Возникновение и политический строй древних государств

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ

В книге рассматриваются вопросы возникновения, становления и развития государства и права Беларуси на протяжении столетий. Раскрывается сложный процесс поэтапного развития белорусской государственности. Уделяется внимание органам власти и управления, судебным органам, законодательству, особенностям и тенденциям в развитии права.

Предназначено преподавателям, студентам средних учебных заведений и всем тем, кто интересуется историей белорусского народа.
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО БЕЛАРУСИ В IX-XII вв.

Возникновение и политический строй древних государств

Современная территория Беларуси была заселена людьми с древнейших времен. Археологические раскопки свидетельствуют, что в VП-V веках до н.э. население пользовалось железными орудиями труда (серпами, мотыгами, топорами, ножами и др.). Найдены также многочисленные следы ремесленного производства: стекольного, гончарного, кожевенного, обработки металлов и др.

Одной из наиболее сложных и важных исторических проблем остается вопрос о времени образования государств у народов Восточной Европы и характере их общественного и политического строя. В связи с малочисленностью письменных источников по этой проблеме были высказаны различные суждения. Так, в дореволюционной науке долгое время господствовала норманская теория, согласно которой первые государства в Восточной Европе были образованы иностранными князьями-варягами в 859-862 годах. Подобные ошибочные взгляды подвергались критике многими учеными (С. В. Юшковым, Б. Д. Грековым, Б.А. Рыбаковым и др.). Так, Б.А. Рыбаков считал, что археологичные источники свидетельствуют о высоком экономическом развитии восточно-славянского общества в V-III вв. до н.э. дошедшего «до уровня государственности», которое было прервано сарматским нашествием во 2 в. до н.э. (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.1982.C.30).

О существовании государств у наших предков - будинов и невров в VI-V вв. до н.э. сообщал Герадот, отмечая, что на совещание со скифами прибыли «цари» невров и будинов. О древности государств у восточных славян свидетельствуют также многотысячные военные экспедиции против Византии, римлян и германских народов в III-VII вв. н.э. По сообщению Баварского анонимного географа, к IX в. н.э. на нашей территории имелось более 700 городов, что свидетельствует об их длительном существовании. Не вызывает сомнения, что постройка городов производилась на протяжении ряда веков при наличии органов государственного управления, осуществлявших руководство строительством и надзор за содержанием в надлежащем состоянии общественных сооружений (рвов, стен, башен и др.). Вместе с городом появилась городская администрация и городские налоги.

О наличии государств у восточных славян до новой эры писали историки В.Н.Татищев, И.Забелин, М.Дьяконов и др. Так, И.Забелин писал: «Развитие нашей страны было, конечно, прежде всего, земледельческое…и началось оно по всему, вероятно, с той поры, когда по берегам Черного моря, появились греческие колонии, за 700 и 600 лет до Р.Х.» («История русской жизни с древнейших времен. М., 1908. С.363). М.Дьяконов в книге «Очерки общественного и государственного строя древней Руси» писал: «В начале истории не существует единого русского государства. На протяжении Европейской России, и то далеко не всей, существует целый ряд небольших государств» (СПб, 1910. С.68-69). Подобной мысли придерживался и академик В.И.Сергеевич, который писал: «Наша древность не знает единого «государства Российского»; она имеет дело со множеством единовременно существующих небольших государств. Эти небольшие государства называются: волостями, землями, княжениями» (Русские юридические древности. СПб. 1890.Т.1.С.1).

На территории древней Беларуси таких маленьких государств-княжеств было несколько десятков. Наиболее крупными среди них были Полоцкое, Туровское, Пинское, Берестейское, Минское, Новогрудское, Городенское, Слуцкое, Мстиславское княжества. В IX-XI вв. шел процесс сближения и объединения маленьких княжеств в более крупные государства. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское княжества, в зависимости от которых были многие небольшие княжества. Так, в зависимости от Полоцкого княжества находились Друцкое, Браславское, Лукомльское, Черейское княжества; от Турово-Пинского – Копыльское, Брагинское, Клецкое, Несвижское, Мозырское, Речицкое и т.д. В конце XII в. центром объединения белорусских земель становится Новогрудское княжество.

Первые государства восточных славян, как и других европейских народов, были сравнительно небольших территориальных размеров. По-видимому, каждый крупный город с прилегающими селами представлял собой определенное государство, в котором не было надобностей в большом штате постоянных долж­ностных лиц. В связи с этим государственный аппарат не получил такого развития, каким он был в крупных деспотических государствах.

Основными нормами, регламентирующими поведение население, было местное обычное право и правила, предписанные языческой религией. Языческие жрецы создавали для древних государств необходимую идеологическую основу и оказывали содействие в поддержании в обществе необходимого порядка, выгодного господствующему классу. Их функции тесно переплетались с государственными, особенно при решении важных государственных дел и осуществлении правосудия. Жрецы под видом различных гаданий, предсказаний и т.п. навязывали свою волю вечевым собраниям и отдельным должностным лицам.

В IX-XII вв. система органов власти и управления в государствах-княжествах на территории Беларуси была однотипной с другими славянскими государствами. Высшими органами власти являлись: князь, совет при князе (рада) и вече. Функции органов центрального управления выполняли отдельные должностные лица — посадник, тысяцкий, ключник, подвойский, тивун, а с появлением христианства — высшие представители православной церкви (епископ, игумены и др.). Князь был руководителем всех исполнительных органов, ему предоставлялось право решать вопросы государственного управления. Для решения более важных вопросов он совещался со своими ближайшими советниками "думчими", "лучшими, добрыми мужами", а для более широкого обсуждения - созывалось вече. Основной обязанностью князя была организация обороны государства от внешнего нападения и поддержание порядка внутри государства. В личном распоряжении князя имелась небольшая дружина, зачастую нанимавшаяся из иностранцев, которая несла охрану княжеского дома и выполняла поручения князя по поддержанию порядка внутри государства в мирное время. Во время военных походов дружина составляла ядро наиболее боеспособной части войск.

Вступление князя на престол происходило различными способами. Как правило, престол занимал один из наследников ранее правившего князя. Иногда приглашались на княжение чужие князья. Довольно частыми были случаи захвата власти силою, когда князь, опираясь на поддержку части населения или силы другого княжества, садился на княжение. В том числе имели место случаи принудительного посажения князя в том или ином государстве другим более сильным князем из числа своих родственников или друзей, которые взамен за это признавали руководящую роль более сильного князя и оказывали ему содействие в его военных походах. Однако и в таком случае государство не утрачивало своего суверенитета во внутренних и внешних отношениях. Наглядным примером различных способов вступления на княжеский престол может служить история жизни князя Всеслава Брячиславовича. который стал полоцким князем после смерти своего отца Брячислава в 1044 году. В 1067 году на Полоцкое государство был совершен поход объединенных сил Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Не добившись успеха в военных действиях, князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский путем обмана и клятвопреступления захватили в плен Всеслава Полоцкого и посадили его в заточение в Киеве. В 1068 г. в Киеве вспыхнуло народное восстание, в результате чего Изяслав был изгнан из Киева, а на его место был избран освобожденный из заключения Всеслав. Затем Всеслав оставил Киев и возвратился в Полоцк, откуда выгнал князя Святополка.

Вступление князя на престол сопровождалось определенным ритуалом, во время которого новый князь приносил присягу охранять территорию государства и его интересы, действовать в соответствии с местными обычаями. Условия вступления князя на престол оформлялись в договоре-ряде, который заключался князем с верхушкой господствующего класса. Некоторые древние нормы таких договоров нашли отражение в последующих законодательных актах. Например, в грамоте, выданной полочанам в 1511 г., имеются условия, которые были выработаны в древний период, когда Полоцкое государство было самостоятельным и полочане заключали договоры со своими князьями. Согласно этим условиям, князь обещался не вмешиваться в дела полоцкой церкви, не отнимать имущества у полочан, не пересматривать пошлин и прежних судебных решений, не препятствовать выезду свободных людей за границу княжества и др. (Акты Западной России. СПБ, 1848, т. 2. № 70).

Полномочия князя осуществлялись в основном в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Право издания новых законов прежде всего признавалось за коллегиальными органами - советом (радой) и вече. Судебная деятельность князя также ограничивалась. Как правило, он должен был отправлять правосудие совместно с членами совета и вече. В Полоцкой грамоте это правило также нашло свое отражение с учетом изменившихся политических условий, когда место князя занял воевода. В ней было записано: «а воеводе нашему Полоцкому мещан одному не судити, судити ему с бояры и мещаны».

