Средневековое государство в западной Европе.
С распадом Франкской империи в IX в. в истории Западной Европы наступил период феодальной (политической) раздробленности. Ее возникновение напрямую связано с возникновением крупной земельной собственности. Сеньории приобретали облик государства. Частная собственность сеньоров ослабляла публичную власть государства. Крупные феодалы, представители титулованной знати, формально подчинявшиеся королю, как вассалы, на самом деле становились вполне независимыми. Они имели право чеканить монету, вести войны, осуществлять суд в своих владениях. В их распоряжении были собственные вассалы. Король был отнюдь не самым могущественным сеньором, а всего лишь «первым среди равных». С XII в. королевская власть стала набирать силу, повела наступление на политическую самостоятельность крупной знати. Для усиления своей власти монархи использовали отношения вассалитета (короли стали практиковать конфискацию землевладения за нарушение присяги), оформление сословий, борьбу городов с феодалами за установление самостоятельности. Внедряются принципы подчинения населения публичному праву государства. Увеличиваются размеры королевского домена (земли, принадлежавшие непосредственно королю и не разделенные между представителями высшей знати), что позволяло ему получать значительные доходы, содержать большую армию, ставило в меньшую зависимость от непосредственных вассалов. Например, во Франции в начале XIV в. королевский домен составлял уже ¾ территории страны. Складывается аппарат государственного управления (чиновничество), не связанного с феодальной знатью и преданного лично королю. В Западной Европе в XIV – XV вв. складываются единые крупные национальные (в основном однонациональные) государства, объединенные властью одного монарха (Франция, Англия, Испания). Нередко это происходило в результате крупных военных конфликтов. Например, первое крупное однонациональное государство в Западной Европе – Франция, появилась в результате Столетней войны (1337 – 1453 гг.) между французским и английскими королями.
Параллельно процессу созданию централизованных государств королевская власть была вынуждена пойти на признание политических прав сословий. В XIII – XIV вв. стали возникать органы сословно-представительной монархии. Результатом соглашения власти и сословий стали органы сословного представительства: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и лантаги в германских княжествах, кортесы в Испании, риксдаг в Скандинавских странах, сейм в Чехии и Польше и т.д. В них приглашались или избирались представители крупных феодалов, духовенства, рыцарства, горожан, иногда и свободного крестьянства (Швеция, Кастилия). Сословные представительные собрания обладали значительными правами: требовалось их согласие на введение дополнительных налогов (т.о. они контролировали финансы короля); участвовали в обсуждении государственных дел, проектов законов. В Англии и Испании сословные собрания собирались регулярно, во Франции – время от времени по решению королевской власти. Именно тогда появилась формула: «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Т.о., сословные собрания не давали королевской власти превратиться в деспотическую. К тому же, в борьбе за создание единых централизованных государств короли, как правило, опирались на органы сословного представительства. С другой стороны, наличие сильных соперников и противников в лице крупных феодалов, католической церкви, городских коммун приводило к ограничению произвола верховной власти. В своем развитии государственная власть Западной Европы развивалась не путем подчинения общества, а путем установления сотрудничества с ним, в чем можно усматривать глубинные истоки становления западноевропейской демократии современного типа.
Иной вариант развития средневековой государственности – сохранение полицентризма, т.е. политической раздробленности, был представлен Италией и Германией. Длительная борьба между германскими императорами и римскими папами поставила первых в зависимое положение от имперских князей, владетелей отдельных частей Германии, и от вольных городов. Всего на территории Священной Римской империи существовало ок. 300 небольших государственных образований. Города объединялись в союзы, крупнейшим из которых был северогерманский торговый союз – Ганза. Нередко они вели войны между собой и против императора. В 1356 г. при императоре Карле IV они добились принятия т.н. Золотой буллы, согласно которой император Германии избирался коллегией курфюрстов – крупнейших светских и духовных князей. В XIV в. сложился и представительный совещательный орган – рейхстаг, в который входили представители духовенства, имперской знати и городов. Однако реальной властью он не обладал. Императоры не имели ни общеимперской казны, ни суда. В войнах зависели исключительно от поддержки германских князей. Схожая ситуация сложилась на землях Италии, поделенных между римским папой, светскими князьями и городами-государствами.
