Выступать в роли главнокомандующего вооруженными силами

Вооруженные силы – это самая важная из вооруженных организаций, существующих в Беларуси.

Вооруженные организации:

  • Внутренние войска МВД;
  • Органы пограничной службы.

Основное назначение вооруженных сил состоит в обеспечении внешней безопасности государства.

Как главнокомандующий, Президент может отдавать приказы всем военнослужащим. Он назначает высшее командование вооруженных сил (начальника генштаба, его заместителя, командующих видами вооруженных сил, например командующего сухопутными войсками). Президент присваивает наиболее важные воинские звания:

1.Генерал-полковник

2.Генерал-лейтенант

3.Генерал-майор

4.Полковник и т. д.

Во время праздничных выступлений на погонах президентской формы изображен герб. Президент имеет такое военное звание, которое получил во время службы. Но, тем не менее, даже в звании прапорщика он может отдавать приказы генералу-полковнику!

Они выражаются в принятии Президентом нормативных правовых актов, то есть состоят в регулировании общественных отношений. Издание Президентом индивидуальных правовых актов к нормотворческим полномочиям не относится. Президент издает такие нормативные правовые акты, как декреты и указы. Посредством своих актов Президент также уполномочен:

ü Отменять акты Правительства;

ü Отменять акты местных исполнительных и распорядительных органов в случае их несоответствия законодательству;

ü Приостанавливать действие актов Местных советов депутатов в случае их несоответствия законодательству.

Нормотворческие полномочия Президента могут пересекаться с другими группами его полномочий, например установление государственных праздников – это и общегосударственное и нормотворческое полномочие.

Полномочиям Президента специально посвящена статья 84 Конституции. Полномочия Президента закреплены в некоторых других статьях, например в статье 119. Все рассмотренные нами полномочия Президента образуют его исключительную компетенцию. Это значит, что Президент не может делегировать данные полномочия другим органам.

Часть 31 статьи 84 гласит, что Президент: «30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами». (можно расширить).

Часть 12 статьи 97 гласит, что: «Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией». (нельзя расширить).

Часть 10 статьи 98 гласит, что: «Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией». (нельзя расширить).

№ 65. Компетенция Президента в законодательном процессе

Президент обладает широкими полномочиями в законодательном процессе:

1)Он входит в число субъектов права законодательной инициативы;

2)В Основном Законе предусматривается, что законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства (ч. 2 ст. 99 Конституции Республики Беларусь);

3)Президент либо по его поручению Правительство может объявить рассмотрение проекта закона срочным (ч. 3 ст. 99 Конституции Республики Беларусь). При объявлении законопроекта срочным Парламент должен рассмотреть его в укороченные сроки: в течение 10 дней со дня его вынесения на рассмотрение;

4)Конституция (ч. 4 ст. 99 Конституции Республики Беларусь) предусматривает право Президента либо, с его согласия, Правительства требовать от палат Парламента голосования в целом за весь внесенный Президентом или Правительством законопроект или его часть при сохранении тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством;

5)Конституция дает Главе государства право урегулировать возникший между Палатой представителей и Советом Республики конфликт по поводу текста проекта закона. Если согласительной комиссией, сформированной на Паритетной основе палатами Парламента для преодоления разногласий, не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение (ч. 5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь);

6)Одним из основных полномочий Президента является его полномочие подписывать принятые палатами Парламента законы (ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь). Если Президент согласен с текстом Закона, он может в течение 14 дней подписать закон. У него есть также возможность не подписывать закон, но если он не был возвращен на повторное рассмотрение, закон считается подписанным;

7)Согласно ч. 7 ст. 100 Конституции Президент имеет право отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу. Право Президента возвращать закон в Парламент является отлагательным (относительным) вето, поскольку оно может быть преодолено Парламентом. Парламент имеет возможность при повторном рассмотрении возвращенного Главой государства закона не согласиться с его доводами и принять закон в старой редакции квалифицированным большинством голосов – не менее 2/3 голосов от полного состава каждой палаты Парламента. Президент имеет право вернуть для повторного голосования не только весь закон, но и отдельные положения закона. До вынесения соответствующего решения палатами Парламента закон подписывается Главой государства за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента (ч. 8 ст. 100 Конституции Республики Беларусь).

