Суд, стороны и иные участники судебного разбирательства; их процессуальное положение
Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства являются, прежде всего, суд, а также участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и стороны защиты: государственный или частный обвинитель, подсудимый, его защитник (по делам несовершеннолетних - и (или) законный представитель), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Процессуальное положение всех участников уголовного судопроизводства, в том числе названных здесь, в целом было охарактеризовано выше (см. гл. 4 учебника).
Вместе с тем процессуальное положение каждого из этих субъектов в стадии судебного разбирательства имеет свои особенности.
Центральной фигурой на данной стадии процесса, как и на всех других его судебных стадиях, по праву является суд, наделенный Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) полномочием осуществлять судебную власть посредством уголовного судопроизводства. В соответствии с этим суд обладает широкими полномочиями не только по принятию итоговых решений (обычно приговоров, обвинительных или оправдательных), но и по совершению многих других процессуальных действий, связанных с производством по делу. Он откладывает разбирательство дела или приостанавливает его (ст. 253 УПК), прекращает при наличии законных оснований (ст. 254 и ч. 8 ст. 302 УПК), избирает, изменяет или отменяет меру пресечения подсудимому (ст. 255 УПК), допускает или не допускает заинтересованных лиц к участию в судебном разбирательстве, определяет допустимость или недопустимость представляемых материалов в качестве судебных доказательств и т.д.
По вопросам, разрешаемым судом во время судебного заседания, выносятся определения или постановления, которые оглашаются в судебном заседании. Решения о возвращении уголовного дела прокурору (в соответствии со ст. 237 УПК), о прекращении дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о продлении срока содержания подсудимого под стражей, об отводах, а также о назначении судебной экспертизы выносятся в совещательной комнате и излагаются в виде отдельного процессуального документа. Все иные определения или постановления могут выноситься в зале судебного заседания и заносятся в протокол (ст. 256 УПК).
Особое место среди полномочий суда в рассматриваемой стадии производства занимает его функция процессуального руководства судебным заседанием. Ее реализация, в конечном счете, имеет целью обеспечить эффективное, целеустремленное управление всем ходом разбирательства дела, принятие всех предусмотренных законом мер к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины, устранять из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу. И хотя в новом УПК об этом прямо и не сказано, без этого, как отмечено выше (см. § 2 гл. 4 учебника) невозможно ограждение личности от незаконного и необоснованного осуждения, невозможно назначение виновным справедливого наказания, как того требует ст. 6 УПК.
Осуществление функции процессуального руководства возлагается, прежде всего, на председательствующего, которым при коллегиальном составе суда является один из судей. Председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон (ст. 243 УПК). Он же разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК, обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания. С помощью судебного пристава председательствующий добивается соблюдения в зале судебного заседания надлежащего порядка всеми присутствующими лицами. При этом к нарушителям порядка могут приниматься меры воздействия, предусмотренные ст. 258 УПК. Возражения любого участника судебного разбирательства против действий председательствующего подлежат занесению в протокол судебного заседания.
В связи с характеристикой роли суда в судебном разбирательстве важно иметь представление о таком участнике уголовного судопроизводства, каким является секретарь судебного заседания. Как отмечено выше, о нем в главах УПК, специально посвященных участникам уголовного судопроизводства, нет даже упоминания. Между тем на него возложены важные процессуальные функции, связанные прежде всего с ведением протокола судебного разбирательства и решением иных ответственных задач, содействующих созданию нормальных условий для эффективного проведения заседаний (своевременный вызов свидетелей и иных лиц, выяснение причин их неявки и т.п.).
Протокол судебного заседания - один из весьма важных процессуальных документов, в котором подлежит фиксации все, что происходило в ходе разбирательства уголовного дела от момента открытия судебного заседания вплоть до момента провозглашения приговора. Он может быть написан от руки, напечатан на машинке или изготовлен с использованием компьютера. В целях обеспечения полноты фиксации всего происходившего при разбирательстве дела могут применяться стенографирование, а также технические средства, дополняющие протокол или стенограмму. Полученные в ходе применения технических средств материалы прилагаются к стенограмме или протоколу.
Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. В ходе судебного заседания он может изготавливаться по частям, с которыми по мере их изготовления сторонам по их ходатайствам предоставляется право на ознакомление.
В течение пяти суток с момента изготовления и подписания всего протокола стороны по их письменным ходатайствам могут иметь право ознакомиться с ним и в течение трех суток после ознакомления принести на него свои замечания. При этом ч. 8 ст. 259 УПК допускает возможность получения участником судебного разбирательства по его ходатайству копии протокола, изготовленной за его счет.
С замечаниями обязан незамедлительно ознакомиться председательствующий и своим постановлением удостоверить или отклонить их правильность (ч. 2 и 3 ст. 260 УПК). По ходатайству и в части, касающейся их показаний, ознакомление с протоколом может быть предоставлено и иным участникам процесса.
Заметная роль в обеспечении условий для успешного разбирательства уголовных дел принадлежит и судебным приставам. На них возлагается при тесном сотрудничестве с председательствующим судьей обеспечение порядка в судебном заседании. Требования судебного пристава по обеспечению порядка обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК).
Государственный обвинитель - это прежде всего прокурор, который, как отмечалось выше (см. § 3.1 гл. 4 учебника), обладает широкими процессуальными полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В ходе судебного разбирательства ему отведена роль должностного лица, которое от имени государства поддерживает обвинение, выдвинутое против подсудимого.
По всем уголовным делам участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно (ч. 1 ст. 146 УПК). По делам частного обвинения его поддерживает потерпевший. Государственное обвинение поддерживает прокурор (о круге лиц, считающихся прокурорами, см. § 3.1 гл. 4 учебника). В случаях, когда этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов, прокурор вправе предъявить или поддерживать заявленный по уголовному делу гражданский иск. Если предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения от имени государства дознавателю либо следователю, производившему по данному делу дознание (ч. 4. ст. 37 УПК). По сложным и важным делам государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.
По закону прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде, занимает положение одной из сторон. В силу предписаний ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 244 УПК у него равные права с теми, которыми наделяются другие стороны судебного разбирательства (подсудимый, его защитник, потерпевший и т.д.). Никакими преимуществами при отстаивании своей позиции перед судом он не наделен.
Осуществляя уголовное преследование или поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор выступает во имя торжества права, правосудия, законности и справедливости, что обязывает его быть объективным, беспристрастным и справедливым, а значит - подчиняющим все свои действия в ходе собирания, проверки, оценки и представления суду доказательств целям установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 85 УПК), т.е. установлению истины по делу, вынесению по нему судом законного, обоснованного и справедливого решения. Потому, придя на основе имеющихся по делу доказательств к убеждению в невиновности или в меньшей виновности подсудимого по сравнению с предъявленным ему обвинением, прокурор не только вправе, но и обязан высказать и обосновать перед судом это свое убеждение в форме мотивированного полного или частичного отказа от обвинения. Аналогично в подобной ситуации должен поступить также следователь или дознаватель, выступающий по поручению прокурора в качестве государственного обвинителя.
Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения по действующему УПК (ч. 7 ст. 246) является обстоятельством, в силу которого суд безусловно и беспрекословно обязан прекратить дело или уголовное преследование полностью или в соответствующей его части, причем сделать это он должен со ссылкой на одно из реабилитирующих оснований. Таким образом суд в соответствии с предписанием ч. 1 ст. 239 УПК обязан поступить и на стадии подготовки дела к судебному заседанию, т.е. задолго до исследования и оценки всей совокупности доказательств в ходе судебного разбирательства*(309). Убеждение судьи, сложившееся в ходе изучения материалов дела при подготовке его к судебному заседанию и даже в ходе исследования и оценки доказательств во время судебного разбирательства, полностью игнорируется.