Понятие модернизации.
Конец XV – начало XVI вв. является своеобразным рубежом, отделяющим Средневековье от Нового времени. Именно в это время отмечаются первые успехи модернизации. Под модернизацией понимается разрушение устоев традиционной цивилизации (к ней относится первобытность, древний мир, средневековье), формирование индустриальной цивилизации, которая строится на принципиально иных основах, движение к обществу современного типа. Модернизация – это довольно сложный и длительный процесс, который охватывает все стороны жизни общества. Она включает в себя:
· урбанизацию – рост числа городов, именно город получает экономическое преобладание, оттесняя деревню на второй план;
· индустриализацию– замену ручного труда машинным, преобладание в производстве последнего;
· демократизациюполитических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства;
· Невероятно быстрый по сравнению с прошлым рост знаний о природе и обществе;
· секуляризацию– освобождение духовной и общественной жизни от влияния церкви, обмирщение сознание, появление атеизма.
Данные процессы меняли облик человека, его систему ценностей, представления о месте и роли в жизни. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего мира, в котором он жил, воспринимал его как нечто неизменное. Современный человек рассматривает общество и природу с иной точки зрения, считает возможным и желательным их изменение к лучшему. Иным становится отношение к государственной власти, которая лишается божественного ореола, рассматривается с рациональной точки зрения, оценивается по результатам ее деятельности на благо всего общества. Меняется массовое сознание, хотя в нем традиционные представления сохраняются дольше, чем в сознании передовых деятелей, прежде всего науки и культуры. Изменяется темп жизни. Уходит в прошлое патриархальная медлительность. Модернизированный человек – это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям в окружающей жизни. Она уже не ограничивается географическими или социальными рамками (своего сословия), ощущает себя частью более крупной общности (социального слоя, нации). Процессы, связанные с модернизацией, занимают длительное время.
Начало процесса модернизации тесным образом связано с утверждением капитализма (буржуазных отношений) в обществе. Это взаимно обуславливающие процессы. Капитализм ориентирован на постоянные новации, свободную конкуренцию, которая стимулирует частную инициативу. В этих отношениях, капитализм полностью противоречит духу традиционализма.
Процесс модернизации в XVI – XVIII вв. еще не приобрел четких очертаний, проявлялись лишь в отдельных странах. Поэтому этот период выступал как подготовительный этап для разворачивания процесса модернизации, в ходе которого подрывались основы традиционализма. Географически эти процессы ограничивались передовыми странами Западной Европы и Северной Америки. Остальные регионы мира включились в них не ранее середины – второй половины XIX в., и то, как объекты колониальной экспансии ведущих европейских стран.
18. Научные достижения в познании мира и их последствия на этапе перехода к Новому времени (конец XV – XVII вв.).
Открытием Американского континента в 1492 г. итальянцем, перебравшимся в Испании Х. Колумбом, начинается эпоха Великих географических открытий, когда были расширены географические познания европейцев, открыты новые континенты и регионы мира, которые включаются в общемировые хозяйственные отношения. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, достиг морским путем Индии. Европейцы достигают Китая и Японии, о которых раньше имели лишь смутные представления. На карте земли оставалось все меньше неизвестных мест. Изменилось представление о форме земли. Кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519 – 1522 гг.) подтвердило догадку, что земля имеет форму шара. Раздвинулись границы мира, были созданы основы для формирования глобальной цивилизации.
Однако европейцы не стали бескорыстными первооткрывателями. Новые земли превращались в их колонии. К концу XVI в. складываются первые колониальные империи, принадлежащие Испании и Португалии. В дальнейшем в этот процесс активно включаются Англия, Франция, Голландия. Негативным результатом этого стала гибель древнейших цивилизаций Центральной и Южной Америки (цивилизации майя, инков, ацтеков; более развитые цивилизации Китая и Японии «закрыли» свои страны, запретив въезд иностранцам), развитие торговли африканскими рабами (из за недостатка рабочих рук в Америке, их использовали на плантациях; с XVI по XIX вв. было обращено в рабство и вывезено с Африканского континента ок. 10 млн. негров), прямой экономический грабеж колоний (вывоз сырья, драгоценных металлов, неэквивалентная торговля). Все это стало условием процветания колониальных европейских стран и ценой первой стадии европеизации мира.