№ 66. Акты Президента Республики Беларусь

Президент реализует полномочия в 2 основных формах:

1) Путем фактических и письменно оформленных действий:

· Обращается с посланиями к народу и Парламенту;

· Принимает верительные и отзывные грамоты;

· Ведет международные переговоры;

· Вносит проекты законов на рассмотрение Парламенту;

· Дает поручения и указания подчиненным или подотчетным органам.

2) Посредством издания правовых актов:

Это главная форма реализации президентских полномочий.

Правовой акт Президента – это официальный документ строго определенной формы, подготовка и вступление в силу которого подчинены специальным правилам, издаваемый для осуществления полномочий Президента.

Согласно статье 85 Конституции Беларуси Президент издает 3 вида правовых актов:

· Указы;

· Распоряжения;

· Декреты.

Большинство правовых актов Президента носят индивидуально-правовой характер. Это закономерно, поскольку основным нормотворцем в государстве должен быть Парламент, принимающий законы.

Указы Президента

Это самый массовый вид правовых актов Президента.

Указ Президента – это индивидуальный правовой или нормативный правовой акт, издаваемый Президентом для осуществления большинства своих полномочий.

Существует 2 вида указов Президента:

1. Подконституционные указы

Они издаются непосредственно на основе норм Конституции Беларуси, закрепляющих полномочия Президента. Эти указы не уступают по юридической силе законам. Это связано с тем, что они издаются на основе Конституции Беларуси, а не законов.

Если возникает противоречие между подконституционным указом Президента и законом Парламента, то верховенством обладает или указ или закон в зависимости от того, в компетенцию Президента или Парламента входит регулирование соответствующего вопроса. Например, если указ Президента об установлении государственных праздников входит в противоречие с законом, который также затрагивает государственные праздники, то приоритет следует отдать указу Президента.

2. Подзаконные указы

Как следует из их обозначения они издаются на основе норм законов, предусматривающих полномочия Президента. Речь идет о законах, которые специально не принимаются для предоставления Президенту определенных полномочий, а являются обычными законами, регулирующими отношения в определенной сфере.

Подзаконные указы обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами и должны им соответствовать. Предмет регулирования подзаконных указов отличается от предмета регулирования законов. Подзаконные указы регулируют менее важные отношения.

С 1994 года по настоящее время Президентом издано почти 10.000 указов. Более 70% из них являются индивидуальными правовыми актами. Ежегодно Президент издает около 700 указов. Первый указ был издан 22 июля 1994 года (издал через 2 дня после вступления в должность – назначил на должность Премьер-министра Чигиря).

Распоряжения Президента

Распоряжение Президента – это, как правило, индивидуальный правовой акт, издаваемый Президентом для реализации своих менее существенных полномочий.

С 1994 года Президентом издано более 3.000 распоряжений. Почти все они носят индивидуально-правовой характер. Около 10% распоряжений являются нормативными актами. По своей юридической силе распоряжения Президента уступают его указам.

Президент издает распоряжения по следующим вопросам:

¨ О применении мер поощрения к конкретным лицам (объявление благодарности Президента), не относящихся к государственным наградам. (При награждении государственной наградой издается указ Президента!)

¨ Отказывает лицам в приеме в гражданство Беларуси (Если Президент принимает лицо в гражданство, то издает указ, если отказывает – распоряжение).

В последние годы возникла практика издания Президентом актов под названием директива Президента. К настоящему времени издано 3 директивы. Появление Президентских директив породило среди специалистов дискуссию о природе этих актов. Дело в том, что перечень видом правовых актов Президента, установленный статьей 85 Конституции Беларуси является исчерпывающим, и никаких директив там нет! В 2008 году в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» внесли дополнения и в статью 2 дали определение директиве Президента.

Директива Президента – это указ Президента программного характера для решения проблем, имеющих приоритетное общественное значение.

Изданные на практике директивы действительно являлись реакцией на злободневные проблемы общества. Таким образом, Президентская директива – это не самостоятельный вид его правовых актов, а разновидность указов Президента. Надо полагать, что директивы относятся к подзаконным указам Президента.

