Средневековое государство Индии

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне слож­ным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии мож­но найти некоторые социальные институты, напоминаю­щие феодальные: крупное частное землевладение, эксп­луатация зависимого земледельца с характерной для Ин­дии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже.

V—VII вв. как условный рубеж начала средневековой истории Индии не связаны с кардинальными переменами в политической структуре страны, с возникновением круп­ных империй, как, например, империя Маурьев в древно­сти. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междоусобными войнами, временным возникновением крупных госу­дарств, как, например, империи Харши (VII в.), пришед­шей на смену империи Гуптов (IV—V вв.) и просущество­вавшей всего 40 лет.

В V—VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и ос­ваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результа­те смешения завоевателей с местным населением, находя­щимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов-землевладельцев - раджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. — государство Пратихаров.

Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства — княжества. Так, например, еще в III—IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры — княжество Чалукьев, в IX — княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию.

Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в север­ную часть Индии на рубеже XII—XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных тер­риториях Делийский султанат (1206—1526 гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526—1707 гг.).

Несмотря на политическую децентрализацию, в Ин­дии в V—VII вв. происходили важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части террито­рий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культур­ного самосознания индийцев, которое на протяжении ве­ков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государствен­ного единства.

Общественный строй. Начиная с первых веков новой эры усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом ча­стного землевладения. Факторами, ускоряющими дальней­шее расслоение индийского общества, были углубление имущественной дифференциации среди общинников-крес­тьян, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян. В первых веках новой эры увеличилась, прежде всего за счет пожалований, земель­ная собственность индусских храмов и буддийских монас­тырей. Храмы и монастыри вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работни­ков, рабов.

Следствием многочисленных войн было перераспреде­ление земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами станови­лись этнические и профессиональные группы, кланы вои­нов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимо­сти от первоначального происхождения касты по мере уг­лубления разделения труда "выстраивались" в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономи­ческим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распо­ряжение землей.

Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения, строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, вои­ны-землевладельцы, наконец, полноправные общинники — раджпуты и джайны в ряде областей северной и северо­западной Индии входили в высшие брахманские и кшатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном сословную организа­цию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обед­невших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников. Последняя, самая низшая группа "неприкасаемых" каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимос­ти от полноправных общинников.

Процесс классового расслоения протекал в Индии весь­ма своеобразно. Он характеризовался длительным сохране­нием крайней мозаичности и господствующего, и эксплуа­тируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщинного крес­тьянства из "неприкасаемых" каст применялась в хозяй­ствах как крупных землевладельцев, так и рядовых об­щинников.

Утверждение власти мусульманских правителей при­вело к значительному изменению состава высшей правя­щей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в террито­риальный состав султаната. Некоторые более мелкие ин­дийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выпла­чивать султану дань.

Вся земля султаната объявлялась государственной соб­ственностью. Фактически земля оставалась в руках общин­ников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно боль­шем объеме, чем раньше, и по иной схеме. Все землевла­дельцы облагались налогами в форме хараджа, то есть той же ренты-налога, но немусульмане выплачивали еще по­душную подать джизъю. Оба налога достигали часто поло­вины урожая. Часть государственного неразделенного зе­мельного фонда была приписана непосредственно к казне. Это земли "халисэ", доход с которых шел на содержание самого султана и его двора, государственного аппарата, чиновников, воинов. Другая часть была разделена на слу­жебные наделы "икта" и роздана в условное держание за службу военную, чиновничью и пр. Условное должностное землевладение было и кратковременным и пожизненным, но часто икта передавалась за службу сыну или зятю иктадара. Владельцы икты (иктадары) собирали налоги сами или через своих слуг с пожалованных деревень или облас­тей, присваивая лишь часть налоговых поступлений. Боль­шая часть налогов продолжала идти в фонд государства, которое определяло размеры, форму их изъятия. Наряду с государственной собственностью существовала в султанате и частная собственность (мулък). Своеобразный вид частной собственности составляли земли мусульманских религиоз­ных учреждений вакуфы и наследственные земли мусуль­манских духовных лиц (имамов). Владельцы мульков пла­тили лишь десятину. Это была их привилегия.