Последствием Великих географических открытий было перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан (это стало причиной экономического упадка Италии и Испании в начале XVII в.), появление единого европейского рынка и начало складывания мирового рынка. Появляются первые товарные и фондовые биржи (экономическим центром стали Антверпен, затем Амстердам), акционерные компании, усложняются кредитные и банковские расчеты, операции с ценными бумагами. Изменились условия и темпы накопления капитала, главными формами которых стали колониальная торговля, откупа государственных налогов, предоставление монархам денег под высокие проценты, налоговые льготы и субсидии от них. Произошла революция цен – их резкое повышение (стоимость хлеба за XVI в. выросла в 5 – 7 раз; причинами этого был гигантский приток драгоценных металлов из Америки (12 млн.кг. за столетие), рост населения, прежде всего городского). Это привело к падению уровня земельного дворянства, жившего за счет фиксированной земельной ренты. С другой стороны, это обогатило купцов, финансистов, продавцов сельскохозяйственной продукции, владельцев промышленных предприятий, которые жили за счет предпринимательской прибыли.
XVII столетие стало веком великой научной революции. Научная мысль Европы переживала невиданный взлет. Произошла революция в умах. Многие традиционные представления о мире были опровергнуты наукой. В качестве основополагающего принципа познания и понимания мира утвердился рационализм(от лат. разум, т.е. познание мира с помощью человеческого разума). Рождается новая наука, принципиально отличная от свойственного Средневековью способов объяснения окружающей действительности.
В конце XVI – первой половине XVII в. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Данные приборы расширили границы мира, открыв то, что ранее было невидимо глазу. Еще в 1455 г. И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание. К 1500 г. в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано ок. 40 тыс. наименований книг. Серьезные достижения были сделаны в области естествознания, астрономии. Польский ученый Н. Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира, которая была подтверждена Дж. Бруно и Г. Галилеем. Немецкий астроном И. Кеплер открыл законы движения планет в солнечной системе. Создателем классической механики стал английский математик, механик и физик И. Ньютон, который открыл закон всемирного тяготения. Новая картина мира требовала философского осмысления, которое было намечено в философских построениях Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Р. Декарта.
Новые представления о мире утверждались не без борьбы. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Произведения, в которых высказывались новые идеи,вносились в списки запрещенных книг, свирепствовала инквизиция. Конфликты с католической церковью часто заканчивались для ученых трагически. На костре инквизиции за свои взгляды был сожжен как еретик Дж. Бруно, Г. Галилея церковники заставили отречься от своих научных убеждений.
19. Социально-экономическое развитие Западной Европы в конце XV – XVII вв. Утверждение капиталистических отношений.
В экономической жизни все более одерживали победу новые буржуазные отношения (капитализм). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в. (Генуя, Флоренция и др.), а затем проявились во многих странах Западной Европы. Европа была первой цивилизацией, где они зародились и одержали победу. XVI в. стал начальной фазой перехода к капитализму, который в масштабах Европы утвердился лишь к XIX столетию.
Проявлениями капитализма современные ученые (при всем разнообразии интерпретаций данного понятия) считают возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капитала, высокая степень рациональности как в организации производства, так и в отношении к труду, подчинение экономической жизни требованиям эффективности и прибыльности, наличие частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатация наемных рабочих, которые лишены средств производства и вынуждены продавать свою рабочую силу. В современной науке термин «капитализм» все чаще заменяется понятием «индустриальное общество».
Центрами развития буржуазных отношений были города. Здесь постепенно складывается новый социальный слой – буржуазия, который формировался из купцов, ростовщиков, цеховых мастеров, а также банкиров, промышленников-предпринимателей, нарождавшейся государственной бюрократии. Буржуазия располагала капиталами, которые начинают вкладываться в производство. Быстрый путь к приобретению капитала открывался через торговлю и ростовщичество.