Декреты Президента

Это специфический вид правовых актов, нехарактерный для глав большинства государств. Декреты − самый малочисленный вид актов Президента Беларуси. Это вполне объяснимо, если учесть их экстраординарный (особый) характер. Наделение Президента правом издавать декреты явилось одним из главных новшеств, принятых на референдуме в 1996 году. Декреты выступают разрешенной Конституцией формой вторжения Президента в законодательные полномочия Парламента. Посредством указов и распоряжений Президент осуществляет собственные полномочия, а путем издания декретов – полномочия Парламента! Но это разрешено Конституцией Беларуси.

Декрет Президента – это нормативный правовой акт (1), имеющий силу закона (2), регулирующий те же отношения, что и закон (3) и издаваемый Президентом только в случае специально предусмотренных Конституцией Беларуси (4).

Декреты бывают 2 видов:

Делегированные декреты Временные декреты
Они издаются Президентом на основании специально принимаемого Парламентом закона. Данный закон принимается именно для того, чтобы предоставить (делегировать) Президенту полномочия на издание декретов. Поскольку декреты имеют силу закона, то делегируемые таким образом полномочия называются законодательными. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может быть внесен в Палату представителей только сами Президентом. Парламент вправе принять или отклонить внесенный проект закона. Данный закон принимается простым большинством членов каждой палаты (50% + 1голос). Рассматриваемый закон должен определять общественные отношения, полномочия по регулированию которых делегируются Президенту. Кроме того, в Законе должен указываться срок, на который Президенту делегируются полномочия. Делегированные декреты регулируют те же отношения, что и законы, однако часть 2 статьи 101 Конституции Беларуси закрепляет круг вопросов, полномочия по регулированию которых нельзя делегировать Президенту. В течение определенного законом срока, Президент может издать любое число делегированных декретов. В этих декретах разрешается устанавливать иные правила, чем содержащиеся в действующих законах. Следовательно, в случае противоречия, делегированные декреты обладают верховенством над законом. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, изданные им в рамках этого срока декреты не утрачивают силу, а продолжают действовать. Однако с истечением срока Парламент может своими законами вносить изменения в делегированные декреты, признавать их утратившими силу, устанавливать иные правила, чем содержащиеся в декрете. Таким образом, законы, принимаемые по истечении срока, приобретают верховенство над ранее изданным декретом. Следует иметь в виду, что и в рамках срока делегированные декреты не могут противоречить закону, которым Президенту делегированы законодательные полномочия. Ни одного делегированного декрета на практике нет. Такая ситуация объясняется в том числе возможностью издания Президентом декретов второго вида Они отличаются от делегированных декретов основанием издания, поскольку издаются по инициативе самого Президента (или предложению Правительства) непосредственно на основе Конституции Беларуси, но при условии наличия особой необходимости. Конституция не раскрывает понятие «особая необходимость». Видимо под особой необходимостью следует понимать внезапно возникшую острую проблемную ситуацию, для урегулирования которой требуется срочно издать законодательный акт. На практике такая необходимость случается примерно дважды в месяц. С 1996 года издано около 300 временных декретов. В среднем ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы. Конституция Беларуси в данном случае не закрепляет круг вопросов, по которым нельзя издавать временные декреты, что отличается от порядка издания делегированных декретов. Однако Закон «О Президенте Республики Беларусь» гласит, что временные декреты не могут издаваться по тем же вопросам, что и делегированные (но есть исключения). Временные декреты в трехдневный срок со дня их издания должны быть представлены Президентом на рассмотрение нижней палаты парламента. Палата Представителей вправе рассматривать их в течение любого промежутка времени, а затем должна передать их Совету Республики также для рассмотрения. Временные декреты не нуждаются в утверждении (одобрении) со стороны Парламента. Они вступают в силу независимо от факта их рассмотрения Парламентом. Это принципиальный момент, который отличает временные декреты от указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Последние утрачивают силу, если не утверждены Советом Республики. Смысл представления временных декретов в Парламент заключается в праве Парламента отменить данный акт. Если каждая из палат Парламента наберет не менее 2/3 голосов, то временный декрет Президента отменяется. Временные декреты могут устанавливать иные правила, чем содержащиеся в законах. Следовательно, временные декреты в случае противоречия с законами обладают верховенством. Парламент не в праве принимать законы по вопросам, которые отражены во временных декретах. Исходя из своего названия, временные декреты должны действовать в течение определенного срока. Однако Конституция Беларуси ничего не говорит о данном сроке. Оптимальной была бы ситуация, если бы Президент сам устанавливал во временных декретах срок их действия, но обычно на практике этого не происходит.

