задач.
Три способа представительства интересов бизнеса во власти:
1. Лоббизм. Свои люди у бизнеса в правительстве. Бизнесмен платит, оббист работает-все довольны. Проблема лоббизма в России - не закреплен законодательно, не регулируется. В большинстве стран есть еще и этические кодексы лоббиста, носят рекомендательный характер, но очень толковые, освещаеют этические темы,например, экологии, лоббисты не будут проталкивать темы,которые могут навредить экологии.
2. Финансирование политиков. Менее законный. Но не наказуемо,если бизнесмен спонсирует партию. Подвох может быть в том, что кандидат может тебя кинуть,когда выиграет или же не выиграет вообще.
3. Корпоративизм(функциональное представительство интересов). Как система представительства интересов. Предполагает, что политик представляет интересы не конкретного человека, а определенного соц слоя, или корпорации и пр. Корпорации,соц слои и пр. направляют своих людей в правительство. Но сейчас в мире в основном партии представляют интересы, Корпоративизм мало используется. Примеры Корпоративизма : партия Мусалини. Минусы: исчезаю плюрализм мнений,навязывание,есть только общая идея. Пропадает личность.
76.Стратегия национальной безопасности РФ и особенности её реализации. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России.
"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.
Внутренние угрозы национальной безопасности России
Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:
Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям.
Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения.
Усиление неравномерности экономического развития регионов.Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
Криминализация российского общества. получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними.
Резкое снижение научно-технического потенциала России.сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки,
массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости.
Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;
Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов
на национальной почве.
Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается
устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала
делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;
Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.
Внешние угрозы национальной безопасности России
Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:
- снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений,
например ООН, ОБСЕ;
- снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
- усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
- наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
- повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
- ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
- создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
- территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
- международный терроризм;
- ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные
информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
- активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
- резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано
с системным кризисом оборонного комплекса страны.
Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз,
а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.
77. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: содержание и основные критерии.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику
Обеспечение национальной безопасности России в экономической сфере рассматривается в качестве приоритетного направления политики государства, так как без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
В перечень критериев экономической безопасности РФ согласно этим документам входят:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.
3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.
4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.
5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.
6. Устойчивость финансовой системы.
7. Рациональная структура внешней торговли.
8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.
10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.
11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
78-. Стратегия национальной безопасности РФ и особенности её реализации.
"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.
Основная задача «Стратегии» состояла в формировании и поддержании внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов России.
Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.
Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.
Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.
Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.