Другие субъекты уголовного судопроизводства, выступающие на стороне обвинения (потерпевший, гражданский истец, их представители), в ходе судебного разбирательства могут в полной мере реализовать свои процессуальные права, о которых уже сказано выше (см. гл. 4 учебника). Их участие, как и участие государственного обвинителя, - тоже важное средство, содействующее суду в поиске истины, в принятии им законного, обоснованного и справедливого решения по делу. В связи с этим закон не относится безразлично к вопросу об их явке на судебное заседание. Но он дает дифференцированные решения с учетом той роли, которую призваны выполнять соответствующие участники, и специфики конкретных категорий дел.
Судебное разбирательство обычно происходит при участии потерпевшего. Вместо потерпевшего либо вместе с ним в судебном разбирательстве может участвовать и его представитель. Неявка без уважительных причин потерпевшего по делу частного обвинения влечет за собой прекращение дела за отсутствием состава преступления (ч. 3 ст. 249 УПК). Дело публичного или частно-публичного обвинения может быть рассмотрено в отсутствие потерпевшего, за исключением случаев, когда его явку суд признает обязательной. Обычно это бывает в случаях, когда вынести законное и обоснованное решение, в том числе приговор, нельзя без должного учета его показаний.
С учетом специфики процессуального положения гражданского истца и, естественно, его представителя последствия их неявки могут быть иными. Их отсутствие, как правило, не препятствует разбирательству дела. Но такое разбирательство обычно влечет за собой оставление иска без рассмотрения, что не препятствует предъявлению соответствующих исковых требований в порядке гражданского судопроизводства. Вместе с тем гражданский иск одновременно с уголовным делом может быть рассмотрен и в отсутствие гражданского истца. Это возможно в трех случаях (ст. 250 УПК): когда об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель, когда иск поддерживает прокурор либо когда подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском (подробнее о гражданском истце и гражданском иске см. § 3.8 гл. 4 и гл. 5 учебника)
Сторону защиты представляют: подсудимый, его защитник, при определенных обстоятельствах - законный представитель, а также гражданский ответчик и его представитель. В стадии судебного разбирательства они тоже приобретают всю полноту процессуальных прав, дающих возможность эффективно защищаться от предъявленного обвинения или иных претензий, вытекающих из уголовного дела (необходимые сведения о таких правах приведены в § 4.1-4.6 гл. 4 учебника).
Законодатель уделяет существенное внимание обеспечению личного участия в судебном заседании субъектов уголовного судопроизводства и данной группы. В отношении подсудимого он требует, чтобы данный участник судебного разбирательства присутствовал лично, и его явка в суд, по общему правилу, является обязательной. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено. Если своевременно извещенный подсудимый не явится в суд без уважительных причин, его по постановлению судьи можно подвергнуть приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения на более строгую.
В случае, когда подсудимый обвиняется в совершении преступления небольшой или средней тяжести, дело по его ходатайству может быть рассмотрено судом в его отсутствие (ч. 4 ст. 247 УПК), как иногда говорят, - заочно.
Что касается защитника, то он может участвовать в разбирательстве любого уголовного дела. В качестве защитника наряду с адвокатами по решению суда могут быть допущены близкие родственники подсудимого и другие лица. При производстве в мировом суде названные лица могут быть допущены в качестве защитников и без участия адвоката. При неявке защитника и невозможности его замены судебное разбирательство подлежит отложению. Замена защитника производится по правилам, установленным ст. 50 УПК. Новому защитнику предоставляется возможность знакомиться с материалами дела, беседовать наедине с подсудимым, по его ходатайству суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия (ч. 3 ст. 248 УПК).
Неявка гражданского ответчика или его представителя не останавливает рассмотрения гражданского иска.
Суд и активно состязающиеся перед ним процессуально равноправные стороны составляют основу рационально организованной функциональной системы судебного разбирательства.
Правильное, рациональное распределение функций между судом и сторонами, активное состязание процессуально равноправных сторон при руководящей, направляющей роли суда - залог высокого уровня демократичности и организованности системы судебного разбирательства, эффективности ее функционирования.
Помимо суда и сторон в судебном разбирательстве участвуют и иные лица, призванные выполнять вспомогательные функции, в основном функции, связанные с доказыванием.