Подчеркнем, что согласно Конституции Беларуси, декреты Президента имеют силу закона. Это значит, что декреты Президента и законы равны по юридической силе. Однако если между этими актами возникает противоречие, то необходимо отдать приоритет тому или иному виду акта. Как следует из рассмотренного выше материала, чаще верховенством обладают декреты. Тем не менее, приоритет может принадлежать и законам:

1. Применительно к делегированным декретам:

a.Закон о делегировании Президенту законодательных полномочий обладает большей силой, чем изданные на его основе делегированные декреты.

b.С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, вновь принятые законы обладают верховенством над ранее изданными законами.

2. Применительно к временным декретам:

a.Согласно закону «О Президенте Республики Беларусь» Парламент может принимать законы о признании временных декретов утратившими силу, о внесении в них изменений, об установлении иных правил, чем содержащиеся в декретах, если проекты данных законов внесены в Парламент Президентом или с его согласия.

Подытоживая рассмотрение вопроса о правовых актах Президента, сделаем ряд выводов о их юридической силе:

  1. Правовые акты Президента обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, решения республиканских референдумов, международные договоры, ратифицированные Парламентом.
  2. Правовые акты Президента наделены большей юридической силой по отношению к актам Правительства, Национального банка, республиканских органов государственного управления, местных органов власти.
  3. Правовые акты Президента могут не уступать по силе законам (декреты и подконституционные указы) либо обладают меньшей силой по сравнению с законами (подзаконные указы и распоряжения).

№ 67. Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента

Должность Президента считается вакантной в случаях:

Ø отставки Президента;

Ø досрочного освобождения Президента от должности;

Ø смещения Президента; смерти Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений (ст. 11 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением:

Ø государственной измены;

Ø или иного тяжкого преступления.

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь (ст. 12 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может в любое время подать в отставку (статья 87 Конституции). Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

№ 68. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентская неприкосновенность – это особые гарантии, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий в течение срока пребывания в этой должности и непрерывность функционирования данного института.

Конституционное положение об охране чести и достоинства Президента Республики Беларусь конкретизируется в законодательстве. В частности, распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента влечет административную ответственность (ст. 23.33 КоАП).

Уголовным кодексом Беларуси 1999 года впервые в качестве самостоятельных составов сформулированы:

Ø составы клеветы в отношении Президента Республики Беларусь (ст. 367);

Ø оскорбления Президента Республики Беларусь (ст. 368).

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

№ 69. Порядок формирования палат Парламента

Парламент Беларуси называется «Национальное собрание». Национальное собрание Беларуси наделено законодательными полномочиями, а также некоторыми контрольными и кадровыми полномочиями. Национальное собрание принадлежит к первой модели конституционно-правового статуса Парламента. Белорусский Парламент является двухпалатным. Двухпалатное Национальное собрание было образовано в результате внесения дополнений и изменений в Конституцию в результате референдума в 1996 году. По первоначальной редакции действовал однопалатный Верховный Совет.

В Национальном собрании 174 человека. Нижняя палата Национального собрания называется Палата представителей. Верхняя палата – Совет Республики.

Парламент (Национальное собрание) (174 представителя)
Верхняя палата Совет Республики (64 члена)
Нижняя палата Палата представителей (110 депутатов)

Национальное собрание Беларуси избирается сроком на 4 года. Никто не может освободить от должности члена Парламента, кроме лиц, которые его избрали. Тем не менее, Конституция наделяет Президента полномочием досрочно прекращать деятельность Парламента (распускать). Но это возможно лишь в случаях, предусмотренных Конституцией.

Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат.

Срок полномочий Национального собрания – четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва.