В XVI в. на смену ремесленному (цеховому) производству приходит мануфактура.Это крупное производство, основанное, в отличие от ремесла, на внутреннем разделении труда (по отдельным операциям) и наемном труде рабочих.Однако, как и в ремесленном производстве, на мануфактурах по-прежнему господствует ручной труд. Существовало две формы мануфактуры. Начальной формой была рассеянная мануфактура, при которой предприниматель раздавал сырье ремесленникам-надомникам, принимал произведенный ими готовый товар. Более развитой была централизованная мануфактура, когда предприниматель создавал крупное производство в пределах одного помещения (мастерская, верфь, шахта), сам приобретал сырье, материалы, оборудование. Целью крупного капиталистического производства стало извлечение прибыли.
Наемными рабочими на мануфактурах становились ремесленники, а также крестьяне, которые в результате сложных экономических процессов отрывались от привычных занятий и средств производства, вынуждены были уходить в города (процесс раскрестьянивания). Например, в Англии, выражением этого стал процесс огораживания, когда землевладельцам было выгоднее разводить скот и продавать шесть для быстро растущей суконной промышленности. В результате обработанные поля превращались в пастбища, а крестьяне изгонялись из деревни. В других странах (Франция, Нидерланды, Испания), эту роль выполняли непосильно высокие налоги. В целом, в деревне буржуазные отношения развивались гораздо медленнее, чем в городе. Их выражением здесь стали фермерские хозяйства, которые были основаны на наемном труде крестьян, лишившихся своей земли (батраков). В роли деревенской буржуазии выступали богатые крестьяне, купцы, иногда и феодалы. Значение дворянства, как основного военного сословия, в связи с внедрением огнестрельного оружия, а также падения доходов от земли в результате революции цен (фактическое снижение стоимости фиксированной ренты от земли), резко упало. Часть дворянства нашла выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых операциях, внедрении краткосрочной аренды на своих землях. Это было так называемое новое дворянство(англ. – джентри). В целом, для XVI в. стала характерна высокая социальная мобильность (подвижность) населения, несопоставимая со Средневековьем. Мог резко повышаться социальный статус отдельных лиц, становились доступны аристократические титулы и звания.
В разных странах Европы темпы развития капитализма были неодинаковы. Быстрее всего процесс становления индустриального общества шел в Англии, Северных Нидерландах, отчасти Франции, которые не знали резких остановок, шагов назад. При этом новый буржуазный уклад нередко существовал в «контексте» старых феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих быстро уходить в прошлое. База капитализма оставалась еще достаточно слабой, поэтому оставалась возможность для движения вспять. Это произошло в ряде европейских стран – Италии, Испании, Португалии, Германии. В Восточной Европе (в том числе в Германии восточнее Эльбы) это привело к возрождению барщинной системы, прикреплению крестьян к земле («второе издание крепостничества»). Здесь сказалось влияние рынка. Европейский рынок предъявлял спрос на зерно. Поэтому феодалы, чтобы гарантировать сохранение и увеличение собственных доходов возвращались к ведению барщинного хозяйства. В этом же направлении развивались социально-экономические процессы и в России.
Насколько быстро в той или иной стране шло становлении капитализма, настолько активно она вливалась в процесс модернизации. В итоге происходит перераспределение сил в мире и внутри западноевропейской цивилизации. Еще более резкой стала грань между Западом и Востоком. Окончательно определяется превосходство Западной цивилизации (включая Североамериканские колонии). Внутри западноевропейской цивилизации проявились разные градации, разделившие ее с точки зрения успехов в развитии капитализма и модернизации на центр и периферию. На уровень передовых стран вышли Голландия (Северные Нидерланды), Англия и Франция. На периферию оказались вытесненными Германия, Испания, Италия, Скандинавские страны, страны Восточной Европы. При этом даже страны, относящиеся к центру, развивались несинхронно, неодинаково. Новая эпоха требовала постоянных новаций, гибкости политических и экономических структур.
