Основные положения о порядке оказания правовой помощи по уголовным делам
Содержание понятия правовой помощи по уголовным делам чаще всего раскрывается указанием на те следственные и судебные действия, которые могут быть выполнены по взаимным запросам органами и должностными лицами, действующими в разных государствах в сфере уголовного судопроизводства. К действиям такого рода обычно относят допросы, осмотры, выемки, обыски и некоторые другие процессуальные действия, перечень которых предусматривается в соответствующих международных соглашениях либо в обязательствах, даваемых на основе принципа взаимности (о такого рода соглашениях и обязательствах см. § 8 гл. 2 учебника).
При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:
правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;
правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.
В первом случае правила определяются, прежде всего, предписаниями российского УПК (см. ст. 453-456 УПК), иными актами, в том числе подзаконными, которые могут быть изданы на основе таких предписаний*(408), а также международными соглашениями, а при их отсутствии - обязательствами, данными на основе принципа взаимности (см. с. 63-64 учебника).
В соответствии с этими правилами обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу (как отмечено выше, в УПК оно названо запросом о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 453 и ст. 454 УПК. В нем обязательно должны содержаться, как минимум*(409), следующие сведения:
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости - также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Запрос, естественно, составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, направляющим его, заверяется печатью и переводится на официальный язык того государства, где он должен исполняться (переводятся и все документы, прилагаемые к запросу).
Направляется он не непосредственно в тот зарубежный орган, который должен выполнить просьбу, содержащуюся в запросе, а в один из следующих российских органов:
в Верховный Суд РФ - по вопросам его судебной деятельности;
в Минюст РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
в МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
в Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Последние и определяют дальнейшее продвижение запроса и приложенных к нему документов в соответствии с процедурами, установленными соглашением с государством, где он (запрос) должен исполняться, или обязательством, данным на основе принципа взаимности.
Доказательства, полученные иностранными органами, исполняющими запросы, и оформленные ими надлежащим образом, как безоговорочно предусмотрено ст. 455 УПК, "пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса (УПК. - К.Г.)".
Ряд специфических правил предусмотрен в УПК для случаев, когда запрос направляется с целью обеспечения вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, для выполнения с их участием следственных действий на территории Российской Федерации. Специфика эта в основном обусловлена стремлением оградить вызываемых лиц от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Именно таким стремлением можно было бы объяснить положение, предусмотренное ч. 4 ст. 456 УПК, где сказано, в частности, что "явившиеся по вызову лица: не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации". Не может быть ухудшено положение находящихся под стражей лиц, которых доставили в Российскую Федерацию для участия в следственных или судебных действиях (ч. 5 ст. 456 УПК).
В соответствии с УПК (см. ст. 458) допускается обращение с запросом об осуществлении не отдельных процессуальных действий, а комплекса действий по уголовному преследованию. Такое возможно в случаях, когда иностранец, находясь на территории Российской Федерации, совершает преступление и впоследствии оказывается за ее пределами. Российские правоохранительные органы, выполнив необходимые следственные действия, сталкиваются с невозможностью завершить производство по данному делу из-за отсутствия лица, которое должно быть привлечено к уголовной ответственности. При таких обстоятельствах они вправе поставить перед Генеральной прокуратурой РФ вопрос о направлении собранных материалов в государство, где скрылось данное лицо, и запроса о его уголовном преследовании.
Особенностью второй группы правил (правил, относящихся к обращениям за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств) является в первую очередь то, что их содержание в значительной мере зависит от специфики действующего в государствах, откуда в Российскую Федерацию могут поступать запросы, уголовно-процессуального законодательства. Этим законодательством руководствуются зарубежные органы при составлении своих запросов. Оно также может быть принято к исполнению российскими правоохранительными органами, "если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации" (ч. 2 ст. 457 УПК).
При отсутствии просьбы о применении норм уголовно-процессуального законодательства, действующего в стране, откуда поступил запрос, процессуальные действия совершаются в порядке, установленном УПК РФ. Их результаты оформляются по правилам, установленным этим УПК с учетом требований международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам.