Следует отметить, что до 1996 г. Парламент Республики Беларусь был однопалатным, состоял из 260 депутатов, избираемых на 5 лет.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случаях:

· отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;

· выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

· двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

· систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

· прекращения полномочий Совета Республики.

Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:

· систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

· прекращения полномочий Палаты представителей.

Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты Национального собрания не могут быть распущены:

ü в период чрезвычайного или военного положения;

ü в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;

ü в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента Республики Беларусь с должности;

ü в течение года со дня первых заседаний палат.

№ 70. Структура Парламента и его палат, организация деятельности органов палат Парламента

Порядок деятельности Национального собрания определяется Конституцией Республики Беларусь (раздел IV, глава 4), Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь», Регламентом Палаты представителей, Регламентом Совета Республики.

Национальное собрание Республики Беларусь является постоянно действующим органом. Палаты собираются на две очередные сессии в год.

1. Первая сессия открывается 2 октября, ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней;

2. Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более девяноста дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Первая после выборов сессия палат Национального собрания Республики Беларусь созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента Республики Беларусь (ст. 95 Конституции Республики Беларусь).

Сессии палат Национального собрания проводятся в форме пленарных заседаний палат в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания. Заседание палаты Парламента считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 соответственно депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.

Пленарные заседания палат Национального собрания проводятся открыто. Палаты Национального собрания, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.

Совместные заседания палат Национального собрания могут проводиться в случаях:

1.заслушивания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту;

2.проведения парламентских слушаний;

Парламентские слушания – форма деятельности палат Национального собрания, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции палат, в ходе парламентских слушаний могут быть выработаны рекомендации по обсуждаемой проблеме или вопросу, которые принимаются постановлениями палат Национального собрания);

3.вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь;

4.рассмотрение совместных обращений, деклараций и заявлений обеих палат Национального собрания;

5.в иных случаях по решению палат Национального собрания.

Решения о проведении совместных заседаний палат Национального собрания принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики раздельным голосованием. Совместное заседание палат Национального собрания считается правомочным при условии, если на нем присутствуют не менее 2/3 депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от полного состава каждой из палат. Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, принимаются каждой из палат Национального собрания раздельным голосованием в соответствии с регламентами палат.

Руководители палат. Палаты Национального собрания избирают на свой срок полномочий из своего состава председателей палат и их заместителей. Они избираются на раздельных заседаниях тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов от полного состава палаты.

Полномочия председателя палаты Национального собрания:

Ø осуществляет общее руководство палатой Национального собрания;

Ø ведает внутренним распорядком палаты Национального собрания;

Ø ведет заседания палаты Национального собрания;

Ø возглавляет соответственно Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики;

Ø дает поручения постоянным комиссиям, секретариату и иным органам палаты Национального собрания по вопросам, относящимся к их ведению;

Ø подписывает постановления палаты Национального собрания и решения соответственно Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики;

Ø вносит вопросы для рассмотрения соответственно Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики;

Ø представляет палату Национального собрания во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, другой палатой Национального собрания, Правительством Республики Беларусь и иными государственными органами, а также с общественными объединениями, органами и организациями иностранных государств, международными организациями, координирует деятельность палаты Национального собрания с указанными органами, объединениями и организациями;

Ø принимает участие в церемонии принесения Присяги Президентом Республики Беларусь, приведения к присяге судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

Ø направляет и контролирует деятельность секретариата палаты Национального собрания;

Ø издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

Ø отменяет распоряжения заместителя председателя палаты Национального собрания;

Ø осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Внутренними органами Национального собрания являются:

· Совет Палаты представителей;

· Президиум Совета Республики – постоянно действующие коллегиальные органами, подотчетные соответственно Палате представителей и Совету Республики.

Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей и Совета Республики.

В состав Совета Палаты представителей входят:

ü Председатель Палаты представителей;

ü его заместитель;

ü председатели постоянных комиссий Палаты представителей.

Другие депутаты Палаты представителей могут быть избраны в состав Совета Палаты представителей в соответствии с решением Палаты представителей.

