Долгий парламент и политические реформы
3 ноября 1640 г. был созван парламент, который в дальнейшем получил название – Долгий парламент (1640 – 1653 гг.). Деятельность этого парламента стала главной политической формой государственных преобразований в стране. За этой деятельностью стояло широкое общественное движение противостояния монархии и, напротив, в ее поддержку, религиозные споры и межнациональные конфликты, вылившиеся в итоге в две последовательные гражданские войны в стране.
В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 – Палаты лордов. Самую значительную часть – более 250 депутатов – составляло новое рыцарство, главным образом, представлявшие города и – во вторую очередь – графства. В подавляющем большинстве в Палату общин вошли пресвитериане и другие противники государственной церкви.
Первым объектом политической атаки парламента стало положение англиканской церкви. По предложению лидеров Палаты Общин парламент рассмотрел список явных злоупотреблений и нарушений свобод и права, в том числе дела трех ранее осужденных граждан за памфлеты против епископов (по решению Звездной палаты, тем обрезали уши как за «клеветнические и оскорбительные речи»). Приговоры были отменены, Звездная палата осуждена, признана «вредной», и властью парламента ей было предписано выплатить осужденным значительные компенсации. В начале 1641 г. парламент приступил к обсуждению петиции (и затем билля) «О корнях и ветвях», где предусматривалось уничтожение епископальной власти. Хотя билль был принят позднее, епископальное устройство англиканской церкви перестало существовать. И что еще важнее – епископы были изгнаны из Палаты Лордов. Это существенно изменило политический вес палат в пользу Общин.
Были сокращены судебные полномочия короны. Парламент ликвидировал суды королевской прерогативы (чрезвычайные судебные палаты). Советы по делам Севера и Уэльса, ограничил юрисдикцию Тайного совета. Все суды справедливости (кроме канцлерского) были аннулированы, и взамен подтверждены исключительные полномочия судов общего права, которые исторически находились в сфере влияния статутного права парламента. Тем самым парламент обеспечил за собой главенство в сфере юстиции.
Но самым значимым было то, что парламент декларировал свою независимость от короны. Специальным биллем (от 15 февраля 1641 г.) было постановлено, что беспарламентское правление короля не может длиться долее трех лет и что если корона не приняла бы мер к созыву парламента в законоустановленные сроки, лорд-канцлер и лорд-хранитель печати обязаны самостоятельно предпринять меры к созыву депутатов под угрозой импичмента. Тогда же было записано, что парламент нельзя распустить ранее 50 дней от созыва. Тем самым парламент из королевского превращался в национальный. Летом 1641 г. были приняты важные постановления об исключительных правах парламента в налогообложении.
1 декабря 1641 г. королю была представлена обширная петиция под наименованием Великой ремонстрации. В ней парламент настаивал на признании короной незыблемыми «основных законов и начал управления королевства», на отказе от порочной правовой политики (монополий, налогообложения без согласия парламента, самостоятельности в распоряжении имуществами короны и др.). Подтверждалось упразднение епископата и церковных судов. Гарантией «охранения законов и свобод королевства» должно было стать бесспорное преимущество судов «общего права».
Король был вынужден утвердить Ремонстрацию. Она означала признание определенного политического равновесия в стране. Поэтому корона решила перехватить инициативу политики в свои руки, и Карл I издал декларацию о защите короны от парламента и о сборе армии.
4 января 1642 г. король прибыл в парламент в сопровождении войск, чтобы лично арестовать пятерых наиболее деятельных оппозиционеров. Это было воспринято как нарушение привилегий парламента. Преследуемые укрылись под защитой лорда-мэра Лондона и горожан. После обмена декларациями об обоюдном нарушении прав. Карл I вынужденно покинул столицу. В стране наступило двоевластие. Началась война приказов, рассылаемых на места и короной, и парламентом. Объективным выходом могла быть и стала первая гражданская война в стране (1642-1646 гг.).
В период гражданской войны парламент предпринял меры к организации новой государственной администрации. Ее началом был организованный еще в сентябре 1641 г. исполнительный Комитет парламента (из 7 лордов и 48 членов Палаты общин). Ему поручалось контролировать ход дел в государственном аппарате, финансах, управление Ирландией и Шотландией, надзор за судами. Тем самым парламент вставал во главе и исполнительной власти. Верховенство парламента в делах управления было заявлено в особом постановлении Палаты общин, поддержанном частью лордов, о подчинении Тайного совета (2 июня 1642 г.). Согласно постановлению, Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента, депутаты должны контролировать воспитание в королевской семье, давать согласие на династические браки. Предполагалось сделать парламент главенствующим в юстиции, при том что суд считался как бы полностью независимым. Существенно должны были сократиться полномочия исполнительной власти вообще, в том числе и короны.