Эпоха Возрождения.
Начало модернизации не исчерпывается только социально-экономическими процессами. Происходят поистине революционные изменения в духовной жизни Западной Европы. Это «Возрождение» и Реформация, которые разрушили средневековую систему ценностей, формировали новый взгляд на человеческую личность.
Культура Возрождения (фр.- Ренессанс) возникла в Северной Италии во второй половине XIV в. В XVI в. она утвердилась во Франции. Англии, Германии, ее влияние испытывали другие страны Европы. Северная Италия была регионом развитых густонаселенных городов-государств, центров транзитной торговли в Средиземноморье, где формы политической борьбы нередко принимали острые формы.
Деятели эпохи Возрождения полагали, что они формируют новую эпоху, основанную на восстановлении античной культуры, духовных ценностей, присущих античной цивилизации. Эпоха античности стала объектом ностальгии и поклонения. В Средневековье они видели мрачную эпоху варварства и невежества. Возрождение формировало представления, принципиально отличающееся от средневекового мировоззрения. Их основой было учение гуманизма (от лат. – «изучение человека», впоследствии трансформируется в человеколюбие), видными представителями которого были Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Валла, Л. Альберти, Пико де Мирандола. В центре духовной культуры гуманисты впервые поставили человека («открытие человека»), который рассматривался как индивидуальность и личность. Предназначением личности объявлялось самосовершенствование и саморазвитие. Особое внимание уделялось свободе человеческой воли. Человек ставился в центр Вселенной, выше иных материальных творений Бога, благодаря прежде всего своим творческим способностям. Т.о., в основе гуманизма были положены индивидуализм и антропоцентризм (от греч. – «человек»). Выдвигался идеал нового человека – творца своей судьбы и своего бытия. В соответствии с этими представлениями ломались сословные перегородки, мерилом ценности были объявлены не происхождение, богатство или знатность, а добродетель, доблесть, стремление к совершенству. Примеры этого деятели эпохи Возрождения видели в античности, выступали за восстановление античной культуры, изменение системы образования, которое было бы основано на изучении античной философии и литературы, греческого и латинского языков. Они были убеждены, что впервые осознание ценности человеческого бытия было достигнуто древними греками и римлянами. При этом гуманисты не выступали против религии как таковой. Они стремились совместить две шкалы ценностей – религиозную и материальную, отвергали средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в возвеличивании красоты мира, человеческого тела, плотской любви и наглядно достигалась в живописи и скульптуре. Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти своим творчеством воспевали совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе, в которой также старались совместить гармонию двух начал (Дж. Боккаччо, Петрарка). Описание плотской чувств чередуются с выражениями безответной или самоотверженной любви.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели эпохи Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Условием этого выдвигались накопленные знания, которые помогают человеку сделать правильный выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама выбирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Сами деятели эпохи просвещения старались утвердить данные представления своим примером (неслучайно их принято называть титанами эпохи Возрождения).
Началась эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой морали, подчиняющей индивида целому (сословию, корпорации, церкви). Однако безудержный индивидуализм имел и свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Наряду с титанами Возрождения эта эпоха породила таких классических в истории злодеев (интриганов, убийц, отравителей, распутников), как Цезарь Борджиа, Лоренцо Медичи и др. Поэтому деятели позднего Возрождения нередко в своем творчестве выражали трагическое отношение к жизни (У. Шекспир – пьесы «Гамлет», «Король Лир», «Макбет»).
Став первоначально достоянием узкого круга интеллектуалов, идеология Возрождения проникала в массовое сознание, меняла традиционные представления. Появившись в Италии гуманистические идеи распространились в другие страны Европы, вызвав появление новых мыслителей – М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), М. Сервантес (Испания), А. Дюрер (Германия) и др. Благодаря деятелям эпохи Возрождения в XVII – XVIII вв. в Европе утверждаются принципы открытости, свободы научного поиска, веротерпимости, уважения личности и самоценности человека, благодаря которым европейская цивилизация получила новое измерение.