Для Делийского султаната были характерны три ярко выраженные тенденции в развитии землевладения: 1) по­степенное превращение земель икта в земли мульк; 2) со­кращение земель халиса за счет расширения двух первых видов земель; 3) увеличение непосредственной доли слу­жилой верхушки в общей сумме ренты-налога, получае­мой с государственных земель. Уже во второй половине XIV в. часть иктадаров приобретает налоговый иммунитет, а икта становится во многих случаях наследственной.

Государственная собственность на землю сохранилась и в Могольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540—1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556—1605 гг.), во­шедшем в историю в качестве великого правителя, отме­нившего, в частности, джизыо с местного населения и чет­ко определившего суммы налогов с каждого района.

Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования (джагира) круп­ным мусульманским военачальникам джагирдарам. Джагирдар был обязан содержать соответствующий величине его джагира и чину отряд войск (от 100 до 5 тыс. воинов), из которых и состоял основной костяк армии правителя. Вла­дельческие права джагирдара или находящегося в зависи­мости от падишаха местного князя-раджи реализовывались в праве взимания налогов с общинников-крестьян и удер­жании определенной их части в свою пользу. Кроме джагиров существовали и владения вассальных индийских кня­зей заминдаров, плативших дань падишаху.

В зависимости от форм эксплуатации земледельца вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти и замиидари. На территории раяти налоги с общинни­ков-крестьян взимались непосредственно через государствен­ный аппарат. Падишах следил за тем, чтобы джагирдары не обладали никакой ни административной, ни самостоятель­ной налоговой властью на своих землях. На территории заминдари налоги собирались самими заминдарами. Заминдар сам устанавливал в соответствии с обычаем размер плате­жей с крестьян и формы их получения. Эти платежи, та­ким образом, носили характер феодальной ренты. К заминдарам — "господам земли" примыкали и так называе­мые первичные заминдары — полноправные общинники, которые были хозяевами собственных участков земли. Эти участки, как правило, сдавались в аренду издольщикам или обрабатывались зависимыми людьми. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, не име­ющей правовой защиты. Практически же арендаторы, не­полноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Арендаторы находились в личной и по­земельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян.

По мере распада Могольской Индии, ослабления по­зиций могольских правителей усиливается власть местных заминдаров — и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система отношений. Иерархия прежних во­енных и гражданских чинов, получающих свою долю при­бавочного крестьянского продукта через налоговый аппа­рат государства, начинает вытесняться иерархией феодаль­ных землевладельцев.

Государственный строй. Центральное управление. Индия VI—XII вв. представляла собой совокупность много­численных государств-княжеств, экономически не связан­ных между собой. В раннеклассовых, так называемых пле­менных государствах сохранялись значительные пережит­ки родоплеменных отношений. К таким государствам отно­сятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу сопле­менников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в результате войн бо­лее крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие — были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложив­шимся административным аппаратом. Во главе таких госу­дарств стояли махараджи — главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаригиад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сбор­щикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Об­щества, как показала история Индии, связанные религи­озно-культурным единством, обнаруживают высокую сте­пень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов.

Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представ­ляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, ко­торые создавались индийским народом в течение тысяче­летий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная лите­ратура и пр.).

Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры на­рода, как индуизм. Это огромное хранилище древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны.

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата — как характер­ная черта средневековой Индии — восполнялись и крепос­тью общинной организации индийского общества, стабиль­ное существование и саморазвитие которой мало зависе­ло от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Определенное государственное единство было достиг­нуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захват­нические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались вначале в со­став государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, полу­чившее название Делийского султаната. В 1229 году Де­лийский султанат был признан багдадским халифом в ка­честве независимого государства. Однако тесная связь пра­вителей Дели с остальным мусульманским миром не пре­рывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI—XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские пра­вители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощ­ный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно дей­ствующего центрального аппарата.