В состав Президиума Совета Республики входят:

ü Председатель Совета Республики;

ü его заместитель;

ü председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Полномочия Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики:

Ø организуют работу по подготовке сессий палат Национального собрания;

Ø принимают решения о внесении проектов повестки дня сессий палат Национального собрания на рассмотрение соответствующей палаты;

Ø принимают меры по обеспечению присутствия соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики на пленарных заседаниях палат Национального собрания;

Ø дают поручения секретариатам палат Национального собрания и решают другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий палат;

Ø заслушивают сообщения по вопросам работы постоянных комиссий, иных органов палат Национального собрания;

Ø принимают меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы комиссий и других органов палат Национального собрания;

Ø в случае необходимости вносят предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий палат Национального собрания;

Ø в случае необходимости для подготовки и доработки проектов законов и иных актов создают рабочие группы из числа соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, а также специалистов, ученых;

Ø дают поручения постоянным комиссиям и иным органам палат Национального собрания по вопросам, относящимся к их ведению;

Ø ходатайствуют перед Президентом Республики Беларусь о награждении соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания государственными наградами Республики Беларусь;

Ø принимают решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания;

Ø осуществляют контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики;

Ø принимают решения о направлении соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания в зарубежные командировки, если иное не установлено законодательными актами;

Ø осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Комиссии палат Парламента. Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, избираются постоянные комиссии палат Национального собрания, которые являются постоянно действующими органами палат Национального собрания.

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты данного созыва в составе председателя, заместителей председателя и членов комиссии. В состав постоянной комиссии входит от 5 до 13 депутатов Палаты представителей, в Совете Республики – не менее 8 членов Совета Республики. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязан состоять в одной из постоянных комиссий. В состав постоянных комиссий не могут входить председатели палат Национального собрания и их заместители. В настоящее время в Палате представителей образовано 14 постоянных комиссий, в Совете Республики – 5 постоянных комиссий.

Компетенция постоянных комиссий палат Национального собрания:

· готовят законопроекты к рассмотрению палатами Национального собрания;

· предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к ведению палат Национального собрания;

· осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иным правовым актам, а также по вопросам, отнесённым к компетенции палат Национального собрания;

· по поручению председателей палат Национального собрания, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных правовых актов;

· рассматривают письменные обращения граждан и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;

· организуют проведение парламентских слушаний;

· создают рабочие группы из числа членов комиссии, других депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, а также представителей государственных органов и организаций, общественных объединений, научных учреждений;

· привлекают к своей работе экспертов, назначают независимую экспертизу законопроектов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссий;

· запрашивают у государственных органов и организаций, должностных лиц официальные документы, информационные и иные материалы, необходимые для деятельности комиссии;

· приглашают для участия в предварительном рассмотрении законопроектов, других вопросов, отнесенных к компетенции палат Национального собрания, представителей государственных органов и организаций, общественных объединений и научных учреждений;

· осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В палатах Парламента при необходимости создаются следственные, ревизионные и иные временные комиссии. Временные комиссии вправе запрашивать документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные комиссиям полномочия в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь. Временные комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно по решениям палат Национального собрания.

Депутатские группы. Депутаты Палаты представителей для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее 10 депутатов Палаты представителей. В Совете Республики депутатские группы не создаются.

Формы деятельности палат Национального собрания.Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, иных органов Палаты представителей, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах. Работа Совета Республики осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, иных органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах.

№ 71. Компетенция Палаты представителей Парламента

Это нижняя палата Национального собрания, формируемая путем прямых выборов. Палата представителей состоит из 110 депутатов. Депутатом Палаты может быть лицо, достигшее 21 года.

Система палаты такова:

Ø Председатель палаты;

Ø его заместитель;

Ø постоянные комиссии палат.

Председатель Палаты представителей и его заместитель избираются самой Палатой. Каждый депутат, кроме председателя палаты и его заместителя, входит в ту или иную постоянную комиссию.

Постоянные комиссии – это внутренние органы палаты, которые специализируются на рассмотрении законопроектов в определенных сферах общества.