В случаях, когда российский правоохранительный орган, на который возложено выполнение запроса, поступившего из-за рубежа, сталкивается с обстоятельствами, исключающими возможность осуществить соответствующее процессуальное действие, он вправе отказаться от выполнения запроса и возвратить все материалы с указанием причин. Во всяком случае, когда запрос "противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности" (ч. 4 ст. 457 УПК), он должен быть возвращен без исполнения.
Перед российскими органами, участвующими в производстве по уголовным делам, может быть также поставлен вопрос об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на основании материалов, собранных зарубежными партнерами в отношении гражданина Российской Федерации, который, находясь на территории их государства, совершил преступление, а затем скрылся "у себя дома". Такой вопрос предварительно рассматривается Генеральной прокуратурой РФ, а затем в соответствии с ее указаниями решается по предусмотренным УПК правилам, которые регламентируют уголовное преследование или возбуждение уголовного дела (см. ст. 459 УПК)*(410).
§ 3. Выдача (экстрадиция)
Выдача (экстрадиция) лиц для уголовного преследования или отбывания наказания - форма сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства, которая является, пожалуй, самой старой, возникшей еще в древние времена.
При усвоении современных процессуальных правил реализации данной формы сотрудничества следует, прежде всего, иметь в виду, что их содержание в определенной мере зависит от того, откуда исходит запрос о выдаче и каковы его цели. С учетом этого такие правила подразделяются на две группы:
правила, регламентирующие направление запросов о выдаче соответствующими органами иностранных государств лиц для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями либо для отбывания наказания, назначенного им приговорами российских судов;
правила, регламентирующие исполнение запросов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, о выдаче лиц, находящихся на территории Российской Федерации, для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями или для отбывания наказаний, назначенных приговорами судов иностранных государств.
Для правил направления запросов такого рода компетентными российскими органами наиболее характерными основаниями и условиями являются следующие (ч. 1 и 2 ст. 460 УПК):
запрос может быть направлен иностранному государству при наличии международного договора с данным государством либо письменного обязательства Генерального прокурора РФ осуществлять на основе принципа взаимности выдачу этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
запрос возможен, если деяние, в связи с которым он (запрос) направляется, по законодательству обоих государств является уголовно наказуемым;
запрос о выдаче для уголовного преследования лица, совершившего преступление в Российской Федерации и впоследствии скрывшегося на территории иностранного государства, возможен в случаях, когда предполагается преследование за совершение преступления, которое может повлечь лишение свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание;
запрос о выдаче для исполнения приговора, вынесенного российским судом в отношении лица, которое впоследствии скрылось на территории иностранного государства, допускается в случаях, когда данному лицу предстоит отбытие наказания не менее строгого, чем 6 месяцев лишения свободы.
При наличии таких оснований и условий все необходимые материалы направляются в Генеральную прокуратуру РФ, которая уполномочена направлять запросы компетентным органам иностранных государств.
К запросу о выдаче предъявляются не менее жесткие требования, чем к запросу об оказании правовой помощи, о котором говорилось в предыдущем параграфе данной главы учебника. Он должен содержать (ч. 4 ст. 460 УПК):
1) наименование и адрес запрашивающего органа;
2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов*(411).
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора - заверенная копия вступившего в законную силу приговора со справкой о неотбытом сроке наказания.
Существенным моментом, связанным с характеристикой правил, по которым должны делаться запросы компетентными российскими органами, являются положения (см. ст. 461 УПК), ограждающие лиц, выданных во исполнение таких запросов, от преследования за деяния, которые не были основанием для выдачи. К примеру, человека, выданного по запросу, в котором говорилось о том, что он совершил хулиганство, без согласия выдавшей стороны нельзя подвергать уголовному преследованию, скажем, за шпионаж или какое-то другое преступление, не похожее на хулиганство.