При монархической форме правления в системе орга­нов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государ­ственное управление строилось здесь в соответствии с ис­ламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане долж­ны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246—1265 гг.) сменилось последующим укреплением по­зиций султанов. Мухаммед Туглак (1325—1351 гг.) уже пи­сал на своих монетах: "Султан — тень бога", а основатель империи Моголов Бабур (1526—1530 гг.) присвоил себе зва­ние падишаха, наделенного якобы божественными пра­вами.

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди них была охрана ислама, в том числе поддержание религиозных обрядов и преследование ере­тиков и "лжеучителей". Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеван­ной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости.

Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусуль­манского права, они не могли, однако, не считаться с об­щепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его ос­новная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правитель­ственные ведомства — диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

Военное ведомство, ведущее учет военной силы, чис­ленности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест распо­ложения гарнизонов, занимало особое место в мусульман­ском государственном механизме. Главный интендант и каз­начей этого ведомства осуществлял контроль над выдачей джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состо­яние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство кон­тролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военноплен­ных, податей с покоренного населения.

Особое ведомство располагало сведениями о назначе­нии всех чиновников, о суммах, получаемых ими из госу­дарственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-са-дура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворны­ми сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана был центром политической жизни и управления империи. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кух­ней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просмат­ривал его указы.

Общие черты государственного механизма Делийско­го султаната и Могольской Индии не исключали разли­чий между ними, которые выражались не столько в на­званиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели ус­танавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятеж­ных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на во­енную силу, конфисковывали имущество, непокорных уби­вали. Ислам в его суннитском толковании стал государ­ственной религией, а персидский язык (фарси) — языком

судебного производства. Правление моголов в Индии нача­лось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс "исламизации" правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На поли­тику падишахов стал оказывать определенное влияние ин­дийский город.

Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная "либерали­зация" политического режима, показателями которой мо­гут служить, например, и некоторое ослабление налогово­го тягла, и отмена при Акбаре подушной подати — джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Боль­шое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов.

Так, например, в целях раскола зревшей торгово-ремесленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие дол­жности в административном и налоговом аппарате стали назначаться торговцы, ремесленники и другие "низкорож­денные" лица. Могольские правители были последователя­ми ханифитской' школы, одной из главных отличительных черт и требований которой был учет местных условий в управлении и судопроизводстве.

Местное управление. Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общин­ника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальника­ми пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной еди­ницей оставалась сельская община.

Мусульманские правители ввели новое административ­но-территориальное деление. Делийский султанат был раз­делен на 23 провинции. Крупные провинции делились на гайки (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включающая ряд деревень, и патта — одну-две деревни. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимами). В каждую область назначались также фоуджары — военные начальники, гомашты — сборщики налогов и котвалы — начальники городов.

Наличие полуавтономного механизма общинного са­моуправления во главе с брахманско-кшатрийской вер­хушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчи­нить себе индийские общины, особенно крупные, мусуль­манские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Одна­ко на практике такие административно-налоговые еди­ницы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владе­ниями.

Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) — главы доминирующих каст, хута — главы деревень. Они были не должностными лицами центрально­го аппарата, а представителями общины налогоплательщи­ков в их отношениях с центральной властью. Эти отноше­ния были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передава­лись по наследству и, более того, делились среди наслед­ников. Продолжали существовать и общинные советы — панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне.

Армия. Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоя­щая из мусульман, была основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе. Военный и гражданский чин зави­сел от числа воинов, находящихся под командованием оп­ределенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик — 1 тыс. всадников, хан — 10 тыс. всадников. В Моголь-ской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из за­висимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права.

Суд. Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился спе­циально назначенными главой государства судьями-кадия­ми. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла суще­ствование особых панчаятых судов, которые обладали зна­чительными полномочиями. Они были распорядителями об­щинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, пра­вопорядком.

Наши рекомендации