По общему правилу, установленному Конституцией, депутаты осуществляют свои полномочия в Палате представителей на профессиональной основе. Это значит, что депутатская деятельность должна быть для них основным родом занятий. Однако возможны исключения, например депутат палаты может одновременно являться членом Правительства.

Полномочия Палаты представителей:

1. Законодательные. Палата представителей рассматривает и принимает проекты законов, однако законодательная деятельность осуществляется Палатой представителей совместно с Советом республики. По общему правилу законопроект не может стать законом, если он не одобрен верхней палатой.

Контрольные.

a. по отношению к Президенту.

ü Совместно с Советом республики Палата представителей может отменить временный декрет Президента;

ü Совместно с Советом Республики вправе сместить Президента с должности за совершение тяжкого преступления либо досрочно освободить его от должности по состоянию здоровья.

b. по отношению к Правительству.

ü Палата Представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству;

ü Вправе отказать ему в доверии;

ü Рассматривает программу деятельности Правительства и может одобрить ее либо отклонить. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

Кадровые.

ü Палата представителей дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра.

Кроме названных полномочий Палата представителей наделена Конституцией и некоторыми другими полномочиями:

1.Назначает выборы Президента;

2.Вправе обратиться в Конституционный суд с предложением о проверке любого нормативного акта на предмет соответствия Конституции.

Подчеркнем, что последняя часть статьи 97 Конституции не допускает возможности расширения конституционных полномочий Палаты представителей. В законах нельзя предусматривать полномочия Палаты, не отраженные в Конституции.

Конституция предусматривает возможность роспуска, то есть досрочного прекращения полномочий Палаты Представителей. Правом роспуска палаты наделен только Президент.

Он может распустить палату по одному из 5 оснований:

1.Систематическое или грубое нарушение палатами Конституции. Для роспуска в данном случае необходимо заключение Конституционного суда

2.При выражении вотума недоверия Правительством;

3.При отказе в доверии Правительству;

4.Если палата дважды отказала Президенту в даче согласия на назначение Премьер-министра;

5.Если распущена верхняя палата Парламента.

№ 72. Компетенция Совета Республики Беларусь

Это верхняя палата Национального собрания, формируемая путем косвенных выборов и назначений. В Совете республики 64 человека. Членом Совета республики может быть лицо, достигшее 30 лет и прожившее в соответствующей области или в городе Минске не менее 5 лет. Члены Совета республики могут осуществлять свои полномочия на профессиональной основе либо не порывая с производственной или служебной деятельностью. На практике большинство членов верхней палаты наряду с парламентской деятельностью работают в других органах, организациях. Например, членами Совета республики являются председатели областных, Мингорисполкома. Необходимо обратить внимание, что парламентарии, входящие в верхнюю палату, называются не депутатами, а «членами Совета республики». Это связано с тем, что они не избираются народом непосредственно.

В классическом подходе белорусской Конституции депутат – это лицо, избранное народом.

Система Совета Республики такова:

Ø Председатель палаты (с недавнего времени им является Анатолий Рубинов);

Ø Заместитель председателя;

Ø постоянные комиссии Совета Республики.

Председатель верхней палаты и его заместитель избираются самой палатой из числа ее членов.

Яркой особенностью Совета республики выступает порядок его формирования:

56 членов Совета республики избираются от областей и города Минска депутатами местных Советов депутатов базового уровня. А от каждой области должно быть избрано по 8 членов Совета Республики. Президент также назначает 8 членов этой палаты.

ü За членов Совета республики, избираемых от области, голосуют депутаты районных и городских (городов областного подчинения) советов депутатов.

ü За членов Совета республики, избираемых от Минска, голосуют депутаты Мингорсовета. Дело в том, что Мингорсовет обладает правами совета депутатов областного и базового уровней.

Совет республики наделен следующими видами полномочий:

1. Законодательные. Совет Республики одобряет или отклоняет проекты законов, принятые Палатой представителей. Законодательные полномочия обеих палат впринципе равны, но Конституция предусматривает один случай, когда Палата представителей обладает преимуществом по отношению к Совету республики:

a.если палатам не удалость преодолеть разногласия по законопроекту, Президент или по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы окончательное решение по проекту закона приняла Палата представителей.

2. Контрольные:

Наши рекомендации