Для правил исполнения запросов о выдаче, поступивших от компетентных органов иностранных государств, наиболее характерными основаниями и условиями являются следующие (ч. 1-3 ст. 462 УПК):
российская сторона по запросам вправе выдавать иностранных граждан и (или) лиц без гражданства. Граждане Российской Федерации выдаче не подлежат, поскольку это категорически запрещено ч. 1 ст. 61 Конституции РФ;
выдача названных лиц возможна, если деяние, вменяемое в вину лицу, в отношении которого поступил запрос, является преступлением по законам не только запрашивающей стороны, но и Российской Федерации;
при запросе о выдаче для уголовного преследования основанием для нее (выдачи) может служить совершение выдаваемым лицом преступления, наказуемого лишением свободы на срок свыше одного года;
при запросе о выдаче для исполнения приговора основанием для нее (выдачи) может служить осуждение выдаваемого лица к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более строгому наказанию;
выдача может состояться, если "иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации" (п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК).
При оценке оснований и условий для выдачи российской стороной лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства, необходимо иметь в виду, что в ст. 464 УПК дан обширный перечень обстоятельств, препятствующих выдаче. Эти обстоятельства объединены в две группы.
К одной из этих групп относятся обстоятельства, при наличии которых в выдаче должно быть отказано. В их число включены следующие обстоятельства (ч. 1 ст. 464 УПК):
- лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
- лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью его преследований в государстве, из которого поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
- лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, уже осуждено в Российской Федерации за деяние, за которое его собираются преследовать в государстве, направившем запрос, либо в отношении этого лица был вынесен оправдательный приговор или решение о прекращении уголовного дела;
- по российскому законодательству уголовное дело в отношении лица, которого касается запрос, не может быть начато в силу истечения срока давности уголовного преследования или иных обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела (см. § 4 гл. 9 учебника);
- имеется вступившее в законную силу решение российского суда о наличии иных (предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации) препятствий для выдачи данного лица.
К другой группе отнесены обстоятельства, которые дают право принять решение об отказе в выдаче. В число обстоятельств этой группы включены (ч. 2 ст. 464 УПК):
- деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по российскому уголовному закону преступлением;
- деяние, в связи с которым поступил запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
- за то же самое деяние в Российской Федерации уже осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче;
- уголовное преследование лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения*(412).
Решение о выдаче принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При обстоятельствах, указанных в ст. 465 УПК, выдача может быть отсрочена либо осуществлена на ограниченное время. В случае отказа от исполнения запроса о выдаче
Генеральная прокуратура РФ уведомляет компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
При принятии решения о выдаче названные должностные лица должны письменно уведомить лицо, в отношении которого оно принято. Одновременно ему должно быть разъяснено, что решение вступит в законную силу по истечении 10 суток с момента получения уведомления, а также что решение может быть обжаловано в суд и что до рассмотрения судом жалобы оно не должно исполняться.
Жалоба на решение о выдаче подлежит рассмотрению в суде субъекта РФ по месту нахождения лица, подавшего ее, с соблюдением процедуры, установленной ст. 463 УПК. Суть этой процедуры можно было бы охарактеризовать следующими положениями:
суд должен состоять из трех судей - членов данного суда субъекта РФ;
его заседание проводится в течение месяца со дня получения судом жалобы и должно быть открытым;
в нем должны участвовать прокурор, лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитник, если он участвует в уголовном деле;
заявителю предоставляется возможность устно обосновать свою жалобу, а прокурору - оспорить его доводы;
вопрос о виновности выдаваемого лица не обсуждается;
проверяется только соответствие решения о выдаче требованиям законодательства и международным договорам;
по итогам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих определений:
- о признании решения о выдаче лица незаконным или не-обоснованным и его отмене;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.
Это определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня его вынесения.
Закон (ч. 1 ст. 467 УПК) требует, чтобы передача выдаваемого лица осуществлялась, как правило, в тот срок и в том месте, которые сообщаются иностранному государству, обратившемуся с запросом о выдаче. Если последнее в течение 15 суток не примет выдаваемое лицо, то это лицо может быть освобождено из-под стражи. С учетом конкретных обстоятельств срок передачи может быть откорректирован на основе взаимной договоренности сторон, участвующих в передаче выдаваемого лица.
При передаче выдаваемого лица с соблюдением правил, установленных ст. 468 УПК, допускается также передача предметов, являющихся орудиями преступления, а также предметов, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем.