Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Их виды
Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности. Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Основные чертыправового акта управления: 1) является разновидностью юридического акта; 2) представляет собой юридический вариант управленческого решения; 3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ; 4) исходит от компетентного субъекта государственного управления; 5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления; 6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата; 7) применяется в определенном процессуальном порядке; 8) издается, как правило, в форме документа; 9) имеет определенную структуру; 10) обеспечивается системой правовых средств; 11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий. Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение: 1) выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления; 2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права; 3) устанавливают правовой статус субъектов административного права; 4) выступают в качестве юридических фактов; 5) служат основанием для издания других актов управления; 6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела; 7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции; 8) могут быть условием действенности других актов.
Виды актов управления. По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела). По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории РФ, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные). По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции. По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др. В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты. По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления. Виды правовых актов управления: 1. По юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные. Всегда содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение. 2. По кругу лиц: 1.акты общего значения: межведомственные акты и внутриведомственные; 2.индивидуальные правоприменительные акты - решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. В основном эти акты порождают, изменяют и прекращают конкретные правоотношения. Индивидуальные акты могут быть: а) правонаделительные, б) оперативно-распорядительные, в) правоохранительные или юрисдикционные. По этому же критерию некоторые авторы выделяют еще 2 вида актов: г) общие акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня); д) смешанные акты, которые одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения. 3. По субъектам, принимающих акты: 1.органов исполнительной власти и должностных лиц (все субъекты ИВ); 2.акты субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и распоряжения ПРФ, постановления судей по делам об административных правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих внутриаппаратное значение); 3. акты общественных организаций, которым делегированы властные полномочия. Деление актов по форме: 1.письменные; 2.устные - приказы в военизированных организациях; 3.иногда конклюдентные действия - знаки дорожного движения, свисток милиционера, светофоры (большинство авторов их не выделяет). Деление актов по функциональной роли: 1.финансовые; 2.методические; 3.кадровые и т.д. Деление актов в зависимости от объема полномочий субъекта власти: 1.Акты, которые принимаются на основе дискреционных полномочий (на усмотрение субъекта власти). Такая свобода предоставляет субъекту выбрать один вариант из нескольких. 2.Акты принимаемые на основе альтернативных полномочий, в основном связаны с вопросом адм. ответственности, применяются тогда, когда субъекту предлагается выбрать один из нескольких ограниченных вариантов. 3. Акты которые принимаемые при отсутствии возможности выбора (назначение пенсии). Различаются акты, принимаемые в зависимости от срока полномочий субъекта: 1.постоянные полномочия; 2.принимаемые на основе временных; 3.делегированных полномочий. В зависимости от даты начала действия: 1.после официального опубликования; 2.с даты, указанной в самом акте; 3.после государственной регистрации.
33. Убеждение как метод государственного управления.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления. Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта. Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса. Средства (способы) убеждения:
· обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
· агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
· пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
· разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
· критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
· осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.