В развитие этих начал в ходе гражданской войны под руководством парламента была создана сеть исполнительных комитетов: Комитет безопасности (1642), которому поручалось раскрытие заговоров роялистов; Комитет по ассигнованиям (1642), Комитет обоих королевств, т.е. Англии и Шотландии (1644), которому была предоставлена военная и внешнеполитическая сферы; Комитет по секвестрам имуществ роялистов (1644), Комитет по штрафам с родственников «пассивных роялистов» (1643). В 1643 г. парламент возобновил государственную печать, и юстиция стала отправляться от имени парламента.[17]
Наконец, парламент принял резолюцию о собственном законодательном верховенстве и о признании изменой неподчинения парламенту.
Фактически с 1642 года в Англии установилась республика, основанная на законодательном и судебном верховенстве парламента и подчинении парламенту исполнительной власти. Реально также сложилось несомненное преобладание нижней палаты – Общин, основанной на выборном представительстве.
В XVIII – XIX вв., по мере дальнейшего усиления власти и влияния парламента в государственном механизме Великобритании сформировалась и внедрилась в сознание правящей элиты идея о суверенитете парламента в сфере законодательной деятельности.[18]
В итоге в Англии был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться «парламентским правлением» (формально она трактуется таким образом и по сей день). Принцип верховенства парламента признавал за парламентом Англии также функцию контроля над правительством.
Заключение
В заключение хотелось бы обозначить роль и значение английского парламента для страны. С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства – сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.
Первой победой населения на пути становления парламента следует считать "Великую Хартию Вольностей", которые бароны подписала с королем Иоанном "Безземельным". Статьи этой хартии дали право им следить за выполнением своих прав, устанавливать налоги и иметь свое представительство при королевском дворе. Принятие этого документа было первым шагом к появлению настоящего парламента в Англии.
Вторым сложным шагом была гражданская война, происходившая в Англии в середине второй половине 13 века. Результатом ее стало появление первого выборного парламента в Англии, в котором смогли принимать участие не только рыцарство и духовенство, но и обычные городские граждане.
И третьим важным этапом был 14 век, в Англии появилась палата общин, в которой были представлены рыцарство и городское население, на законодательном уровне появилось не только высшее сословие английского общества, но и его более мелкая часть, что делало парламент, по-настоящему народный.
Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп - баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов – баронства – и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени – рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия. Развитие государственно-политического строя Англии в итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма. Этот парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в т.ч. внешнеполитических, проблем в интересах социального мира. К началу 20в. Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.
Думаю, что можно сказать, что в Англии раньше всего сложились предпосылки для формирования правового государства и гражданского общества. Основой для этого, по моему мнению, послужили особенности англичан как нации, в первую очередь:
- сильнейшее свободолюбие, развитию которого, прежде всего, способствовала географическая обособленность (римские рабовладельческие нравы не были здесь особо известны);
- стремление быть независимым в своих делах, но в то же время быть верным долгу и чести, библейским истинам (пуританские нормы жизни);
- бережливость и трудолюбие, плюс здоровое стремление к обогащению себя, а на основе этого и всей страны;
- сильно развитое чувство национальной гордости и человеческого достоинства, основанное, прежде всего на экономических и военных успехах государства.
Список используемой литературы, документов, интернет-ресурсов:
1. Петрушевский Д.М. «Очерки из истории английского государства и общества в средние века»
2. Гутнова Е.В. «Возникновение английского парламента»
3. Крашенинникова Н., Жидкова О. «История государства и права зарубежных стран»
4. В. Кучма. «Государство и право средних веков, часть 2»
5. Есаян Э.С. «Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права»
6. Омельченко О. «Всеобщая история государства и права»
7. Марченко М.Н. «Правовые системы современности»
8. Великая Хартия Вольностей 1215 г. (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, том 1, под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой)
9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=449894#1
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Парламент_Великобритании
11. http://www.sedmitza.ru/lib/text/443033/
[1] Д.М.Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общества в средние века.
[2] См. там же
[3] Е.В.Гутнова. Возникновение английского парламента.
[4] Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.
[5] В.В. Кучма. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ ч.2.
[6] К.И.Батыр. Е.В.Поликарпова. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Том 1.
[7] Д.М.Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общества в средние века.
[8] В.В. Кучма. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ ч.2.
[9] К.И.Батыр. Е.В.Поликарпова. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Том 1
[10] Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.
[11] Есаян Э.С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права.
[12] В.В. Кучма. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ ч.2
[13] Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.
[14] Д.М.Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общества в средние века.
[15] В.В. Кучма. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ ч.2
[16] Омельченко О. Всеобщая история государства и права
[17] См. там же
[18] М.Н.Марченко. Правовые системы современности.