Княжеский совет (рада) не имел постоянного состава. Князь мог приглашать к себе на совещания всех, кого он хотел, но вместе с тем он не мог игнорировать мнения наиболее влиятельных людей в государстве, особенно должностных лиц центрального и дворцового управления. К ближайшим советникам князя относились епископ, игумены, посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, наиболее уважаемые члены княжеской дружины, а также тивун градский, старцы градские. В письменных памятниках члены рады именуются «лепшие», «передние» мужи. Компетенция рады фактически сливалась с компетенцией князя, т.к. все важные вопросы он, как правило, обсуждал со своими советниками. При решении наиболее важных вопросов рада собиралась в полном составе. О зависимости Полоцкого князя от своих советников очень ярко повествует сага об Эймунде. В ней рассказывается, что когда Эймунд пришел с дружиной наниматься на службу к полоцкому князю Брячиславу, князь сказал: «Дайте мне время посоветоваться с моими мужами, потому, что они дают мне деньги, а я только их трачу» (Сапунов А. Сказания исландских или скандинавских саг о Полоцке, князьях полоцких и р. Западной Двине / В кн.: Полоцко-Витебская старина. Вып.III. Витебск.1916. С.2,16). При отсутствии князя все управление государственными делами сосредоточивалось в руках членов рады. На раде готовились и решения, которые подлежали обсуждению на вече (сойме).

Возникновение и политический строй древних государств - student2.ru Вече (сойм) являлся наиболее древним органом государственной власти. Вече возникло одновременно с государством и существовало во всех древних славянских государствах. Российский историк права В.Сергеевич считал, что «вече ... существует с незапамятных времен и было всегда» (Сергеевич В. Русские юридические древности. Т.2. Выпуск 1. Вече и князь, СПб, 1893.С.33.). Словом «вече», «снем», «сойм» в старину обозначалось всякое собрание, совещание. В актах ХIII-ХV веков в Беларуси получают распространение и такие названия собраний как «копа», «купа» (родственные слова копить, скопление, скоп, скупщина). Вече собиралось на торговой площади, около церкви в других местах. Полноправными участниками вече признавались только свободные люди не подчиненные семейной власти. Например, жители Друцка, приглашая к себе князя Рогволода Борисовича говорили: «Приезжай, князь, не мешкай, рады мы тебе; если придется, станем биться за тебя и с детьми» (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.,1959. Кн.1.Т.2. С.517). Отсюда видно, что отцы решали и за совершеннолетних детей. Какого-либо определенного числа лиц, явившихся на вече, для признания его полноправным не было, однако отсутствие пред­ставителей определенной части населения могло повлечь необязательность для них данного решения. Руководящая роль на вечевых собраниях принадлежала правящей верхушке. При подготовке созыва веча члены рады мобилизовывали зависимых от себя людей и требовали от них поддержки своим решениям, а также проводили определенную агитационную кампанию среди населения.

Все вопросы на вечевых собраниях решались подавляющим большинством голосов. Круг вопросов не был строго определен. Наиболее важными среди них были: избрание и изгнание князя, налоги, назначение и смещение высших должностных лиц, организация обороны государства, вопросы войны и мира, международные отношения, важные судебные дела.

Функции органов управления выполняли отдельные должност­ные лица, важнейшими среди которых были посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тивун. Посадник избирался вечем или назначался князем на неопре­деленный срок. Он выполнял функции наместника князя. Вместе с князем он заседал в княжеской раде, участвовал в отправлении правосудия, председательствовал на вече, разрабатывал новые законы и договоры с другими государствами и т.д. Тысяцкий избирался вече или назначался князем на неопределенный срок. В военное время он командовал ополчением, а в мирное — ведал поддержанием порядка в городе и торговыми делами. Подвойский состоял в числе приближенных князя. Ему поручалось исполнение решений сойма и распоряжений князя. По-видимому, он же возглавлял и княжескую дружину. Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун. Они же ведали и некоторыми судебно-административными делами. Идеологическими вопросами, образованием, опекой над нищими и больными занималось духовенство, верхушка которого принимала активное участие во всей политической жизни государства и общества.

Наши рекомендации